Консультации для родителей
консультация

Матвеева Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Влияние шахмат на развитие детей»

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте - в 4-6 лет. Ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе и способствует гармоничному развитию ребенка.

Шахматы оказывают благоприятное воздействие на развитие детей дошкольного возраста. Так, шахматы развивают у ребенка пространственное воображение, логическое мышление, память и способность самостоятельно мыслить. Сейчас древняя игра активно используются в качестве метода воспитания детей. Способствуя гармоничному развитиюшахматы помогают малышам в возрасте 3-6 лет подготовиться к школе.

Специалисты советуют приучать к шахматам гиперактивных детей. Спустя несколько занятий они станут более уравновешенными и спокойными. Кроме того, во время партии внимание концентрируется на одном процессе, благодаря чему вырабатывается усидчивость.

Нельзя отрицать, что шахматы положительно влияют на будущее детей. В частности, древняя игра приучает юных шахматистов к ответственности и самостоятельности. С каждой новой партии ребенок понимает, что он сам принимает решения и только от его действий зависит исход поединка. Расплата за совершенную ошибку не заставит себя долго ждать.

Развитие логики и пространственного воображения

Прежде всего, шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного, интуитивного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист в процессе игры.

Развитие памяти

Шахматы очень помогают в развитии разных видов памяти. Во-первых, развивается оперативная память, т.е. память, содержащая те сведения, которые используются в данный момент времени. Необходимость рассчитывать различные варианты, а значит и удерживать в голове информацию о тех вариантах, что уже рассчитаны и их результатах, и тех вариантах, что еще требуют расчета и обдумывания - все это тренирует оперативную память. Также игра способствует развитию долговременной памяти. Уже обладая небольшими практическими знаниями, шахматист в своей партии использует предыдущий опыт. Если он помнит, что в похожей позиции противник однажды уже смог получить выигрыш, значит, он сделает другой ход.

Формирование характера и воли

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Развитие целеустремленности

Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. Умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается у ребенка от игры к игре и в конечном итоге формирует целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. Планомерные, регулярные занятия шахматами способствуют все более широкому развитию этих качеств. И, что особо нужно отметить, дети с каждым занятием начинают понимать, что они что-то могут делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

Эмоциональный интеллект

Шахматисты во время игры наблюдает за партнером, пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. Так формируется способность понимать свои эмоции и эмоции других людей и управлять ими. Это умение потом очень пригодится во взрослой жизни.

Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса - вполне обычное явление для большинства людей. Справиться с этим явлением помогают шахматы. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Регулярные шахматные баталии вырабатывают умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.

Развитие творческих способностей и возможностей

Одним из важнейших достоинств шахматной игры является то, что шахматы могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активным досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме иногда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, - вдохновение. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.

Развитие способности к обучению

Начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты - как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой.

Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

Конечно, если родители сами умеют играть в шахматы, они могут начать обучение ребенка игре и самостоятельно, без помощи профессионального педагога, но на определенном этапе обучения они столкнутся с некоторыми «подводными камнями», которые благополучно обходит опытный специалист. К тому же одним из необходимых элементов обучения является обязательная игра с соперниками, имеющими примерно одинаковый уровень и багаж знаний и умений, Участие в турнирах, что также является неотъемлемой часть процесса обучения детей игре в шахматы.

Перед родителями часто возникает вопрос: «С какого возраста начинать учить ребенка шахматам». Однако психологи и тренеры не могут дать им единого ответа. Некоторые дети готовы начинать знакомиться с игрой в 3 года, а другие — приступить в начальной школе. Мозг ребенка в возрасте 3 лет очень пластичен и может легко воспринимать поступающую информацию. Шахматы для ребенка 3 лет принесут пользу только при наличии желания учиться.

Существует несколько способов заинтересовать ребенка 3-6 лет шахматами. Прежде всего, в эту игру должны играть близкие ему люди. Видя времяпрепровождение своих родных, малыш начинает активно интересоваться деревянными фигурами, передвигающимися на доске. При этом можно поддержать ребенка, научив его основным правилам игры. Также дошкольнику рекомендуется показать несколько нехитрых приемов, например, детский мат.

Книги и рассказы о древней игре вызовут интерес и эмоциональный отклик у детей. В частности, лучше использовать книги с большим количеством иллюстраций. Кроме того, можно найти мультфильмы, в которых главные герои играют в шахматы.



Предварительный просмотр:

КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ К ПИСЬМУ

АННОТАЦИЯ

Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Матвеева Марина Анатольевна


«Как подготовить руку дошкольника к письму»

Учимся правильно держать ручку, карандаш

Почерк — одна из насущных проблем школьной образовательной системы.

Одной из причин, влияющих на почерк, является технические проблемы – положение бумаги, руки, качество ручки, поза пишущего.

Важно научить ребенка правильно держать ручку, точнее речь пойдет о правильном положении пальцев в момент письма.

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует обратить внимание на три основных момента:

  • научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
  • научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
  • научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно?

Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

От того, как ребенок держит пишущие предметы, зависит и его здоровье. Неправильный захват при письме может негативно сказаться на зрении ребенка, привести к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается слишком сильным нажимом на карандаш. Поэтому дошкольник будет уставать, выполняя письменные задания. При правильной постановке руки будут развиваться необходимые мышцы, что также повлияет на способность писать продолжительное время.

Признаки неправильного захвата карандаша:

  • Большой палец во время письма находится ниже указательного;
  • Пальцы находятся далеко от пишущей части;
  • «Щепоточный» захват (три пальца расположены на одном уровне относительно пишущей части);
  • Карандаш лежит на указательном пальце;
  • Слишком сильный нажим на бумагу;
  • Верхний конец карандаша при письме направлен в сторону, а не к плечу;
  • Ребенок поворачивает лист бумаги, а не карандаш.

Так как основной вид деятельности дошкольника — это игра, она нам и поможет научить ребенка правильному положению ручки или карандаша в момент письма или рисования.


Разберем самые распространенные из них:

«Играем с салфеткой»

Пригодится бумажная салфетка. Удерживаем салфетку между ладонью, мизинчиком и безымянным пальцем. Ребенок держит в пальчиках карандаш так, чтобы и он остался в ладони, и салфетка. Пока она находится между пальцами, ваш малыш будет точно удерживать предмет. Повторяйте упражнение чаще, чтобы ребенок запомнил положение руки.

 «Рисуем мелом»

Мелки – простой и понятный инструмент, с помощью которого малыш учится рисовать. Чтобы сделать занятия полезными, просто поломайте один брусок на небольшие куски (длиною не более 3 сантиметров). Такие кусочки тяжелее удерживать всей ладонью и ребенок схватит его тремя пальцами. Позже это научит его держать ручку в нужном положении.

«Дартс»

Метание дротиков также можно обернуть в полезную игру. Когда ребенок берет дротик, его пальцы принимают то же положение, что и при рисовании. Поменяйте дротик на письменный предмет. Пусть ребенок постепенно опустит карандаш к игровому полю – бумаге. 

Как подготовить ребенка к выполнению письменных заданий

В школе дети каждый день сталкиваются с заданиями, требующими письменного решения. Чтобы быть к этому готовыми, необходимо начать подготовку руки к письму еще в дошкольном возрасте. Для этого прекрасно подойдут игры и упражнения на развития мелкой моторики.

Подготовка руки к письму содержит несколько этапов:

  • научение труду руками (различного рода поделки, лепка, живопись и рисунок). Это означает: развитие моторики, глазомера, пространственной ориентации, внимания, умение работать аккуратно, заканчивать любое дело, а не бросать его на полпути.
  • формирования чувства ритма – научение согласованию движения и слова с соблюдением определенного ритма;
  • научение рисовально-графическим работам – раскрашивание, рисование по клеточкам, штриховка и др.
  • формирование правильной ориентации в пространстве — ориентировка на рабочей поверхности (например, на бумажном листе).

Упражнения для рук при подготовке руки к письму

Существует ряд эффективных упражнений для того, чтобы подготовить руку малыша процессу письма. Вот некоторые из них.

Упражнение «Пианист»

Малыш кладет ручки на твердую поверхность стола ладошками вниз. Необходимо поднимать пальчики по очереди. Сначала поднимаем пальчики одной руки, потом – другой. Повторяем упражнение, наоборот, т.е. с другой руки.

Упражнение «Новая волна»

Ручки малыша лежат на твердой поверхности, как в упражнении «Пианист». Только теперь нужно поднимать пальчики друг за дружкой на разных руках в одно и то же время. Начинать следует с мизинчиков.

Упражнение «Скрепочка»

Малышу следует напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул. Затем нужно опускать и поднимать пальцы, стараясь, чтобы карандаш не выскользнул.

Упражнение «Волшебные палочки»

Счетные палочки, карандаши, трубочки, ручки в количестве 10 или 15 штук выкладываем на твердую поверхность. От малыша требуется ловкость для того, чтобы собрать все палочки по очереди, используя только одну руку, а потом снова их выложить по очереди на рабочую поверхность. Важно собирать и выкладывать палочки именно по одной. И нельзя помогать себе другой рукой.

Упражнение «Ловкие шаги»

Снова напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул (как в упражнении «Скрепочка»). Лучше держать письменный прибор на уровне вторых фаланг пальцев. Теперь с этим карандашом, так, чтобы тот не упал, делаем пальчиками очень маленькие перемещения (шажки) по рабочей поверхности стола. Нужно «пройти всю доступную поверхность в пределах территории, куда дотягивается рука малыша.

Упражнение «Мельница»

Снова напрячь указательный и средний пальцы, и зажать между ними карандаш, но только самый его кончик. От малыша требуется так повернуть руку, чтобы можно было захватить второй рукой другой, свободный, кончик карандаша. Карандаш как бы совершает вращение. При этом направление письменного прибора следует соблюдать от груди. Необходимо добиться, чтобы малыш совершал не менее 7 оборотов. Но, чем больше, тем лучше.


Упражнение «Шарик»

Малышу нужно использовать свое воображение и представить, что у него в ладошках мячик небольших размеров. Теперь этот воображаемый мячик нужно перекатывать из стороны в сторону. Для наглядности можно по первости использовать настоящий шарик.

Очень часто при научении письму у детей возникает так называемый «писчий спазм». Это когда в процессе письма их пальчики начинают неметь и появляются болезненные состояния, что отбивает желание у будущего первоклассника вообще учиться писать. Это явление можно предупредить при помощи простого упражнения.

Упражнение «Дружба»

В положении сидя, малышу следует поставить ручки на уровень глаз, соединив ладони друг с другом. Потом одну ладонь необходимо сдвинуть немного вниз, а пальцы другой руки согнуть и как бы обнять пальцы сдвинутой вниз ладошки. Перед выполнением таких ручных «объятий» вдыхаем носом, и выдыхаем непосредственно в процессе выполнения упражнения. Делать упражнение нужно двумя руками по очереди, раз 10 – 15.


Что помогает подготовке руки к письму?

Предлагаем вам ознакомиться со списком самых эффективных занятий в деле подготовки руки вашего малыша к письму:

  • игры с мозаикой;
  • конструкторы (особенно те, где можно завинчивать различные шурупы и гайки);
  • работа с бумагой, проволокой (бусы, поделки, гирлянды, оригами и пр.);
  • плетение браслетов, шнурков, бисероплетение и пр.;
  • вязальные работы крючком и спицами;
  • вышивка;
  • шитье и пришивание (пуговиц, например);
  • вырезание ножницами;
  • использование раскрасок, рисование (в том числе, мелом);
  • ручной труд: выжигание, выпиливание, лепка, аппликация.

Помимо подготовки руки к письму и формирования правильного захвата, необходимо научить ребенка, как нужно сидеть за столом при письме.

Ноги должны стоять на полу;

Спина должна быть прямая;

Локти нужно держать на плоскости стола;

Между телом и столом должно быть небольшое расстояние (с кулачок);

Лист бумаги или тетрадку стоит класть под углом 30 градусов по отношению к телу.https://chikipooki.com/uploads/hygiene-of-the-writing-768w.png



Предварительный просмотр:

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676368054_gas-kvas-com-p-obed-v-detskom-sadu-risunok-11.png


Составляем рацион питания для детей в 6 лет

С момента рождения питанию малыша мамы уделяют особое внимание. И вот вашему крохе уже 6 лет – вроде бы и большой стал, к школе готовитесь. Но это не значит, что питаться он может совсем по-взрослому

Рацион в возрасте 6 лет непременно отличается от рациона грудничков. Питание ребенка в этом возрасте уже достаточно разнообразное, но не стоит игнорировать строгое соблюдение необходимых норм приготовления.

Особенности рациона

Итак, ребенок садится за стол.

Еда не должна быть слишком горячей или холодной, поскольку это плохо отражается на органах пищеварительной системы – соответственно, грозит недомоганиями.

В 6 лет уже можно в разумных пределах есть и жареное и копченое.

При приготовлении блюд для общего семейного стола, по возможности откажитесь от использования таких острых приправ, как перец, хрен, уксус и горчица. Ребенок и без того имеет отменный аппетит, ему ни к чему лишнее раздражение слизистой желудка.

Зато свежую зелень дошкольнику кушать очень полезно. Смело предлагайте ему лук, чеснок, кинзу, петрушку, укроп и другие листовые овощи в составе салатов супов и тушеных блюд.

Есть аппетит – будем есть

В 6-летнем возрасте дети отличаются повышенной активностью, зачастую посещают спортивные и развивающие секции. Для данного возраста характерны колоссальные затраты энергии, поэтому отсутствие аппетита бывает редко.

Если ребенок отказывается от еды, не заставляйте. На это могут быть причины, например жаркая погода.

Летом рекомендуется сократить в рационе шестилетки число слишком сытных и жареных блюд.

Полезнее и приятнее будут сочные салаты из овощей или фруктов. Не стоит игнорировать сырые овощи, которые летом продают в изобилии.

Молочная продукция также рекомендована, особенно кефир и творог.

Обратите внимание на хранение продуктов. Не держите открытой «молочку» и салаты дольше 2-х часов.

В идеале нужно ежедневно предлагать ребенку только свежеприготовленную пищу.

Посчитаем калории

Одними из самых важных показателей здоровья дошкольника являются нормальная прибавка в весе и развитие согласно возрастным нормам.

Общая суточная калорийность ребенка складывается из основных приемов пищи примерно так: на завтрак и ужин должно приходиться по четверти, 35 % – на обед и оставшиеся 15 % – на полдник.

В целом калорийность ежедневного рациона дошкольника должна соответствовать цифре 1800-2000.

Потребность в витаминах следует покрывать за счет соков и фруктов, обязательны также молочные и кисломолочные блюда. Яйца нужно давать вареные или же делать из них омлет (лучше всего паровой). Следует помнить и о сырах твердых сортов.

В 6 лет ребенок, как правило, с легкостью съедает 250 г первого блюда, 80 г рыбы или мяса и 100 г гарнира.

График питания

В этом возрасте нельзя обходиться без завтрака. Дошкольник много двигается, и именно утренний прием пищи дает заряд бодрости организму. Только не покупайте сухие хлопья или быстрые каши. Все полезное требует времени и труда.

Кроме завтрака должны быть желательно в одно и то же время налажены обед, полдник и ужин.

Четкий график питания способствует выработке дисциплины. Перед сном детей лучше лишний раз не кормить, ведь из-за недостаточной выработки ферментов в это время суток у них могут возникнуть сбои в пищеварении

При нарушении правил питания и перекармливании ребенка по вечерам велик риск развития ожирения.

Сразу же после приема пищи крайне нежелательна физическая активность.

Меню

Еда должна быть не только полезной, а также вкусной, но и разнообразной. Одно и то же блюдо в течение дня ребенок кушать не захочет – и будет прав. Организм современного дошкольника требует большего, чем пару лет назад, количества питательных веществ.

Всегда интересно, чем и как кормят своих детей другие родители. Надеюсь, вам будут полезны эти отзывы реальных людей.

Завтрак:

каша (гречневая, пшенная – самые любимые) молочная либо рисовая с кусочком запеченной рыбки (филе) или сосиской;

какао.

Обед:

овощной салат (свежие сырые овощи, зелень);

суп или борщ;

макароны с мясной подливкой, картофель с тушеной рыбой, с запеченной курицей;

компот из свежих ягод или сухофруктов или сок.

Полдник:

кефир с печеньем, молоко с булочкой;

фрукт (яблоко, банан и пр.).

Ужин:

каша либо овощная солянка;

йогурт;

фрукты.

Это, конечно, примерное меню, вариантов того же гарнира много. Но вы видите, что блюда разнообразные. Важно – не слишком солить пищу.

Иногда можно побаловать на полдник ребенка выпечкой – печеньем или булочками. Хлебные изделия тем полезны, что помогают ребенку и много двигаться, и усваивать новое. А каждый прием пищи у нас завершается твердым овощем или фруктом – полезно и для всего организма, и для крепости зубов.

Справедливые запреты

Можно ли сладости? Они должны радовать ребенка лишь изредка. Понятно, что всегда найдутся добрые родственники, готовые купить деточке килограммы конфет, но нужно ограничивать своего ребенка в их употреблении. Не «подсаживайте» свое чадо на сладкое, как и на фаст-фуд или мясные полуфабрикаты.

Все еще действует наложенный с момента рождения запрет на кофе.

Осторожнее с копченостями – можно буквально маленький кусочек, но увлекаться не стоит. Подобные продукты даже для взрослого организма создают серьезную нагрузку, что уж говорить о малышах.

Старайтесь не давать детям грибы. Это опасный продукт, который к тому же тяжело переваривается.

В поисках витаминов

Их нужно много, поэтому возьмите себе на заметку список лучших натуральных источников:

  • клюква способствует улучшению памяти и развитию интеллекта;
  • в морской капусте содержится йод;
  • гречка, овсянка и фасоль – кладезь витамина PP, уберегающего ребенка от быстрого переутомления;
  • хорошее зрение обеспечивает витамин A, его много в моркови, абрикосах, щавеле, жирном сливочном масле;
  • плоды шиповника, смородина – кладезь витамина C;
  • свинина и горох «подарят» витамин B1, который так важен при умственных и физических нагрузках.
  • чтобы ускорить рост, нужно есть яйца, бородинский хлеб, сыр и творог – ведь они содержат «витамин роста» B2.

Источник: https://pitaniedetok.ru/vozrast/deti-6-let.html 



Предварительный просмотр:

Советы родителям будущих первоклассников

Подготовила: Матвеева Марина Анатольевна

Скоро в вашей семье появится первоклассник. Момент с одной стороны радостный (ваш ребенок вырос), с другой стороны – ответственный. Начало обучения в школе – один из самых серьезных переломных моментов в жизни ребенка.

Школа – это новые контакты, новые отношения, новая социальная роль – ученик, новые условия жизни и деятельности ребенка, большие эмоциональные, физические и умственные нагрузки. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.

Трудно все:  режим дня, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, эмоций, которые приходится сдерживать. Одним из самых сложных требований нового формата является требование дисциплины. Меняется и режим дня ребенка.

Школа – это большие психологические, интеллектуальные, функциональные, физические нагрузки, за которые ребенок, не готовый к школе платит порой самой дорогой ценой – здоровьем.

Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей. Порой не хватает родителям терпения, снисходительности, спокойствия, часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому, что не всегда учитывается длительность и сложность процесса. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по – настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Потому не ждите мгновенных результатов. Понятие «готовность» к школе интегральное, комплексное.

Прежде всего, ребенок должен быть здоров и готов психологически. Оценка готовности ребенка к школе по уровню интеллектуального развития ребенка – наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что самое необходимое условие готовности к школе – максимально большой объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старание родителей при этом не знает меры, а возрастные возможности при этом в расчет не принимаются.

Мы остановимся на психологической и интеллектуальной готовности. Итак, «психологическая готовность». Ребенок должен хотеть в школу, быть готов к роли ученика, к общению со сверстниками, к требованиям учителя, к сложностям учебной деятельности, в которой будут не только удачи, но и трудности.

К поступлению в школу ребенок должен научиться быть самостоятельным. Без помощи взрослых умываться, одеваться, обуваться, принимать пищу, пользоваться туалетом, привыкнуть в определенное время вставать, ложиться спать, обедать, завтракать и т.д. Если этому вовремя не научиться – ребенок будет выглядеть среди одноклассников неловким и неуклюжим, чувствовать себя « не в своей тарелке».

При интеллектуальной подготовке важно найти «золотую середину», не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что другие дети это умеют, дать ребенку возможность получить удовлетворение от достигнутого, и лишь потом переходить к чему–то новому, более сложному. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения. В интеллектуальной подготовке большая роль отводится родителям. Когда заниматься? Нужны ли для этого специальные занятия? В основном это происходит ежечасно, повседневно, не надо только отмахиваться от детских «почему, отчего, зачем?» Мы жители сельской местности. Сад, огород – огромная палитра красок, форм, размеров, огромный материал для классификации и обобщения, установления сходства и различия. Кроме системы знаний об окружающем мире, у ребенка перед школой должен сформироваться определенный запас представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал. Дети должны уметь различать пространственные представления (верх, низ, над, под, за, слева, справа, сбоку, посередине и т.д.). Дети должны  отличать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), уметь различать цвета, величину предметов (большой – маленький, толстый – тонкий, длинный – короткий), понимать понятие больше, меньше, часть, целое. Лучше данный понятия усваиваются непроизвольно, в ходе игровой деятельности.

Учите ребенка внимательно слушать вашу инструкцию, сосредоточиться на задании, работать без отвлечений.

Для успешного овладения навыком письма ребенок, поступающий в школу, должен правильно держать ручку, при этом рука не должна быть сильно напряжена или, наоборот, сильно расслаблена. Развивают мышцы пальцев раскрашивание, штриховка, рисование, лепка, работа с конструктором.

Одним из аспектов успешного обучения  является развитие речи. Ребенок говорит, подражая речи взрослых. Если он слышит речь небрежную, нечеткую, чересчур громкую и интонационно резкую, то ребенок будет говорить в соответствии с этими образцами. Не думайте, что случайно вылетевшее из ваших уст нелитературное слово, пройдет мимо ребенка. Все это появится при первом же удобном случае.

Словарный запас шестилетних детей, хорошо владеющих речью, более 3 тысяч слов, но чтобы ребенок овладел таким словарным запасом, следует систематически расширять тот запас слов, которыми он владеет.

Рассматриваете вы картинку, читаете книгу, слушаете сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся слова, на их значение.

Правильное произношение – одна из сторон развития ребенка. Ошибки в произношении – основа многих трудностей при обучении чтению и письму. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки является следующее упражнение. Ребенку предъявляются картинки, где исследуемый звук стоит в начале, в середине, в конце. Например, звук «р». Слова: рука – корова – забор. В результате такой проверки станет ясно, какие звуки ребенок произносит неправильно. Что же делать? Главное – не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться к специалисту. Коррекция произношения – сложный, длительный процесс.

Итак, важнее не учить читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учит писать, а создать условия для развития моторики движений руки и пальцев. Важен не объем знаний, а качество мышления, развитие способности слушать, понимать смысл.

И в конце, чтобы ярче представить портрет готового к школе ребенка нарисуем суммарный словесный портрет первоклассника неготового к школе

- чрезмерная игривость

- недостаточная самостоятельность

- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность

- неумение обращаться со сверстниками

- трудность контактов с незнакомыми взрослыми или, наоборот, непонимание своего статуса

- неумение сосредоточиться на задании, трудность словесного восприятия

 - низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщения, классифицировать, трудность выделения сходства и различия

 - плохое развитие координированных движений руки

- недостаточное развитие произвольной памяти

- задержка речевого развития.

Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит минуты общения с близким человеком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"

Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок -  будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...