Консультация для родителей "Рука развивает мозг"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

«Таланты детей находятся на кончиках пальцев», — так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспертов Мария Монтессори.

Составила учитель-логопед Чугина Елена Александровна, вывсшая категория

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruka_razvivaet_mozg.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ»

 Наши далекие предки вольно или не вольно заботились о развитии рук своих детей. Натуральное хозяйство требовало труда от всех членов семьи, включая самых маленьких. Почти всю домашнюю работы выполняли малыши, они же нянчили младших, кормили,  мыли, воспитывали. Бабушки и мамы заговаривали детские руки от всяческих напастей, пальчики перебирали и произносили «магические» слова. Они и до нас дошли, только уже как считалочки, как «пальцевые игры» типа «Сороки-белобоки». Но развивать ручки малыша можно по-разному. Главное условие, правда,всего одно. Ребенку должно быть интересно. 

Что там в пальчиках?

 В народе издревле белоручек не одобряли, детей стремились научить всем посильным умениям и замечали, чем больше навыков ручной работы осваивает малыш, тем смышленей он становится. И в наши дни одним из показателей и условий хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

 

«Путь к умной, светлой головке лежит через руки. Не надо заучивать стихи и счет. Не стоит обучать чтению и математике до школы. Куда важнее развить руки и речь. Бывает, приходит родитель и спрашивает, можно ли его чадо сразу во второй класс пристроить. Он и считать умеет и читать. А потом начинаешь проверять, и страшно становится, — говорит Любина Галина Алексеевна, доктор педагогических наук из Белоруссии, — Говорит плохо, не понимает инструкции, не умеет сосредотачиваться, читает, а пересказать не может, считает на пальцах. В общем-то, такого малыша и в первый-то класс отдавать рановато. А все потому, что родители вместо того, чтобы развивать речь и мелкую моторику, забивали голову ребенка ненужной, сложной и плохо усвояемой информацией. Пусть у соседей малыш учит три языка в студии развития, а вы со своим, лепите, играйте, развивайте все виды его памяти. Пройдет всего несколько лет, и разница в знаниях сотрется, а вот смекалистость и ловкость останется при вашем ребенке на всю жизнь».

 

По умелости детской руки специалисты на основе данных самыхсовременных исследований сделают вывод об особенностях центральной нервной системы и ее «святая святых» — мозга. И если когда-то подобные выводы базировались просто на опыте врачей и педагогов, то теперьвзаимосвязь мозга и руки аксиома – подтвержденная точнейшими датчиками специальных приборов. 

 

Именно рука – это самый надежный способ исследования мира. Вспомните, свою реакцию на надпись в музее «Руками не трогать», особенно, когда экспонат находится не под стеклам и его вполне можно было бы ощупать руками. У ребенка же движения доставляют мышечную радость. И чем младше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать. Кожа рук ребенка содержит примерно в каждом квадратном сантиметре до 100 нервных окончаний. Развивать их – главная задача родителя. 

Обучение в игре

 

 Самый простой способ развития мелкой моторики – это трудотерапия. Ну, например, вязание, вышивание, плетение, гончарное дело, лепка из глины. Для усидчивого ребенка может оказаться лучшим раскрашивание тканей, живопись, рисование. Если все вышеперечисленное не подходит можно предложить малышу работу с тестом, занятия с песком и водой, землей, ухаживание за растениями, домашними животными.  

 

Еще одно важно направление массаж. Сначала можно разминать ручки, начиная от большого пальца и до мизинца. Сначала растирая подушечку, затем медленно поднимаясь к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками. Кроме того обязательно стоит массировать ладошки. Причем не только руками, но и стеклянными шариками: «Смотри, не бьются, не ломаются, а только кувыркаются». Их же можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, стрелять на дальность и ловкость. Нет шариков? Не беда, возьмите два грецких ореха. Их можно катать между ладонями, удерживать между пальцами одной или обоих рук. Еще один инструмент – шестигранный карандаш, катая который ребенок стимулирует нервные окончания. Кроме того, карандаш можно пропускать между одним, двумя или тремя пальцами. Его нужно удерживатьв определенном положении, двигать так, чтобы получить зрительную иллюзию «мягкого резинового ластика». Кроме того, хорошим массажером являются четки. Перебирая их маленький человечек развивает пальчики, успокаивает нервы, учится счету . 

 

Ну и, наконец, самая важная часть развивающих игр касается пальчиковой гимнастики. Именно с нее, кстати, начинаются занятия логопедов с дошкольниками. Только и доносится из кабинета: сделай пальцами так, изобрази, покажи, пощелкай, сцепи. Часть игр напоминают знакомые нам с детства «козу рогатую» или «Сороку – белобоку». Но можно сшить пальчиковые куклы, оживлять которые детки должны сами. Куклами можно играть в футбол, показывать сценки из театра. Помогут в этом деле и игрушки-рукавички. Либо нарядные перчатки с изображением животных. Правда здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, самостоятельно распределять роли, писать сценарии, озвучивать сценки, подбирать декорации и музыку. Опять же очень хороши куклы – марионетки. А ведь их надо одеть и принарядить, для чего требуется сшить и связать костюмы. Разучить песни, для чего потребуются все музыкальные способности. И уж конечно самое главное – озвучить роль. То есть произнести красиво слова, в правильном порядке и с нужной интонацией.Столько заданий, что о работе рук просто подумать некогда – освоение проходит почти автоматически.  

 

Если это слишком сложно для вашего малыша. Попробуйте начать с самого простого упражнения для рук. Покажите детям, как большой палец здоровается со всеми остальными. Итак, Большой палец прикасается к Указательному и спрашивает: «Тебя как зовут?» Указательный гордо отвечает: «Меня зовут Указательный!». «А Фамилия у тебя есть?» — спрашивает Большой. «Моя фамилия – это наша общая фамилия (произносит фамилию малыша)». Далее большой палец обращается по порядку ко всем остальным. Заключает диалог Мизинец: «Я младший брат – Мизинец. Моя фамилия…». Продолжить «знакомство» можно и со всеми частями тела. Каждая ручка может рассказать о том, что она умеет делать, а что ей делать не нравится. В общем-то сделать игрушку можно из всего, что есть у вас под рукой. Главное оживить ее речью, действиями, движениями. Для малыша превращение варежки, тарелочки, картофелины, коробки и кусочков ткани является настоящим волшебством.

Чудо, да и только! Стать волшебником для ребенка, а потом и его сделать волшебником – не в этом ли величайшее счастье родителей!

 

«Мир с закрытыми глазами»

 

В тот момент, когда глаза закрываются, тактильные ощущения ребенка обостряются. На его ладошке пальцем можно рисовать буквы и фигуры, которые он должен называть. Кроме того, в слепую можно угадывать содержимое «волшебного мешочка». По инструкции родителя  малыш должен извлечь из него кубик, расческу, шишку, ключ, ложку, клубочек, фасолину, карандаш. Дополнить список можно и другими хорошо узнаваемыми предметами – машинкой, прищепкой, грецким орехом, зубной щеткой и так далее. Ребенок может описывать предмет, что бы его мама и папа угадывали, что он сейчас достанет. Большой, деревянный, маслянистый, мягкиий – все эти понятие в игре очень просто усваиваются.

Совсем маленьким деткам проще будет найти «такой же» предмет как у мамы: будь то скрепка или бархатный бантик.

 

 Еще один вариант игры в слепую – это обзавестись «классическими» материалами Монтессори вроде парных табличек: фанерных дощечек размером 7ч12 см, покрытые наждачной бумагой разной степени шероховатости, а так же приятными на ощубь тканями вроде бархата, шелка, вельвета, шерстяного одеяла. С помощью таких табличек легко развивать тактильную память: находить пары и контрасты, развивать ассоциативное мышление. С ребенком рассуждают: «На что похожи ощущения? Чем приятны – неприятны они? Что напоминает поверхность? Опиши ее».

 

Таким образом вместе с игрой развивается и речь. И не заметно при этом уходит напряжение. Именно поэтому не надо ругать ребенка за то, что он теребит краешек одежды, потирает ладошки, нервно вертит карандашом. Тактильные занятия успокаивают и помогают до биться душевного равновесия.

 Игра с песком

 

Играть с песком детки начинают с самого детства. Но лучше это делать не в песочнице, а на речке или на море. Ребенка можно научить делать самомассаж рук. То есть погружать их глубоко в чистый просеянный песок, перетирать его между ладоней, сжимать, «просеивать» сквозь пальцев. Проводятся упражнения на развитие пальцевой моторики: пальчики «ходят гулять», по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют «на пианино». Малыши с удовольствием оставляют различные следы на влажном песке: отпечатки рук, ног, следов от ботиночек. Малыша можно попросить поставить ладонь на ребро и удерживать ее так. Песок при этом помогает ровно держать ладони тем детка, которые испытывают затруднения. Доставит удовольствие вашему ребенку рисовать пальцем на песке геометрические фигуры. Доказано, что это самый простой способ выучить на названия форм (круг, квадрат, треугольник), их величину (большой, маленький средний). Обязательно рекомендуют обучать детей проговаривать свои ощущения: «Мне нравится погружать свои руки в этот песок. Я чувствую тепло песка. Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно». 

 

С удовольствием дошкольники играют в «сыщиков» — находят спрятанные в песке вещи, строят ходы, лабиринты, колодцы. Дети любят играть в «секретики», когда игрушку закапывают поглубже, а место отмечают «секретиком» — веточкой, палочкой, камушком. Кроме того на песке можно построить целый город, его можно взвешивать, продавать, лепить из него «угощения», раскладывать в кульки и пакеты, перевозить, формовать.

 «Собираемся на бал» 

 

Мама предлагает ребенку представить, что нужно отправится на бал, и объясняют, что вот сейчас они начинают делать ему сложную воображаемую прическу, а сами при этом массируют голову. Затем как будто украшают прическу лентами, одевают серьги, поглаживая голову и многократно надавливая на мочки ушей. Затем делают легкий массаж шеи «украшая ее бриллиантами», примеривая воображаемые колье и бусы. На каждый палец надевают воображаемые кольца, на запястье – браслет, а значит разминают – массируют все пальцы. Грудь и спину украшают бантиками, долго возятся с «неподдающейся» застежкой – она как раз приходится на позвоночник. На ноги примеряют туфельки, конечно, хрустальные. А для этого приходится и пяточки посжимать, и пальчики ног помассировать, и ступню. Завершить игру очень просто: «Ах какая красивая принцесса у нас получилась! А теперь я приглашу тебя на танец», — по завершении которого малышка должна сама, раздеться и разложить украшения по полкам.  

 

Таким образом, незаметно налаживается контакт с родителем, пропадают капризы, утоляется тактильный голод, успокаивается мозг. Для мальчиков того же возраста игра будет называться «Собираемся на турнир рыцарей», «На охоту», «На битву». Сначала приходится примерять на голову шлем, на грудь и шею вешать рыцарские знаки, надевать и снимать детали доспеха, то удлиняя, то укорачивая, в общем доводя до совершенства. И так опять проходит незаметный массаж, пока рыцарь не сядет «удовлетворенный» на лошадку на встречу ратным подвигам.

 Глинотерапия

 

 Не случайно, согласно древним преданиям, первый человек был вылеплен из глины. Любой ее сорт является лечебным. Люди заметили, что гончары и игрушечники, работающие с этим материалом, редко болеют. Рука,входящая в контакт с глиной получает знания и опыт – основу мышления.

 

 А лепить можно многое. Например, кирпичики, чтобы строить крепости, домики для кукол и животных, стены – лабиринты. Деткам постарше можно доверить лепку посуды, глиняных фруктов, овощей, кукол, всех геометрических тел (шар, куб, призма, конус, цилиндр) и даже вазы. Кроме того, на куске сырой глины можно делать отпечатки ладоней и ступней и потом подписывать свое имя. При помощи палочек можно вдавливать буквы, создавая «черты и резы», делать буквы можно и из глиняных змеек и колбасок. 

 

Пальцы ребенка, работающего с глиной, получают естественнуюстимуляцию, активный массаж, профилактику и лечение одновременно.Конечно, возня с глиной – это определенные неудобства, беспорядок,необходимо иметь клеенку, фартук, нарукавники, дополнительные хлопоты по уборке, но результат от ловких пальчиков окупает все затраты. 

Ноги – это тоже руки 

 

Еще одна важная игра связана со снятием напряжения с ног. Как ни странно, для того, чтобы они отдохнули их необходимо заставить поработать. Для этого можно делать слепки ступней на глине и мокромпеске, либо на бумаге, обмакнув ножку в воду с небольшим добавлением зеленки. Очень хорошо для этой цели использовать обои. Бегать по ним можно всей семьей, а потом, сделав перерыв на то, чтобы помыть ноги гадать по высохшим следам, кому они принадлежат. Мерить, у кого самый большой след, а у кого след поменьше. Тут же на обои можно пристроить и желтые листья, изобилие которых сейчас есть и в лесу и в парке. Два-три ребенка могут собирать ногами листики в свою корзинку.  Кто больше наберет, тот и выиграл. Еще одно соревнование, связано с координацией. Каждый малыш зажимает между большим и вторым пальцем по карандашу и выполняет мамины инструкции. Написать имя, нарисовать огурец, яблоко, квадрат, солнце, дом треугольник.. Выигрывает тот, у кого рисунок больше соответствует замыслу. Для самых младших можно выбрать задания попроще: поаплодируй ступнями, разведи пальцы, пятка о пятку, ноги «здороваются», узнай, что за ткань (тут опять нам пригодятся таблички, о которых я упоминала ранее). Одним словом, различных вариантов может быть множество, главное это желание родителя доставить малышу настоящую радость такой вот полезной игрой.  

ТЕСТ НА РАЗВИТИЕ РУК

 

 Нормой считается, если ребенок может скопировать:

В два года вертикальную линию определенной длины

 – В 2,5 года – горизонтальную линию

 – В 3 года – круг

 – В 4 года – пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношения штрихов

В 5 лет – квадрат

 – В 5,5 лет – треугольник

В 6 лет – простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции.

 Или так. Попросите свое чадо нарисовать человека и оцените его в баллах.За каждый утвердительный ответ на вопрос, наградите ребенка 1 очком. А теперь считайте: У человека есть голова? У него две ноги? Две руки? Есть шея? Шея удлинена по отношению к плечам и туловищу? Плечи выделены хорошо? Длина туловища превышает ширину? Места соединения ног и рук с туловищем выделены хорошо?  У него есть глаза? Рот? Нос? Нос и рот имеют нормальные размеры? Можно ли различить ноздри? Есть ли на руках пальцы? Нормально развитый ребенок должен набрать: В три года – 2 очка, в 4 года – 6, в 5 лет – 10 очков, в шесть – 14. 

 

Говорящие руки

 

Текст

Дактильная речь

1. Раз – два – три – четыре – пять 

1. «Сурдопереводчик» последовательно  разгибает пальцы.

2. Вышел зайчик погулять.

 2. «Ножки» — два пальца одной

руки бегут по столу, а другой –

показывают «ушки».                         

3. Вдруг охотник выбегает,

3. Указательным пальцам изображается охотник-«ружье».

4. Прямо в зайчика стреляет.                                              

 

4. Указательный палец одной руки направляется на 2 пальца «ушки» другой.

 

5. Пиф– паф-ой-ой-ой, умирает зайчик мой

5. Кисть падает на стол, 2 пальца «ушки» лежат.

6. Привезли его в больницу…

 Кулачок одной ладони медленно

движется по другой

7. Оказался он живой!

7. «Ушки» вскакивают и рука весело прыгает.

 

Интересная идея для родителей 

«Несколько лет назад в одном детском саду и у себя дома мы попытались использовать игры в «сурдоперевод». На эту мысль нас натолкнули пародисты-«сурдопереводкичики», которых дети копировали настолько точно и забавно, что оставить детские способности было просто нельзя.

Теперь, когда один ребенок медленно рассказывает стихотворение, второй показывает его содержание. Так рука умнеет «не по дням, а по часам», если взрослые правильно к ребенку относятся» — уверенна автор книги «Рука развивает мозг» Галина Алексеевна Любина.


 

Консультация для родителей «Рука развивает мозг».

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, строили, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились… По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, профессии, характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки»,

«Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Руки опускаются», «Работать не покладая рук», «Своя рука – владыка».

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» — мозга, и если когда – то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях. Для современных нейрофизиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

В XX веке такие исследователи, как Выготский, Лурия, Валлон, Пиапсе, Венгер, Кольцова доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.

Психологи отмечаю, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

I-й этап мышления называют наглядно-действенным или предметно-действенным, с полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» — ведь только манипулируя предметами ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями, чем больше запас действий и проб накопит на своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко II-му этапу – наглядно-образному, когда оперировать будет уже не самими предметами, их образами: «печенье круглое, как колесо»…

III-й этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить в музеях, магазинах, на выставках. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется попробовать не только зрением, но и на ощупь. Ведь рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, сухости-влажности…

В процессе деятельности мышцы рук выполняют 3 основные функции:

органов движения

органов познания

аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов), если ребенок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает, обследует предметы? В специальной литературе принято выделять 5 основных движений:

легкое прикосновение (когда хотят убедиться в наличии предмета, его температуре…)

постукивание (дает возможность получить информацию о свойствах материала)

взятие в руки (начинает формироваться с хватания. Когда научиться брать в руки, обнаружит информацию о весе, форме, размере предмета).

надавливание (дает возможность определить мягкий или твердый предмет, из какого материала сделан).

ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми и мнущими движениями).

Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения, восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.

На основе «обследовательских» движений рук создано много известных игр: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Что звучало?», «Найди такой же», «Чудесный мешочек», «Что в черном ящике?».

«Таланты детей находятся на кончиках пальцев», — так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспертов Мария Монтессори.

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук, пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа.

Известный японский ученый Йосиро Цуцуми в течение 30 лет изучал древние манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».

Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии. Начиная с 2-х летнего возраста детей, обучают приемам самомассажа кистей рук и пальцев.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмованными приговорками.

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными шариками. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

Массаж грецкими орехами. Предлагается:

а) катать 2 ореха между ладонями;

б) прокатывать 1 орех между пальцами;

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.



 

4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаши между одним или 2 – 3 пальцами, удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество четок в прямом и обратном порядке.

Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить по ручной умелости особенности развития мозга, ЦНС, также степень соответствия возрастным нормам, степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению. Чаще всего анализируются графические умения детей. Так, английские исследователи Элстон и Тейлор оценивают, соответствует ли норме развитие мозга и руки ребенка по результатам копирования простейших геометрических фигур.

Нормой считается, если в 2 года ребенку доступно копирование вертикальной линии определенной длины; в 2,5 года – горизонтальной линии; в 3 года – копирование круга; в 4 года – пересекающихся линий, с соблюдением размеров и соотношения штрихов; в 5 лет – копирование квадрата, в 5,5 лет – треугольника, в 6 лет – простейших геометрических фигур с соблюдением размеров и пропорций.

Ученые Н.О.Озерецкий и Н.И.Гуревич предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и достоверны.

Задания для детей 4 лет

«Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется и другой рукой.

Оценка – вывод: правильно выполненное задание – норма. Если ребенок допускает неточности, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

«Нарисуй пальцами кружочки».

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка – вывод: задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

«Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки), взрослый предлагает ребенку протянуть:

а) левую руку для приветствия – «поздороваться»;

б) сначала правую руку, потом левую;

в) обе руки.

Оценка – вывод: если ребенок справился с «приветствием» — это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки, приподнимает плечи, открывает рот.

Задание для детей 5 лет

«Скатай шарики» (оценивается развитие мелкой моторики рук).

Ребенку дают лист папиросной бумаги (кальки) размером 5х5 см и предлагают скатать из нее шарик, но предупреждают – действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей, затем задание выполняется другой рукой.

Оценка – вывод: нормой для ведущей руки считается 15 секунд, для второй 20 секунд.

«Смотай клубок» (оценивается развитие мелкой моторики рук)

Ребенку дают нитку длиной 2м и катушку (можно заменить любым маленьким цилиндром) на которую надо быстро намотать нитку.

Оценка – вывод: Нормой для ведущей руки – 15 секунд, для второй 20 секунд.

«Собери спички в 2 коробка» на столе выкладывают 2 спичечных коробка и по 10 спичек около каждого. Ребенок должен уложить спички 2 руками одновременно в 2 коробка.

Оценка – вывод: нормой считается, если задание выполнено за 20 секунд.

Задание для детей 6 лет

«Порази цель» (оценивается точность и координация движений)

На расстоянии 1,5 м от ребенка вешают цель размером 25х25 см, в которую надо попасть мячом 9 диаметр 8 см)

Оценка – вывод: нормой считается, попадание в цель.

«Разложи на 4 кучки»

Ребенку дают 36 твердых игральных карт (или лото такого же размера) и просят одной рукой разложить их приблизительно на 4 одинаковых кучки. Затем тоже задание выполняют другой рукой.

Оценка – вывод: нормой считается, если ребенок справился с заданием за 35 секунд, ведущей рукой и за 45 секунд – второй.

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом А.М.Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга…», т.к. этому движению ребенок не обучался, то он является элементарным творческим двигательным актом» — пишет Мустафин.

На западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то 3-х летний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний – большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный определяют дети только с очень хорошей координацией. Авторы методики считают: если ребенок не сумел выполнить задание, он будет иметь проблемы не только с письмом и чтением, но и со счетом.

Поистине «таланты детей находятся на кончиках их пальцев».

Так давайте же их целенаправленно развивать каждый день, проводя пальчиковую гимнастику, развивая графические навыки и делая самомассаж пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Рука развивает мозг"

" исскусство воспитания имеет ту особенность . что почти всем оно кажется знакомым делом, а иным даже легким- и тем понятнее и легче кажется оно. чем меньше человек знаком с ним теоретически или практ...

Консультация для родителей "Рука развивает мозг"

«Рука развивает мозг»Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, строили, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. П...

консультация для родителей "Рука развивает мозг".

Консультация о пользе пальчиковых игр....

Консультация для родителей «Рука развивает мозг».

Консультация для родителей «Рука развивает мозг»....

консультация для родителей "Рука развивает мозг".

Слабую руку ребенка дошкольника нужно и необходимо развивать."Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей ш...