Консультация для родителей. Адаптация ребенка к детскому саду.
консультация по теме

Петрова Екатерина Алексеевна

В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. В этот период ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок почувствовал себя спокойно и уверенно, т.к. успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем следует в течении дня и как это будет происходить.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами».

К воспитателю ребенок также должен иметь возможность привыкнуть и удостовериться в том, что он готов взять на себя заботу о его благополучии, что на него «можно положиться». Это требует времени и терпения со стороны взрослого.

Наконец, совершенно непривычно для ребенка и представляют значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Важно отдавать себе отчет, что даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором.

Чтобы привыкание ребенка к ДОУ было максимально безболезненным, нужно сделать его постепенным.

Ступенчатая адаптация ребенка к ДОУ состоит в следующем:

- в течение 1-й недели ребенок посещает детский сад 2 часа;

- в течение следующей недели увеличивается время пребывания на 2 часа;

- так далее. Полная адаптация – 10-12 недель.

Порядок приема детей раннего возраста в ДОУ и алгоритм их введения в период адаптации

1 этап. Подготовительный

1.1   Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение должна быть разносторонней. Прежде всего, районный педиатр должен обратить внимание на состояние здоровья ребенка и, если нужно, провести необходимые оздоровительные мероприятия, поскольку здоровый организм легче может справиться с трудностями адаптационного периода. До поступления ребенка в коллектив следует максимально приблизить его домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Необходимо, чтобы правильно были организованы его бодрствование и сон, по возможности ликвидированы такие привычки, как укачивание, сосание пустышки и т.д. После вакцинации ребенка можно отправлять в дошкольное учреждение не раньше, чем через месяц, а при заболевании — после полного выздоровления, подтвержденного районным педиатром.

1.2   Знакомство с детским садом (июнь, июль)

Проводит директор учреждения. Родители регистрируются. Во время регистрации директор знакомит родителей с нормативными документами, определяющими работу ДОУ.

1.3   Первичный патронаж (август)

Проводят воспитатели группы. Проводится изучение условий жизни ребенка в семье, анкетирование «Первичный патронаж», оформляется медицинская карта ребенка, знакомят с режимом дня группы, определяются предварительный прогноз адаптации ребенка к ДОУ

1.4   Прогнозирование результатов адаптации (последняя неделя августа)

Проводится медико-педагогическое совещание, на котором старший воспитатель совместно с воспитателями определяют группы риска и разрабатывают  график приема детей, делают предварительный прогноз результатов адаптации. Старший воспитатель проводит консультирование педагогов и младших воспитателей по вопросам взаимодействия в период адаптации.

1.5   Ребенок поступает в детский сад

Старшая медсестра назначает дату прихода ребенка в детский сад, проверяет медицинскую карту, знакомит с режимом дня группы, требованиями к одежде и др., направляет их к педагогу-психологу. Педагог-психолог проводит собеседование с родителями и наблюдение за ребенком, анкетирование «Изучение социальной ситуации психического развития ребенка в семье» , знакомит с последовательностью ведения ребенка в период адаптации.     

Воспитатель за 1 день до прихода ребенка в детский сад проводит собеседование с родителями по организации жизнедеятельности ребенка в детском саду и направляет их к заведующей для заключения договора.

Директор заключает договор с родителями.

 

2         этап. Основной

Наблюдение проводится в течении 1 месяца и более в соответствии с 3-х ступенчатой последовательностью адаптации. Наблюдение осуществляют воспитатели, медсестра, педагог-психолог и старший воспитатель. Каждый выполняет свои функции.

1.    Воспитатель:·     

-совместно с младшим воспитателем организует жизнедеятельность детей и  заполняет адаптационные листы.

-проводит работу с родителями и корректирует посещение ребенком ДОУ в зависимости от его состояния.

-по окончании адаптации совместно с педагогом-психологом заполняет карту нервно-психического развития ребенка.

2.    Старшая медсестра:·    

- совместно с воспитателем проводит прием вновь пришедших детей;

- осуществляет наблюдение за состоянием детей в течении дня;

- еженедельно делает заключение о результатах адаптации и рекомендует о переходе (или не переходе) на следующую ступень адаптации;

- по истечении 1 месяца делает заключение о результатах адаптации;

- в начале и по окончании адаптационного периода взвешивает ребенка.

3.    Педагог-психолог:

- наблюдает за течением адаптации;

- дает рекомендации воспитателям и родителям;

- совместно с воспитателями определяет уровень нервно-психического развития ребенка и дает рекомендации по коррекции отклонений.

4.    Старший воспитатель:

-·наблюдает за деятельностью педагогов и регулирует взаимодействие работников группы.

 

3         этап. Заключительный

По окончании адаптации всех детей (февраль) старшая медсестра совместно с воспитателями и педагогом-психологом проводят обработку адаптационных листов, карт нервно-психического развития и на основании критериев степени адаптации определяют уровень адаптации в группе. По результатам адаптации проводится медико-педагогическое совещание, на котором воспитатели и старшая медсестра отчитываются о проделанной работе и проводят анализ адаптации в сравнении с прогнозом и прошлым годом.

 

Для того чтобы сформировать психологическую автономность, важно, чтобы ребенок был расположен к педагогу, чтобы время пребывания в детском саду было структурировано, предсказуемо, содержательно насыщено, чтобы в группе было много интересных игр и игрушек. Все это диктует необходимость специального подбора занятий, разработки структуры времени пребывания ребенка в группе.

 

Правила введения ребенка в дошкольное образовательное учреждение

 

1. Ступенчатая адаптация ребенка:

·         в течение 1-й недели – на 2 часа;

·         в течение 3-4 недели – на 3-4 часа;

·         и так далее.

2. Полная адаптация – 10-12 недель.

3. При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях ребенка целесообразно воздержаться от посещения д/с 2-3 дня.

4. В период адаптации обязательно сохраняются все привычки ребенка (включая вредные привычки).

5. Большое пространство групповой комнаты негативно влияет на самочувствие ребенка. Желательно первые дни в работе с вновь прибывшими использовать уголки ширмочки и находиться рядом с ребенком.

6. Важно оказывать положительную эмоциональную поддержку ребенку в период его пребывания в детском саду (от порога д/с до порога).

7. Нового ребенка настораживает большое количество сверстников. Рекомендуется в первые дни позволять ребенку играть одному, в стороне, поближе к воспитателю.

8. Воспрещается в период адаптации делать прививки, инъекции, стричь волосы и ногти ребенку.

9. Повышенное наблюдение за состоянием носоглотки ребенка.

10 Постоянное общение с ребенком. Озвучивание всех действий производимых с ребенком. Молчание пугает.

11. Все режимные процессы проводить спокойно, без суеты, без неприятных для ребенка ощущений.

12. Воздерживаться от состояния длительного ожидания чего-то (например: долгое сидение за столом в ожидании обеда).

13. Активное привлечение к режимному процессу. Все что ребенок умеет делать – он делает сам.

14. Требования, предъявляемые к ребенку должны быть посильными и выполнимыми (в противном случае - непослушание).

15. Единство и постоянство требований со стороны всех лиц. (Большое количество запретов влияет на нервную систему ребенка)

 

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_adaptatsiya.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к детскому саду.

В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. В этот период ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок почувствовал себя спокойно и уверенно, т.к. успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем следует в течении дня и как это будет происходить.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами».

К воспитателю ребенок также должен иметь возможность привыкнуть и удостовериться в том, что он готов взять на себя заботу о его благополучии, что на него «можно положиться». Это требует времени и терпения со стороны взрослого.

Наконец, совершенно непривычно для ребенка и представляют значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Важно отдавать себе отчет, что даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором.

Чтобы привыкание ребенка к ДОУ было максимально безболезненным, нужно сделать его постепенным.

Ступенчатая адаптация ребенка к ДОУ состоит в следующем:

- в течение 1-й недели ребенок посещает детский сад 2 часа;

- в течение следующей недели увеличивается время пребывания на 2 часа;

- так далее. Полная адаптация – 10-12 недель.

Порядок приема детей раннего возраста в ДОУ и алгоритм их введения в период адаптации

1 этап. Подготовительный

  1. Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение должна быть разносторонней. Прежде всего, районный педиатр должен обратить внимание на состояние здоровья ребенка и, если нужно, провести необходимые оздоровительные мероприятия, поскольку здоровый организм легче может справиться с трудностями адаптационного периода. До поступления ребенка в коллектив следует максимально приблизить его домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Необходимо, чтобы правильно были организованы его бодрствование и сон, по возможности ликвидированы такие привычки, как укачивание, сосание пустышки и т.д. После вакцинации ребенка можно отправлять в дошкольное учреждение не раньше, чем через месяц, а при заболевании — после полного выздоровления, подтвержденного районным педиатром.
  2. Знакомство с детским садом (июнь, июль)

Проводит директор учреждения. Родители регистрируются. Во время регистрации директор знакомит родителей с нормативными документами, определяющими работу ДОУ.

  1. Первичный патронаж (август)

Проводят воспитатели группы. Проводится изучение условий жизни ребенка в семье, анкетирование «Первичный патронаж», оформляется медицинская карта ребенка, знакомят с режимом дня группы, определяются предварительный прогноз адаптации ребенка к ДОУ

  1. Прогнозирование результатов адаптации (последняя неделя августа)

Проводится медико-педагогическое совещание, на котором старший воспитатель совместно с воспитателями определяют группы риска и разрабатывают  график приема детей, делают предварительный прогноз результатов адаптации. Старший воспитатель проводит консультирование педагогов и младших воспитателей по вопросам взаимодействия в период адаптации.

  1. Ребенок поступает в детский сад

Старшая медсестра назначает дату прихода ребенка в детский сад, проверяет медицинскую карту, знакомит с режимом дня группы, требованиями к одежде и др., направляет их к педагогу-психологу. Педагог-психолог проводит собеседование с родителями и наблюдение за ребенком, анкетирование «Изучение социальной ситуации психического развития ребенка в семье» , знакомит с последовательностью ведения ребенка в период адаптации.     

Воспитатель за 1 день до прихода ребенка в детский сад проводит собеседование с родителями по организации жизнедеятельности ребенка в детском саду и направляет их к заведующей для заключения договора.

Директор заключает договор с родителями.

  1. этап. Основной

Наблюдение проводится в течении 1 месяца и более в соответствии с 3-х ступенчатой последовательностью адаптации. Наблюдение осуществляют воспитатели, медсестра, педагог-психолог и старший воспитатель. Каждый выполняет свои функции.

1.    Воспитатель:·     

-совместно с младшим воспитателем организует жизнедеятельность детей и  заполняет адаптационные листы.

-проводит работу с родителями и корректирует посещение ребенком ДОУ в зависимости от его состояния.

-по окончании адаптации совместно с педагогом-психологом заполняет карту нервно-психического развития ребенка.

2.    Старшая медсестра:·    

- совместно с воспитателем проводит прием вновь пришедших детей;

- осуществляет наблюдение за состоянием детей в течении дня;

- еженедельно делает заключение о результатах адаптации и рекомендует о переходе (или не переходе) на следующую ступень адаптации;

- по истечении 1 месяца делает заключение о результатах адаптации;

- в начале и по окончании адаптационного периода взвешивает ребенка.

3.    Педагог-психолог:

- наблюдает за течением адаптации;

- дает рекомендации воспитателям и родителям;

- совместно с воспитателями определяет уровень нервно-психического развития ребенка и дает рекомендации по коррекции отклонений.

4.    Старший воспитатель:

-·наблюдает за деятельностью педагогов и регулирует взаимодействие работников группы.

  1. этап. Заключительный

По окончании адаптации всех детей (февраль) старшая медсестра совместно с воспитателями и педагогом-психологом проводят обработку адаптационных листов, карт нервно-психического развития и на основании критериев степени адаптации определяют уровень адаптации в группе. По результатам адаптации проводится медико-педагогическое совещание, на котором воспитатели и старшая медсестра отчитываются о проделанной работе и проводят анализ адаптации в сравнении с прогнозом и прошлым годом.

Для того чтобы сформировать психологическую автономность, важно, чтобы ребенок был расположен к педагогу, чтобы время пребывания в детском саду было структурировано, предсказуемо, содержательно насыщено, чтобы в группе было много интересных игр и игрушек. Все это диктует необходимость специального подбора занятий, разработки структуры времени пребывания ребенка в группе.

Правила введения ребенка в дошкольное образовательное учреждение

1. Ступенчатая адаптация ребенка:

  • в течение 1-й недели – на 2 часа;
  • в течение 3-4 недели – на 3-4 часа;
  • и так далее.

2. Полная адаптация – 10-12 недель.

3. При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях ребенка целесообразно воздержаться от посещения д/с 2-3 дня.

4. В период адаптации обязательно сохраняются все привычки ребенка (включая вредные привычки).

5. Большое пространство групповой комнаты негативно влияет на самочувствие ребенка. Желательно первые дни в работе с вновь прибывшими использовать уголки ширмочки и находиться рядом с ребенком.

6. Важно оказывать положительную эмоциональную поддержку ребенку в период его пребывания в детском саду (от порога д/с до порога).

7. Нового ребенка настораживает большое количество сверстников. Рекомендуется в первые дни позволять ребенку играть одному, в стороне, поближе к воспитателю.

8. Воспрещается в период адаптации делать прививки, инъекции, стричь волосы и ногти ребенку.

9. Повышенное наблюдение за состоянием носоглотки ребенка.

10 Постоянное общение с ребенком. Озвучивание всех действий производимых с ребенком. Молчание пугает.

11. Все режимные процессы проводить спокойно, без суеты, без неприятных для ребенка ощущений.

12. Воздерживаться от состояния длительного ожидания чего-то (например: долгое сидение за столом в ожидании обеда).

13. Активное привлечение к режимному процессу. Все что ребенок умеет делать – он делает сам.

14. Требования, предъявляемые к ребенку должны быть посильными и выполнимыми (в противном случае - непослушание).

15. Единство и постоянство требований со стороны всех лиц. (Большое количество запретов влияет на нервную систему ребенка)

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»       Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жи...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду"

Консультация для родителей  "Адаптация ребёнка к детскому саду" Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей...

Консультация для родителей: "Адаптация ребенка к детскому саду - первый раз в детский сад".

      Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло 3 года - значит ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся др...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду или в детский сад без слёз"

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду или в детский сад без слёз»...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду: советы родителям»

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптац...

Консультация для родителей "Адаптация ребенка в детском саду. Советы родителям"

Консультация для родителей "Адаптация ребенка в детском саду. Советы родителям"...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»  Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей...