«Bлияниe хaрaктeрa дeтcкo-рoдитeльскиx oтнoшeний нa фoрмирoвaниe личнoсти дoшкoльникoв».
статья на тему

Типы родительских позиций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Bлияниe хaрaктeрa дeтcкo-рoдитeльскиx oтнoшeний нa фoрмирoвaниe личнoсти дoшкoльникoв».

ГБOУ Шкoла № 2017

Воспитатель Жамалетдинова Г.Р.

«Ceмья – этo тa пeрвичнaя срeдa, гдe чeлoвeк дoлжeн

учитьcя твoрить дoбрo».

B. Cухoмлинcкий

Семья – вeдущий фaктoр рaзвития личности рeбeнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Пeрвое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает внимание ученых и практиков нашей страны. Особую роль в развитии ребенка и его личностной сферы относят к фактору взаимодействия родителя и ребенка на всех этапах развития. Ребенок вырастает, а сформированные у него нравственные ценности, нормы морали и качества лисности останутся.

Специфика детско-родительских отношений в зарубежной психологии исследуется в рамках психоаналитического (Э.Фромм, З. Фрейд, Э.Эриксон и др.). Исследованиями в отечественной психологии занимались такие ученые,как: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.

Все начинается с неразрывного единства ребенка с мамой – эта взамосвязь дает ребенку чувство защищенности.

Анализ литературы показывает большое разнообразие описаний родительских позиций. Они могут обозначаться как стили общения, модели поведения, навязывание той или иной роли ребенку.

Типы родительских позиций        :

  1. Авторитарный тип – такие родители полагаются на строгость, редко общаются с детьми, жестко их контролируют. В.П. Левкович обозначает подобную родительскую позицию как приказной тип общения.
  2.  Чрезмерно оберегающий тип - преувеличенная, мелочная забота о детях, детям не предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия.
  3.  Гиперсоциальный требовательный тип - от детей требуют порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. Требования, предъявляемые ребенку, чрезмерно высоки.
  4. Раздражительный, эмоционально лабильный тип - противоречивость эмоций родителя по отношению к ребенку: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность — с доминантностью, завышенные требования — с родительской беспомощностью.
  5. Устранившийся, раздражительный тип - ребенок главная помеха, он постоянно мешает. По понятию А.Б. Добровича, ребенку навязывают роль «ужасного ребенка», создающего, лишь хлопоты и напряженные ситуации.
  6. Либеральный тип - снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, не поощряют детей, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.
  7.  Гипертрофированный родительский тип - выражается в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, когда родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства.
  8.  Авторитетный тип - родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общаются, контролируют детей, требуют осознанного поведения.
  9. Демократичный тип - сходна с предыдущей по всем признакам, кроме контроля, так как, не отвергая его, родители редко пользуются им. Дети просто поступают так, как того желают родители, без всякого видимого нажима.

Родительские «маски».

1.«Начальник» постоянно проявляет свою власть, подчеркивает, что все на свете знает, считает себя образцом добродетели. Он часто обвиняет ребенка, наказывает, держит его в страхе, вещает ему прописные истины с каменным лицом.

2.«Наставник» - это добрый, все понимающий советчик, который каждую минуту рядом с ребенком. Он любит свое чадо и не скрывает этого, руководствуется гуманными принципами в воспитании, а не стремлением навязать свою волю.

3.«Товарищ» - снисходительный друг, готовый все понять и простить, независимо от последствий и степени вины ребенка. Результат подобной позиции - отсутствие у ребенка должного чувства ответственности и, возможно, уважения к родителю.

Родительская роль достаточно условна: иногда надо руководить, иногда - наставлять, иногда - прощать... Ни одна из этих ролей в отдельности не позволит вам воспитать полноценного человека.

Помимо этого Хоментаускас Г.Т. выделил 4 обобщенные роли:

  1. «Я нужен и любим и я люблю Вас тоже»
  2. «Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня»
  3. «Я нелюбим, но всей душой желаю приблизиться к Вам»
  4. «Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое»

Детско-родительские отношения отличаются от всех других межличностных отношений и важны как для родителя, так и для ребенка.

В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

  1. “Принятие - отвержение”.
       Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
       Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособ-ленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
  2. “Кооперация” - родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
  3. “Симбиоз” - родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
  4. “Авторитарная гиперсоциализация” – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
  5. “Маленький неудачник” – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Литература:

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка // Психология личности и образ жизни. — М., 1987.

Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. — М., 1981.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка – М. : Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рoль игры и игрушки в вoспитании старших дoшкoльникoв

В статье  излагаются основные качества игры и игрушек в развитии личности ребенка. Рассматриваются изменения в отношении к игре и игрушке.  Выделены возрастные этапы значения сре...

Занятие для дoшкoльникoв пo коррекции эмoциoнальнoгo фoна детей с пoмoщью песoчнoй техники

Задачи:- стимуляция эмoциoнальнoгo фoна у детей с пoмoщью песoчнoй техники;- фoрмирoвание навыка экспериментирoвания с пескoм;- oбoгащение тактильнoгo oпыта у вoспитанникoв;- развитие кинестетическoй ...

Развитие коммуникативных умений дoшкoльникoв

Цель:  нaучить детей видеть в людях хoрoшее и дoбрoе, рaскрыть свoи вoзмoжнoсти, спoсoбнoсти и умения....

Кapтoтeкa дидaктичeскиx игp для дoшкoльникoв пo пoдгoтoвкe к oбучeнию гpaмoтe

Кapтoтeкa дидaктичeскиx игp для дoшкoльникoв пo пoдгoтoвкe к oбучeнию гpaмoтe. «Нaйди букву»Цeль: paзвивaть слуx, внимaниe и нaучить вoспpиятию oтдeльныx звукoв в слoвax.Взpoслый нaзы...

Технoлoгичеckaя kaртa НOД зaнятия пo фoрмирoвaнию звуkoвoй kультуры речи

Гocудaрcтвеннoгo бюджетнoгo дoшkoльнoгo oбрaзoвaтельнoгo учреждениядетckий caд №7 koмбинирoвaннoгo видa Выбoргckoгo рaйoнa Caнkт- Петербург        Технoлoгичеck...

Консультация для родителей Автор: воспитатель первой квалификационной категории Корнилова И.В. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНOСТИ

Изобразительная деятельность рассматривается как эффективный метод воспитания творческой личности. Современные методики, применяемые воспитателями на занятиях по изобразительному искусству, развивают ...