"Первые шаги в математике"
консультация по теме

Консультация для родителей и воспитателей детского сада. Как правильно обучить детей количеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_v_matematike.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги в математике.

Занятия, направленные на определение количества предметов, рекомендуется начинать с ребенком в возрасте от трех лет. Основная направленность данных занятий — формирование у малыша представления о множестве предметов, где он учится сравнивать между собой две группы предметов. При этом следует акцентировать его внимание на том, что все предметы имеют сходства или различия.

Начинать такие занятия рекомендуется с простого приема наложения предметов.

На первом этапе ребенку предлагаются карточки с изображениями однородных предметов (грибков, мячиков, самокатов и т. д.), которые должны располагаться в ряд, и корзина с маленькими пластмассовыми или резиновыми игрушками. Сразу следует учесть, что количество игрушек должно быть больше количества карточек с изображением предметов.

Взрослый показывает ребенку, как располагать игрушки в один ряд, поставив их на карточки с рисунками, заостряя внимание на том, что игрушки располагаются так, чтобы на каждой карточке с рисунком была только одна игрушка и между картинками оставались свободные промежутки. При этом, объясняя малышу, что когда все карточки и изображенные на них предметы будут закрыты, оставшиеся игрушки не используются и остаются в коробке.

Во время занятия взрослый объясняет ребенку и то, что игрушки следует брать правой рукой и располагать слева направо. Хорошо, если в процессе занятия ребенок будет повторять за взрослым слова «слева направо» и постепенно запоминать смысл этих значений.

Для более эффективного усвоения необходимых знаний, лучше систематически проводить такие занятия. Нельзя не фокусировать внимание и на том, что в случае использования одного и того же наглядного материала, вероятна возможность потери заинтересованности к занятию. Поэтому, сохраняя общую направленность, предметы рекомендуется регулярно менять. С помощью такой деятельности малыш научится кормить кроликов морковью, косточками собачек, рыбками кошек и т. д.

Также важно, чтобы ребенок мог самостоятельно распределять предметы и видеть между ними границы деления. У малыша должно закрепляться понятие, что бывает разное количество предметов.

Не нужно ограничивать направленность занятия только правильным выполнением приоритетной задачи, поскольку не менее важно, чтобы малыш умел комментировать свои действия, давать им оценку, отвечать на сопутствующие вопросы. Особенно важным для таких занятий является слово-вопрос «сколько», его-то ребенок и должен запомнить и понять значение слова. Так это важное выражение постепенно пополнит его словарный запас.

После основательного усвоения и закрепления вышеописанного материала задача усложняется. Теперь ребенку предстоит понять не только смысл наложения, но и приложения. Для этого каждая карточка должна состоять из двух частей с четкой границей деления. Деление можно выполнить с помощь горизонтальной линии. Таким образом, поверхность карточки разделится на две половины — верхнюю и нижнюю. В верхней части карточки рекомендуется расположить изображения предметов (корабликов, машинок, цветов и т. д.), а нижнюю часть оставить пустой.

Следует учитывать, что количество изображений, расположенных на верхней части карточки, не должно быть меньше двух и не больше четырех. После чего взрослый предлагает малышу посмотреть в коробку, в которой заранее заготовлены мелкие игрушки. Количество игрушек, как и на предыдущем занятии, должно превышать количество изображенных на карточке предметов. Перед ребенком ставится задача разместить в пустой части карточки столько игрушек, сколько на ней изображений. Во избежание трудностей, которые могут возникнуть из-за непонятности задания, взрослый заранее должен предупредить малыша, что игрушки следует ставить не на картинки, а под ними.

Нельзя забывать о том, что все действия малыш выполняет под строгим контролем со стороны взрослого.

При этом взрослый обращает внимание на то, чтобы ребенок выполнял все действия правой рукой и расставлял игрушки только под картинками и не нарушал интервалы между предметами.

При этом на каждом занятии взрослому не следует забывать побуждать малышку подробно рассказывать обо всех своих действиях.

Освоив приведенные задания, ребенок должен закрепить представления о равенстве и неравенстве количества предметов.

Переходим на следующий этап занятий. Взрослый заранее готовит карточку, разделенную горизонтальной чертой на равные части, и коробку с вырезанными из картона геометрическими фигурами разного цвета. Задача ребенка — сортировка фигур. Например, в верхней части карточки должны быть только круги, а в нижней — квадраты. После выполнения задания ребенку предлагается оценить, сколько кругов и сколько квадратов, равно ли их количество. В случае, если количество не равно, рекомендуется задать вопрос, в какой части больше фигур, а где меньше.

Можно разнообразить занятие, обращаясь к заданиям, которые символизируются жестами или даже звуками. Например, взрослый хлопает в ладоши и предлагает ребенку поставить в ряд столько игрушек, сколько было хлопков. Если у ребенка возникли затруднения с выполнением заданных действий, взрослый показывает выполнение задания на своем примере: хлопает одни раз — достает одну игрушку, два хлопка — две игрушки. После этого предлагает малышу повторить его действия.

Занятие продолжается постепенным увеличением числа хлопков. В ходе занятия ребенок научится считать игрушки по звукам. После успешного выполнения задания ребенок и взрослый меняются ролями — ребенок хлопает, а взрослый достает игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"

Конспект занятия по математие во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"...

Проект для детей первой младшей группы "Первые шаги в математику"

Математическое развитие  имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в ран...

Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры «Первые шаги в математику» для первой младшей группы.

СП ГБОУ СОШ №1 д\с «Теремок» с. Приволжье       Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры...

Конспект занятия математика Первые шаги в математику

Конспект занятия математикаПервые шаги в математикуЗанятие 1 Бегите ко мне [1]Задачи: учить сравнивать предметы по цвету, устанавливать их сходство и различие; развивать внимание, сосредоточеннос...

Развивающая интерактивная игра: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ» для первой младшей группы.

Развивающая интерактивная игра: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ» для первой младшей группы....