Игрушка в жизни ребенка
статья на тему

Ефишова Галина Александровна

Роль современной игрушки в жизни детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka_v_zhizni_rebenka.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка в жизни ребенка.

«Уронили мишку на пол,

                                                                               Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший».

                    Агния Барто.

Уважаемые взрослые!

         Давайте посмотрим на наших малышей, зайчиков, принцев и принцесс, которые легко разбираются в планшетах, айфонах и компьютерах, знающих кино-новинки, хорошо рассуждающих и сообразительных и просто умниц. Откуда у них сквернословие, вспышки агрессии, не желание считаться с мнением друзей, жестокое отношение к игрушкам, нет чувства жалости и бережливости. Наши дети все реже играют в космонавтов,  пожарных и полицейских. Конечно, если игру организует взрослый, ребята с удовольствием будут лечить, делать прически, готовить обеды, тушить пожары. А в самостоятельной игре они - Бэтмены, Роботы-трансформеры, Человеки-Пауки, монстры и мутанты, и кто-то еще…

      Хочется задать вопрос: почему в наших детях такие разные качества? Мы взрослые стараемся им привить самое светлое, доброе, дарим им любовь и заботу.

     В один из вечеров на детской площадке мама мальчика рассказывает, как  выбирала подарок своей трехлетней племяннице. Замерла у витрины с куклами, на которой стояла кукла- вампир: клыки, капельки крови на губах и на одежде и самый главный атрибут - гроб.  Непонимание, недоумение скользило в каждом её слове, а еще печаль и грусть.

    Заглянем в магазин игрушек. Большинство игрушек поражают разнообразием, красками, размерами, своим внешним видом: животные-чудовища, люди-мутанты, киборги,  монстры для мальчиков, куклы-зомби для девочек. Но почему-то от всего этого многообразия хочется сбежать.

     Роль игрушки в развитии детей трудно переоценить. Игрушка -это, прежде всего, средство всестороннего развития личности, а игра, в которой эта игрушка используется, становится формой обучения и воспитания ребенка. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение.

      В интересном историческом документе «Екатерина II о воспитании и образовании внуков» даны правила, касающиеся воспитания посредством игры царевичей: трехлетнего Константина и пятилетнего Саши - будущего царя Александра I. Само существование такого документа свидетельствует об исключительно внимательном отношении к детским играм и игрушкам. Вот эти распоряжения русской царицы Екатерины Великой для приставников (наставников) ее внуков. «Веселость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Малых неисправностей при игре не унимать. В игру их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтобы в оной участвовали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда».

       В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям. Некоторые древние игры вошли в историю: бабки, горелки, свайка, жмурки, пятнашки и т.п. Во многих играх широко использовались особые игровые предметы-игрушки: веревки, чижи, палочки, волчки, биты и др. Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. Более того, наделяли их магической силой. Считалось, что они могут способствовать урожаю, богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье.

      Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

        Игрушка– близкий друг и товарищ ребенка, во время игры с которой ребенок разговаривает. Воодушевляет её, доверяет свои секреты и тайны, делится радостями и печалями, заботиться о ней. Кукла-это кумир малыша, носитель информации, которая утверждает добро, основу гармоничного, здорового развития ребенка. Игрушка должна вызывать улыбку, радость. Вспомним наши добрые старые сказки и мультфильмы. В них присутствуют страшилки: баба Яга, Кощей Бессмертный, драконы, все они выступают на стороне зла. Но в старых сказках добро всегда побеждает зло с помощью смекалки, находчивости и дружбы. К сожалению, большинство современных игрушек представляют собой чудовища. Они учат детей жестокости и безразличию, вызывают агрессию, насилие. У ребенка стирается грань между добром и злом, ему уже не понятно, какой герой злой, а какой хороший.

      Мягкая игрушка, её назначение - дарить малышу нежность. Эта её особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Пушистые мишки, зайчики, собачки и слоники способны помочь ребенку избавиться от страхов. Но с полок магазинов на нас смотрят существа неизвестных видов и пород, да еще непонятного окраса. Мягкая игрушка должна выступать в роли идеального друга, который все понимает и не помнит зла.

         Так что привлекает детей в игрушках-монстрах? Вот что отвечает нам психология.    « Для легковозбудимых детей игра с монстрами – это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определенную психическую зависимость».  (Щербакова Н. Ф.  «Нужны ли детям игрушки-чудовища») Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Игрушки - МОНСТРЫ  способствуют накоплению агрессии у ребенка.
Они атрофируют чувство сострадания, милосердия, чувство страха перед нечистой силой, помогает отыскать в нечисти привлекательные черты.

Наблюдения за игрой детей с использованием современных игрушек позволяют сделать следующий вывод, что не всякая игрушка полезна, а игра с ней подчас наносит вред не только физическому, но и психоэмоциональному здоровью ребенка.
        Большинство игровой продукции сегодня не отвечают элементарным психолого-педагогическим требованиям нравственного формирования, интеллектуального развития и духовного здоровья ребенка.

     Современная серийная производственная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, формирует искаженные ценности в душе ребенка, искаженные представления об окружающем мире. В ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.  Дети все меньше играют и все больше «потребляют» игрушки: получив что-то, быстро осваивают заложенные в игрушке функции и утрачивают к ней интерес.

    Уважаемые взрослые, мы с вами не волшебники и не можем запретить ужасные мультики, не можем заставить производителей игрушек убрать с продажи жутких монстров. Но мы можем научить детей различать плохое и хорошее, добро и зло, черное и белое, красоту родной земли, чтить добрых героев русских сказок....

В настоящее время хорошо покупаемая игрушка та, которая нравится взрослому. Но часто она меньше всего годится для детей. Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового качества. Зачастую взрослый приобретает игрушку исходя из своих потребностей, собственных и порой неосознаваемых пристрастий. Выбор игрушки- дело ответственное.

         Многие из нас сохранили в памяти и в реальной жизни игрушки своего детства.

      Мой белый медвежонок приехал в Ленинград вместе со мной. И занимал своё место рядом с подушками, пока время не разрушило поролон, из которого он был сделан. Модель машинки, подаренная моему мужу его старшим  братом, заинтересовала   коллекционировать модели лучших автомобилей мира; у моей дочери  кукла-пупс Юра, найденный под новогодней елкой, здравствует среди игрушек её дочери; мягкая игрушка, обезьянка Виолетта, и внучка отправляются в путешествия всегда вместе.

         За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке. Так давайте задумаемся сейчас, какую игрушку-талисман наш ребёнок возьмет с собой во взрослую жизнь,
в реальности или в воспоминаниях.

Автор:Ефишова Г. А.

   Литература:

1.Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ / Под ред. Т.И. Оверчук. Гном и Д. 2006 г.

2. Панина Г. Игры и игрушки наших детей. / Г. Панина.

3. Букин А. Игры и игрушки. / Семья.-2000-N14-с.6.

4. Из истории игрушки. / Дошкольное образование: газ. Издат. Дома «Первое сент.».-2005-N9.-с.21.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка в жизни ребенка

. Игрушек много, но какие выбрать?  Эта консультация поможет родителям сделать правильный выбор ....

Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"

Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира.  Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует ул...

«Игрушка в жизни ребенка.»

консультация для родителей...

"Значение игрушка в жизни ребенка".

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".А.С.Макаренко....

ИГРУШКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Игрушка в жизни ребёнка»Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в дан...

"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....