Консультация для родителей "Игры с семейным альбомом"
консультация на тему

Кислова Елена Евгеньевна

Семейный альбом может стать для ребенка интересной развивающей игрой. Хотите знать как?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_semeynym_albomom.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с семейным альбомом

Практически любая задача обучения дошкольника может быть решена через обращение к семейным фотографиям.  Откроем семейный альбом и сделаем знакомые лица героями коротких игр, с помощью которых можно развивать речь, зрительное восприятие и мышление малыша.

 

Развиваем речь ребенка

«Что? Где? Когда?» на новый лад

В возрасте около 2-х лет ребенок осваивает изменение по падежам слов родного языка. Слова, используемые для обозначения членов семьи, просты по звуковому составу, несложны и способы их изменения. Они – наилучший материал для освоения падежного словоизменения. К двум годам ребенок может отвечать на вопрос «Кто это?». Со временем побуждайте ребенка отвечать более развернуто. Не просто «Папа», а «Это папа». «Это папа Паша». (При необходимости произносите ребенку образец ответа).

Как разобраться с падежами?

На основе тех же игр, изменяя вопросы, пробуем разобраться с формами косвенных падежей. Первый из падежей – винительный. Играем в «Прятки»: «Кого спрятали?» (Закройте листом одну из фотографий) – «Папу», «Кого закрыли?» - «Маму». У винительного падежа есть доступная малышу форма с предлогом «На». «На кого я показываю?» - «На бабу». (Не забудьте, что при необходимости образец ответа предлагает взрослый).

Мы можем научить ребенка понимать короткий описательный рассказ с помощью игры «На кого я смотрю?» Взрослый говорит: «Я смотрю на того, кто надел белую кофточку. На кого я смотрю?» - «На маму», - узнает малыш. Важно выбрать для описания яркий отличительный признак, который отсутствует на других фотографиях. Ребенку 3-х лет и старше можно предложить более развернутое описание: «Я смотрю на того, кто надел белую кофточку, клетчатую юбку и соломенную шляпу. На кого я смотрю?» Трехлетка вполне может повторить за взрослым целое предложение: «Ты смотришь на маму».

Следующий падеж, появляющийся в детской речи – родительный. Эту форму мы получаем, иначе задавая вопрос в игре «Прятки»: «Кого нет?» - «Мамы».

Форма творительного падежа возникает, если задать вопрос «С кем играем?» - «С мамой». А можно задать вопрос иначе: «С кем рядом папа?» - «С мамой и Катей».

Наиболее поздно в речи детей появляются дательный и предложный падежи. Формы предложного падежа мы получим в ответах на такие вопросы: «О ком я рассказал?» или «На ком белая кофточка?» - «О маме. На маме» - это формы предложного падежа.

В освоении системы склонения главное – не торопиться. С каждой падежной формой поработайте 4-5 дней, затем сделайте перерыв, послушайте, появились ли эти формы в речи ребенка, и лишь затем двигайтесь дальше.

Развиваем зрительное восприятие

Ориентация на листе

Поищем фотографии с изображением дома или природы. Объясним ребенку: внизу – травка, наверху – небо и солнышко. Так ребенок начнет ориентироваться на листе бумаги. Можно класть перед ребенком две фотографии одна под другой и поиграть в «Прятки»: кто наверху, кто внизу.

Для определения левой и правой стороны мы традиционно ориентируемся по левой и правой руке. Однако «моторное преимущество» правой руки теперь формируется у многих ребят гораздо позже, чем полагается. Такие дети и в 3 года, и позже одинаково успешно и едят, и рисуют попеременно обеими руками. Поэтому целесообразно пометить одну из рук. Наши чешские коллеги предлагают надеть на левую руку малыша игрушечные часы. Ведь все всегда носят часы на левой руке. Положите перед малышом две фотографии. Предложите малышу положить левую руку (с часами) слева от фотографии, а правую (без часов) справа. «Кто у левой руки, там, где часы?» - «Мама и папа». «Да, мама и папа слева», - комментирует взрослый. «А кто у правой руки, справа?» - «Катя и бабушка».

Не торопитесь снимать часы с руки, а вот упоминать их в вопросах постепенно перестаньте. Сначала спрашивайте: «Кто слева, там, где часы?», позже – «Кто слева?». И только после уверенного ответа на этот вопрос убирайте часы. Затем можно попробовать задавать две координаты в одном вопросе. «Кто сверху слева?» - «Мама». Чтобы этот процесс проходил веселее, поиграйте в «Прятки» - закройте каждую фотографию отдельным листом, и, убирая лист, проверяйте, действительно ли Катя находится в названном месте.

Развиваем мышление

Старше мамы или младше бабушки

Наиболее очевидная цель занятий с семейными фотографиями – ознакомление с родственными отношениями, терминами родства. Однако, отношения эти не так просты: объясните-ка трехлетке, что мама – это бабушкина дочка!

У ребят помладше представление о старшинстве возникает на основе терминов величины. В два года малыш уже уверенно показывает, кто на фотографии семьи «большой», а кто «маленький». Правда, маленькими часто считаются все дети, кроме самого двухлетки: он яростно отстаивает свое право считаться «большим», т.е. взрослым. К 4-м годам ребенок способен понять слова «старший» и «младший» и их сравнительные формы: «старше», «младше».

Возьмите три фотографии, например, бабушки. Мамы и дочки Кати, и предложите показать на фото самую старшую – это бабушка; самую младшую – это Катя; а мама – средняя. Разложите фотографии в линию от старшей к младшей – вот и готова веточка генеалогического древа. По этой веточке можно «походить» в разных направлениях: «Кто младше мамы?» - «Катя». «Кто старше мамы?» - «Бабушка». «Кто младше бабушки?» - «Мама и Катя». «Кто старше Кати?» - «Бабушка и мама».

В следующий раз постройте «веточку» по мужской линии: дедушка – папа – сын (или та же единственная дочка).

Мама – это бабушкина дочка!

Самый трудный для понимания ребенка шаг: кто такая мамина мама и кто бабушкина дочка. Разбираться с этими отношениями начнем ближе к школьному возрасту, во всяком случае, не раньше 5 лет. А поможет нам игра «Узнай по голосу». Если эта игра не знакома ребенку – поиграйте сперва по классическим правилам: водящий, закрыв глаза, должен узнать по голосу того, кто зовет по имени. Научились? Двигаемся дальше.

Берем фотографии из семейного альбома. На первых порах ребенок-водящий играет сам себя.  Мама играет маму, бабушка – бабушку, и у каждого своя фотография. Мама должна позвать: «Дочка!», а бабушка: «Внучка!» затем ребенок называет, кто его позвал. На следующем этапе можно отпустить бабушку на кухню, а маме вручить сразу две роли. Если мама взяла свою фотографию – ее позывной «Дочка!», а если фото бабушки, значит, она в роли бабушки должна позвать ребенка «Внучка!» Задача водящего становится более творческой: голос один и тот же (мамин), а кого мама играет – себя или бабушку – нужно сориентироваться.

Играем семейные роли

Следующий шаг – смена водящего. Водящий – мама играет роль ребенка (она произносит: «Теперь я – Катя»). А ребенок с фотографиями мамы и бабушки играет одну из этих ролей. Надо сообразить, как позвать воображаемую «Катю». Ребенок должен вспомнить, кем он является для мамы (дочкой), кем – для бабушки (внучкой). С фото бабушки в руках ребенок зовет: «Внученька!», а мама – «Катя» откликается: «Бабуля это ты меня зовешь!» Со временем мама – «Катя» может начать «ошибаться», на зов «Дочка!» откликаться: «Да, бабушка!» Если в ответ раздается хохот – навык усвоен.

И, наконец, вершина нашего пути: ребенок – водящий в роли мамы или бабушки. Сначала вернитесь к «ветке генеалогического древа» и покажите однотипность некоторых родственных отношений: «Ты мамина дочка», - жест от фото Кати к фото мамы. «А мама – бабушкина дочка», жест от фото мамы к фото бабушки. В обоих случаях движение между фотографиями справа налево, от младшей к старшей. Чтобы продемонстрировать другую пару однотипных отношений, придется допустить тавтологию: «Мама – твоя мама», - жест от фото мамы к фото Кати. «А бабушка – мамина мама», - жест от фото бабушки к фото мамы. Здесь оба движения осуществляются слева направо, от старшей к младшей.

После этого можно попытаться дать ребенку, например, фото мамы, одному из играющих взять фото ребенка, другому – фото бабушки. Теперь на зов «Мама!» ребенок обернется и скажет: «Это Катя меня зовет. Моя дочка», ведь сейчас он исполняет роль мамы. На оклик «Дочка!» придется сформулировать ответ посложнее. «Это моя мама. Катина бабушка», - наиболее полный вариант. Однако, и ответ «Это бабушка» тоже приемлем. Тем более, что во многих семьях ставшие мамами дочери называют своих мам бабушками.

Таким образом, оперируя всего лишь четырьмя фотографиями, мы дошли почти, что до теории относительности, научившись принимать чужую точку зрения. Впрочем, все относительно. А семья – как в наших играх, так и в жизни – все равно остается точкой отсчета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Страницы семейного альбома» «Наши любимые занятия»

Этот проект показывает, что воспитание детей в семье и детском саду должно преследовать единые цели и задачи: стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию и развити...

Конспект родительского собрания в группе общеразвивающей направленности детей 4 – 5 лет: «Семейные альбомы»

Конспект родительского собрания в группе общеразвивающей направленности детей 4 – 5 лет: «Семейные альбомы»...

Беседа с детьми старшей группы на тему: "Странички семейного альбома"

Беседа с детьми старшей группы на тему: "Странички семейного альбома"...

Конспект ООД "По страницам семейного альбома"

По страницам семейного альбома Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественная литература». Цель: Уточнить и расширить зн...

Проект "Страницы семейного альбома"

Долгосрочный проект "Страницы семейного альбома" реализуется в детском саду, с детьми от 3 до 7лет....