Консультация для родителей "Как правильно общаться"
консультация на тему

Кислова Елена Евгеньевна

В консультации раскрывается психологический аспект развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pravilno_obshchatsya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Как правильно общаться».

(психологический аспект развития речи)

Подготовила: педагог - психолог Кислова Е. Е.

Такая простая вещь – умение общаться! Хочешь что-нибудь сказать другому – говори, а он тебе будет отвечать…

Девочка трех лет пошла в детский сад. На вопрос о том, как ей там живется, ответила, что плохо. «Почему, Лена?» - «Меня там обижают».- «Да кто же?» - «Миша. Он все время говорит: «Дура ты такая!»

Сказал человек, что хотел. А как на это отвечать? И почему трехлетний гражданин несет в себе такую оценку окружающих? Увы, приходится с сожалением признать: почерпнул он это из окружающей его среды, может быть, семьи, где, видимо, довольно часто слышит подобные оценки – прозвища. Дети (мы, к сожалению, об этом забываем) каждый миг учатся у взрослых, особенно у тех, кто пользуется у них авторитетом (а это, прежде всего родители!), и воспроизводят в играх то, что видят. Перенимая манеру общения, установившуюся среди близких ему людей в семье, ребенок несет эту манеру с собой в жизнь – в детский сад, во двор, в школу… И сеет вокруг себя отрицательный заряд.

В какой бы сфере человек ни трудился, чтобы он ни делал, он, так или иначе, общается с другими людьми. Общение необходимо и в процессе совместной, согласованной трудовой, общественной деятельности по созданию и укреплению семьи, по воспитанию детей, в повседневном обиходе.

Поэтому каждому из нас, прежде всего, полезно разобраться хотя бы в самых общих вопросах, касающихся культуры общения, а также речевого этикета, во многом эту культуру обеспечивающего.

В речевом этикете важнее всего выделить правила говорящего и слушающего, т. к. в устном контактном, непосредственном общении текст рождается спонтанно. Поэтому надо быть особенно внимательным к соблюдению таких правил и просто их ввести в привычку.

Правила говорящего.

Во-первых, говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику: запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника. Все высказывания типа «растяпа», «бестолочь», «не говори глупости» и т.д. не способствуют достижению коммуникативной согласованности, благоприятным взаимодействиям. Что следует учитывать и в семейных отношениях мужа и жены, родителей с детьми. Нанесенные дома оскорбления трудно смываемы. Порой из-за бытового «сам дурак» могут распадаться семьи. К неуважительному отношению родителей. К их речевому безобразию дети привыкают с раннего возраста и потом, вырастая, воспроизводят увиденное и услышанное в собственной семье. Итак, первое правило – уважительность, доброжелательность к партнеру.

Второе правило. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную в данной ситуации общения (обязательно уместную, «сообразную и соразмерную», а не преувеличенную) вежливость. Это значит, что необходимо учесть возраст, пол, служебное или общественное положение адресата (и другие его социальные позиции и роли) и соразмерить свои собственные. Что можно сказать человеку, хорошо знакомому или младшему по возрасту в непринужденной обстановке, не подходит старшему, малознакомому, в официальной обстановке. Необходимо смягчать свою речь; не забывать благодарить и извиняться, поздравлять в необходимый момент и одобрять.

Третье правило. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я»4 предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственное мнение и оценки. Сказанное не означает не убеждать! Речь идет об умении встать на точку зрения партнера.

Четвертое правило, напрямую связано с третьим. Если говорящий не смотрит на собеседника, в его глаза, не «прочитывает» в нем понимания и заинтересованности, как бы забывает о своем партнере. Значит, он сосредоточился на себе. Таким путем благоприятного для обоих коммуникативного результата достичь трудно.

Пятое правило. Говорящему необходимо уметь выбрать тему разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру.

Шестое правило, Говорящий должен следовать логике развертывания мысли – текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин. Недаром же в народе о нелогичной речи говорят: «В огороде бузина, а в Киеве дядька».

Седьмое правило. Говорящий должен помнить, что в устном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, т.е. принимает от него множество сигналов несловесной (невербальной) коммуникации: жесты, позы, мимику, общую манеру держаться, всю присущую ему культуру поведения. Необходимо ограничивать свою жестикуляцию, не размахивать излишне руками. Слушатель должен чувствовать, что говорящий посылает ему доброжелательные жестовые и мимические сигналы, дополнительно пробуждает в нем контакт внимания, контакт понимания.

А теперь – о правилах для слушающего.

Первое правило. Если кто-либо обратился к вам со своей речью, прервите собственное дело и внимательно выслушайте. Конечно, и вступающий в контакт должен чувствовать. Можно ли сделать собеседником занятого чем-то человека. Но если к вам обратились, непременно оставьте сои занятия и выслушайте. Может быть то, о чем говорит ваш собеседник, настолько важно для него, что не выслушать просто невозможно.

Второе правило. Доброжелательно, уважительно, терпимо отнеситесь к говорящему. Уж коли вы вступили в роль слушающего, имейте такт, терпение, приложите старание выслушать внимательно до конца. Даже если вам приходиться слушать, с вашей точки зрения, не вовремя, даже если, с вашей точки зрения, говорящий «мелет чепуху», умейте выслушать. Таковы правила хорошего тона. Если же в данный момент выслушать совершенно невозможно, тактично перенесите время беседы, указав аргументы занятости. Не выслушать ребенка – в семье…

Третье правило. Доброжелательно, уважительно выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний.

Четвертое правило. Выслушивая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы, дайте ему проявить себя в речи. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах – взглядами, мимикой, жестами, междометиями и жестовыми «поддакиваниями» (кивками головой).

Пятое правило. Исполняя роль слушателя, умейте в нужном месте оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос, на побуждение реагировать действием и словесно. Иначе говоря, сочетайте свою роль слушающего с собственной же ролью говорящего.

Итак, если сопоставить правила для говорящего и для слушающего, то нетрудно заметить: они теснейшим образом связаны. И это естественно, т.к. говорящий и слушающий – две неразрывные стороны общения. Однако наблюдения показывают, что особенно много нарушений культуры общения со стороны именно слушающих. Слушать мы умеем плохо, не научены этому с малых лет, поэтому в совместных разговорах, беседах, дискуссиях у нас так много неурядиц, недопонимания, недоразумений и просто обид. Сказанное впрямую касается и воспитания дошкольников. Присмотритесь, как часто малыш перебивает взрослого, как он нетерпелив в роли говорящего, как неумел в роли слушающего!  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно общаться с ребёнком. Консультация для родителей.

Не в каждой семье у родителей есть возможность оставаться с ребёнком дома. Что же делать тем, кто вынужден оставлять ребёнка без присмотра? Таким родителям психологи рекомендуют несколько прави...

Консультация для педагогов: «Как правильно общаться с родителями»

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония....

Как правильно общаться с ребёнком.Консультация для родителей.

Психологи рекомендуют несколько правил поведения в семье...

Консультация для родителей "Как правильно общаться с ребенком"

Не в каждой семье у родителей есть возможность оставаться с ребенком дома. Что же делать тем, кто вынужден оставлять ребенка без присмотра? Психологи называет 10 правил поведения работающих родителей....