Консультация для родителей "Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация  позволяет познакомить родителей с тем, как можно с помощью использования дидактической игры подготовить дошкольника к обучению  в школе. создать основу для обучения грамоте в процессе работы по развитию речевого слуха и фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobr_didakticheskaya_igra.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  по теме «Дидактическая игра- как средство развития речи детей дошкольного возраста »

   Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в МДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе работы по развитию речевого слуха, фонематического восприятия. Теория и практика воспитательной работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияют на становление всей речевой системы в целом. Восприятие речи, овладение её звуковой стороной полностью зависит от сформированности и развития слуха. Правильное воспроизведение речи обеспечивается , прежде всего,  за счёт развития физического слуха, а также слухового внимания. Физический слух- это способность слышать окружающие звуки. Речевой слух- это способность ребёнка точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Фонематический слух- способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени- звукового анализа, операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетание звуков, слогов, слов. Обращение к теме дидактических игр как к средству формирования звукобуквенного анализа и синтеза старших дошкольников, вызвано практической необходимостью: трудностью в овладении звукобуквенным анализом и синтезом, недоразвитие фонематического и речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста.

   Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина- недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-речедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной  артикуляции звуков и их  тонкой дифференциации на слух.

   Предпосылки для успешного обучения письму  и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни  является оптимальным для  воспитания особой, высшей формы фонематического слуха- фонематического восприятия  ориентировочной деятельности ребёнка  в звуковой действительности. Итак, овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтение слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу является необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек- есть модель чтения, а выкладывание фишек- аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме. Формирование правильного фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза- важнейшее направление как в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так и в работе по профилактике дисграфии и дислексии у детей, не имеющих выраженных речевых нарушений. Работа по развитию фонематического восприятия повлияет на все компоненты речевого развития детей, в том числе на уровне звукового анализа и синтеза. Введение занятий в форме дидактических игр и упражнений по формированию фонетико-фонематического восприятия у старших дошкольников способствует успешному обучению их в школе, и профилактике дисграфии и дислексии.

   Особое внимание мы уделяем дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнять игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладевает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие. Так как дидактическая игра способствует расширению кругозора детей.

   Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр- развитие ребёнка, коррекция того, что в нём заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

   Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет  и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

   Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слов, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного освоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

   Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной форме.

   Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.

   Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадаются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо. Формируют быструю реакцию на слово. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр.

   Использование дидактических игр способствует расширению следующих задач:

-побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

-способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

-совершенствовать разговорную речь;

-обогащать словарь;

-формировать грамматический строй языка и т.д.

   Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

   Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.

   Кроме того знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка и литературы в школе. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игра – как средство развития речи»

Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ре...

Консультация для родителей «Игра – как средство развития речи»

Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ...

Консультация для родителей: «Игра как средство развития речи ребенка 3 -4 лет»

Значение игры в развитии мелкой моторики рук, образного мышления, связной речи детей.  Примерные игры и упражнения, которые могут использовать родители в домашних условиях....

Консультация для родителей «Игра – как средство развития речи»

Консультация для родителей «Игра – как средство развития речи»...

Консультация для родителей: «Игра как средство развития речи ребенка 3 -4 лет»

laquo;Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький...

Консультация для родителей «Игра – как средство развития речи»

Консультация для родителей "Игра - как средство развития речи"...

Консультация для воспитателей «Игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обуч...