Консультация "Читаем сказку по-новому"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Команина Елена Евгеньевна

Материал раскрывает значение сказок, представлены занимательные словесные игры по содержанию сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.konsultatsiya_chitaem_skazku_po-novomu.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Читаем сказку по-новому»

Подготовила воспитатель Команина Е.Е.

       Сказка – один из элементов культуры. Она базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным и нравственно-педагогическим потенциалом. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение, побуждает к деятельности, сопровождает нас на протяжении всей жизни и даже лечит. Из сказок дети узнают первую информацию о взаимоотношениях между людьми, что способствует развитию личности ребенка, как субъекта общения, его коммуникативной компетентности.

      Сказки с волшебным сюжетом раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата речь юмором, живыми и образными выражениями.   Сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В работе со сказкой нужно делать акцент не на приобретение знаний, умений, навыков, а на развитие  личности, творческого потенциала ребенка.

      К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей. На телевидении очень много иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям.

       Любая сказка тесно  связана с игрой. Обычно взрослые только читают ребёнку сказку, но    возможности сказки безграничны. В сказку можно поиграть. Игры со сказкой развивают речь, память, мышление, внимание, мелкую моторику, учат ориентироваться в пространстве, расширяют представления об окружающем мире, расширяют кругозор.

       Прежде чем играть, прочитайте сказку целиком. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Поговорите с ребёнком о том, что он видит на картинке: какие герои нарисованы, что они делают, объясните непонятные слова и фразы. Поощряйте полные ответы на ваши вопросы. Это поможет ребёнку лучше запомнить сюжет и усвоить смысл прочитанной сказки.

          После чтения сказки – игра, связанная с сюжетом сказки, с её героями, различными предметами и объектами.

                                     

                                   Игры и упражнения со сказками.

                                        «Отгадай название сказки»

Все участники по очереди бросают мяч друг другу и называют первый слог или слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, произносит полное название сказки:  Сивка…….Конек…….Мороз……Гуси…….Красная…….Мальчик……..

              «Назови сказочного героя с необычным внешним видом»

Змей Горыныч (огнедышащая голова)

Чебурашка (большие расплющенные уши)

Русалочка (вместо ног хвост)

Мальвина (голубые волосы)

                                                   «Что лишнее»
Ведущий называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых не относиться к ее содержанию.
- Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух. «Лиса и заяц»
- Дед, бабка, внучка, репка, огурец.  «Репка»

                                      «Перевертыши»
Расшифруй названия сказок и книг.
1. Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят»
2. Король под фасолью – «Принцесса на горошине»
3. Собачья развалюха – «Кошкин дом»
4. Утки индюшки – «Гуси – лебеди»
5. Одетый слуга – «Голый король»
6. Падающий деревянный генерал – «Стойкий оловянный солдатик»
7. Пес без босоножек – «Кот в сапогах»
8. Семь худушек – «Три толстяка»
9. Развалюха – «Теремок» и т.д.

                              «Дополни имя»
- Кощей…….
- Елена….
- Василиса….
- Сестрица….
- Мальчик……., и т. д.

                          «Отвечай одним словом»
Способ передвижения Бабы Яги – ступа.
В сказках так называют лису – кумушка.
Гордость Марьи красы – коса.
Сестрица Иванушки – Аленушка.
Его смерть была на конце иглы – Кощея.
Фрукт, которым отравили царевну – яблоко и т.д.

«Русские сказки»

 Вариант 1

1. Этим предметом Иван пытался разбудить братьев -  Рукавица
2.  Эта птица иногда превращалась в кривенькую девочку –
Уточка
3.  На какой реке Иван бился с Чудо- юдом? -  
Смородина
4.  Кличка сказочного коня -  
Сивка
5.  Без этого животного не обходятся многие сказки -  
Конь
6.  Жилище Бабы Яги -  
Избушка
7.  Имя сказочного героя, который ездил на печи -  
Емеля
Вариант 2
1.Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? –
Стрела
2.В чем медведь нес девочку с пирогами? -  
Короб
3.Сестрица Иванушки -  
Аленушка
4.Этим подавился петушок –
Зернышко
5.Посуда, из которой журавль кормил лису? -  
Кувшин
6.Мужское имя в сказках -  
Иван

                           

                                       «Сказочные заклинания»
Кто говорил такие сказочные слова?
По щучьему велению, по моему хотению. (Емеля)
Раз, два, три, горшочек, вари. (Девочка)
Сим, сим, открой дверь! (Али – Баба)

                                  Блицконкурс «Вопросы с подвохом»
Вопросы:
1. Башмачок Золушки простой или золотой?
2. Сколько человек тянуло репку? – три
3. У колобка на шее был бантик или галстук?
4. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
5. Маша приговаривала: «Высоко сижу, далеко гляжу». Куда она залезла: на высокое дерево или на крышу дома?
6. Во что превратилась карета Золушки: в тыкву или брюкву?
7. Мальвина – блондинка или брюнетка?
8.  Что просил старик у золотой рыбки, когда поймал ее в первый раз?
9.  Красная Шапочка носила венок из ромашек или одуванчиков?
10. Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику, был похож на мячик или солнышко?
11. Что показывают часы, когда бьют 13 раз? – пора в ремонт
12. Что Муха – Цокотуха нашла, когда по полю пошла: самовар или чайник?
13. Сколько зернышек в день ела Дюймовочка, когда жила у крота?
14.  Чью дочку Морозко одарил приданым: старикову или старухину?
15.  Когда Буратино получил золотой ключик, пытался ли Бармалей его отобрать?
16.  Как Емеля возил на печке дрова: вязанками или врассыпную?
17. Кого водила на веревочке Шапокляк – кошку или собаку?
18. По какому месту ударила шишка косолапого мишку?

.                                             «Если – бы…»
Предлагается детям пофантазировать на самые разнообразные темы:

- «Если бы я стал невидимым» - для чего бы использовал это свойство.

- «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» - о чем они могут рассказать.

Читайте сказки! Играйте! Фантазируйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»

Познавательно – речевое занятие занятие для детей 5-6 лет, позволяющее решить следующие задачи: 1.Образовательные:1.  Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение с...

Развлечение про ПДД. Сказка «Теремок» (старая сказка на новый лад для примерных дошколят)

Сказка «Теремок»(старая сказка на новый лад для примерных дошколят) Цель: пропаганда здорового образа жизни.  Воспитывать положительное отношение к соблюдению правил дорожного движения...

Сценарий сказки-инсценировки «Репка» (старая сказка на новый лад)

Сценарий сказки-инсценировки «Репка» (старая сказка на новый лад) с  детьми группы компенсирующей направленности «Почемучки»Действующие лица: хоровод:  Репка,  Дед,  Бабка, Жучка,...

«Зайка ищет новый дом» сказка на новый лад

создание условий для развития у детей интереса к музыкальным произведениям по средствам драматизации...

Сказка на новый лад " Новые приключения Колобка."

Развлечения по ОБЖ с детьми среднего  и младшего возраста...