консультация для родителей "Культура поведения, культура речи, речевой этикет"
консультация на тему

Вовк Юлия Викторовна

   А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл культура речи23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Культура поведения, культура речи,

речевой этикет

А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами».

Культура поведения - неотъемлемая часть культуры человеческого общества. Выполнение каждым членом общества действующих в нем норм поведения, основанных на принципе: уважай общество и сограждан, считайся с ними и веди себя так, как хочешь, чтобы другие так же вели себя с тобой.

Правила поведения вчера и сегодня

Есть люди, иронически относящиеся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает. Они утверждают, что образованному человеку, разбирающемуся в политике, искусстве, хорошему специалисту, умеющему ценить людей, совсем не обязательно считаться с тем, входит человек в помещение в шляпе или без нее, протягивает он первым руку или ждет, когда ему ее подадут.

И все же правила поведения, формировавшиеся в процессе истории человечества, практически обоснованы. Уже в древней литературе описываются обычаи и правила, которым следовали люди тех далеких времен. Например, в скандинавской «Эдде» подробно рассказывается об обычаях застолий. А в 1716 году в Гамбурге была даже издана книга с обстоятельным названием «Обычаи для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими благородными лицами, себе подобными, и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению».

Человек всегда стремился к красоте и порядку, и поэтому в народе сложились свои неписаные, передаваемые из поколения в поколение обычаи и правила поведения, отражающие народные традиции.

Правила вежливости запрещают шуметь, тревожить и раздражать окружающих. Вежливость требует самообладания в словах и поступках.

Уже в 1883 году академик И.П. Павлов писал, что «высшая нервная деятельность управляет всей деятельностью организма». Медицинские исследования показали, что возбуждение и торможение в коре головного мозга могут вызывать различные болезни.

Врачи утверждают, что всякий шум, которого мы даже не замечаем, вызывает волну возбуждения в нашем мозге и всем теле. С течением времени эти раздражения оставляют след в организме, содействуя таким заболеваниям, как невроз, неврастения, язвенная болезнь, гипертония и т.д.

«Перелом кости нисколько не серьезнее, чем травмированная нервная система», - пишет кандидат медицинский наук X. Янес и сравнивает грубость, жестокое оскорбительное слово и другие формы непочтительного отношения к человеку с ржавчиной, которая разъедает его нервную систему.

Поэтому в основу правил поведения заложены следующие требования: взаимное уважение друг к другу, младших к старшим, уважение к женщине как к матери и продолжательнице рода. Отсюда многие правила поведения предусматривают, что мужчина, как физически более сильный, помогает женщине, проявляет к ней уважение: он первым здоровается, предлагает женщине сесть, ждет, пока она протянет руку.

И, наконец, все общепринятые правила поведения в той или иной степени связаны с понятием прекрасного, а вежливость и соблюдение правил приличия должны опираться на естественность, непринужденность, но ни в коем случае не на притворство и ложный стыд.

О некоторых чертах характера

Говоря о культуре поведения, нельзя пройти мимо некоторых особенностей характера, от которых зависит поведение человека. Общепринятые правила действуют при этом как дисциплинирующий фактор.

Чувство такта - это умение вести себя в различной обстановке в соответствии с общими правилами поведения, но и так, чтобы удовлетворять эстетическим и этическим требованиям, уметь предупредить ситуации, создающие неловкость.

Чтобы развить чувство такта, нужно чаще ставить себя на место другого человека. Прежде чем осуждать людей и их поведение, нужно уметь критически относиться к себе. Справедливое наказание предполагает обязательное уважение к человеческому достоинству. Тактичность, руководимая чувствами и разумом, проявляется как в поступках, так и в словах.

Тактичный человек ведет себя, никого не тревожа и не раздражая, не подчеркивает своего превосходства или общественного положения; он не напыщен и не развязен; не демонстрирует своей неприязни к людям, не проявляет чрезмерной симпатии, которая может поставить в неловкое положение окружающих.

На людях не целуются, не обнимаются и не выставляют свои чувства напоказ.

Тактичность связана со скромностью. Быть скромным - значит относиться требовательно и самокритично к себе, к своим способностям и к своему поведению. Скромность неразрывно связана с естественностью.

 Быть самим собой, обладать чувством меры - в этом кроется настоящая красота. Рядом со скромностью и естественностью должны находиться самоуважение, увство собственного достоинства, заставляющие человека поверить в свои силы, уважать себя и не оскорблять других.

Культура речи

Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения и произношение режут слух.

Нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив.

 Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет такие слова-паразиты, как «понимаешь», «вот», «между прочим», не говоря уже о неприличных словах.

 Убогим выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение.

Лексический запас и грамматическая структура языка не определяют еще характер разговора. Важны тон и  интонация.

Культура общения - это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.

Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Очень интересно говорит об этикете в учебнике «Введение в общую филологию» Ю.В. Рождественский. На материале пословиц и поговорок он выводит правила, регулирующие отношения людей, разделяя их на три подгруппы.

Первая подгруппа - это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова типа «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани», «Худой мир лучше доброй ссоры».

Вторая подгруппа пословиц посвящена порядку ведения беседы (подчеркивается преимущество слушания перед говорением): «Язык - один, ухо - два, раз скажи, два раза послушай», «Слово - серебро, молчание - золото».

Третья подгруппа касается ошибок в построении беседы: «Дед говорит про курицу, а бабка про утку», «В огороде бузина, а в Киеве дядька».

Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкознания, называемая орто - логией (правильная речь).

Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления.

Культура речи - это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка).

Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей и языковой культуры людей, развитие «языкового чутья», языкового вкуса и интереса к языку.

Мы знаем, что в понятие общей культуры непременно входят культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе. В качестве примера приведем сценку в магазине.

 Продавщица овощного отдела кричит: «Не такой лук, не такой лук! Ну и не берите!». Покупательнице можно было бы «взорваться», но она вдруг сказала: «Раз вы так рассердились, видимо, я в чем-то виновата. Извините меня». И вдруг что-то случилось с продавщицей, со всеми, кто стоял в очереди. Продавщица больше не кричала. И покупатели словно впервые увидели друг друга. Что же произошло? В чем дело? Да просто покупательница проявила подлинную культуру – и результат не замедлил сказаться.

Важными знаками в окружающей человека среде являются выражения лиц людей. Постарайтесь поймать собственное выражение лица где-нибудь на улице в оконном отражении. Достаточно ли оно доброжелательно? И это тоже стоит довести до автоматизма. Рассказывают, что в Японии с раннего детства девочку приучают даже спать с улыбкой, с приятной мимикой...

Вот что об этом пишет В. Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».

Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение - не всегда на высоте, над многим предстоит работать. И дается это трудом, как говорит С.Я. Маршак в стихотворении «Пожелание друзьям»:

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета на тему "Путешествие в страну вежливости"

Цель проекта - Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта....

Проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну вежливости».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...

Тема самообразования «Культура поведения, культура речи. Речевой этикет»

Тема самообразования «Культура поведения, культура речи. Речевой этикет»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"...

Культура поведения, культура речи, речевой этикет

А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... »  Культура поведения – неотъемлемая часть культуры человеческого общества. Выполнение каждым членом ...

Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры».

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры....

Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Всемирный День спасибо».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится п...