Консультация для родителей по НТМ
консультация (подготовительная группа) на тему

Никонорова Светлана Васильевна

Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как творческой, так и производственной деятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_ntm.odt26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

                         по начальному техническому моделированию                                                  Начальное техническое моделирование: от выставки до семинара

Знать необходимо не затем, чтобы просто знать, но для того, чтобы научиться делать…

Максим Горький

Современное общество нуждается в разносторонне развитых личностях, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей действительности на этапе постиндустриального развития, способных самостоятельно ставить перед собой цели и разрабатывать стратегии личностного саморазвития и преобразования окружающего мира, умеющих не только получать какие-либо знания, но и применять их на практике. Совокупность людей, обладающих данными способностями, представляет собой человеческий потенциал страны. В настоящее время национальный успех ассоциируется именно с «человеческим фактором».

Особая роль в воспитании разносторонне развитых, деятельных, самодостаточных граждан отводится системе образования, особенно системе дополнительного образования. Подтверждением этому служит доклад о концепции развития дополнительного образования детей на заседании Правительства РФ 28 августа 2014 года Министра образования и науки Дмитрия Ливанова: «дополнительное» не означает «второстепенное образование». В современном мире именно дополнительное, неформальное, открытое, персональное образование играет все более и более значимую роль. Именно дополнительное образование призвано дать ребенку навык адаптации к стремительно меняющимся условиям окружающего мира…»

Наиболее полно «конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования» изложены в тексте «Концепции развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2014 г.

Исходя из потребностей современного общества и учета тенденций его развития по пути индивидуализации, в дидактике широкое распространение получила теория развивающего обучения, которая подразумевает ориентацию содержания, методов, форм организации образования на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных способностей и возможностей.

Развивающее обучение направлено на развитие у детей умения наблюдать, мыслить, действовать практически, т.е. ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание причинно-следственных связей между ними. Таким образом, ребенок учится понимать происхождение той или иной вещи, того или иного явления, понятия, одновременно у него формируются умения:

определять условия этого происхождения;

выяснять, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму;

воспроизводить в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.

В совокупности этих умений заключается теоретическое мышление, которое должно формироваться у учащихся в процессе развивающего обучения.

Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как творческой, так и производственной деятельности человека.

Таким образом, начальное техническое моделирование является первоначальной ступенью научно-технического творчества, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением дополнительного образования детей: В. В. Путин подписал перечень поручений (по итогам встречи с участниками форума «Интернет-предпринимательство в России», состоявшегося 10 июня 2014 г.), одно из поручений адресовано Правительству Российской Федерации – «Разработать комплекс мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества.

На занятиях начальным техническим моделированием обучающиеся выполняют различные виды работ: аппликации; лепка, конструирование, выжигание, вышивание, плетение и многое другое. Используя различные техники изготовления экспонатов, ребята воспроизводят объекты окружающей действительности в измененном масштабе (уменьшенном или увеличенном) по схемам, чертежам и эскизам.

Исходя из того, что сегодняшнюю жизнь невозможно представить без разнообразных механизмов, машин, высокотехнологичных конструкций, особая роль отводится техническому моделированию и конструированию, под которыми принято понимать создание учащимися макетов и действующих моделей автомобилей, судов, самолетов, ракет по готовым чертежам, эскизам, образцам и описаниям.

В процессе занятий начальным техническим моделированием учащиеся получают знания об окружающей действительности (машинах, технике, рабочих профессиях), отрабатывают трудовые умения и навыки, расширяют политехнический кругозор. Таким образом, актуальность занятия НТМ очевидна:

это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей, несложных технических объектов;

это начало процесса формирования у младших школьников начальных политехнических знаний и умений;

это основа дизайнерского мастерства.

Являясь общеразвивающей программой, программа по НТМ направлена на всестороннее и гармоничное развитие учащихся, в результате которого происходит нравственное, физическое и интеллектуальное совершенствование личности ребенка.

Итак, начальное техническое моделирование – это один из видов технического творчества, который помогает проводить досуг с пользой для себя и окружающих, овладевать трудовыми и профессиональными навыками, способствует развитию фантазии и технического мышления.

В связи с высокой значимостью этого вида технического творчества краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Краевой центр информационно-технической работы», находящийся в столице Алтайского края городе Барнауле, в рамках целевой программы «Мир техники – мир увлечений и творчества» ежегодно проводит краевую выставку по начальному техническому моделированию «Твори, выдумывай, изобретай!».

Цель выставки – развитие и поддержание интереса обучающихся к занятиям начальным техническим моделированием, повышение стимула обучающихся к регулярным занятиям научно-техническим творчеством.

Задачи выставки:

создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся;

создание условий для публичной демонстрации результатов технического творчества обучающихся и педагогов;

пропаганда достижений обучающихся, передового педагогического опыта учреждений образования Алтайского края в сфере технического творчества;

поддержка талантливых детей;

поиск новых идей, фиксация новых тенденций в развитии технического творчества учащихся.

Первая выставка по НТМ была проведена около пятнадцати лет назад под названием «Твори, выдумывай, пробуй!». Переименование произошло в 2004 году – термин «изобретай» подчеркивает призыв учащихся именно к созидательной продуктивной деятельности. Изначально участниками выставки по начальному техническому моделированию были учащиеся образовательных учреждений Алтайского края, начиная с младшего школьного возраста. В настоящее время в рамках модернизации системы образования с целью повышения доступности дополнительного образования контингент участников краевых выставок расширился за счет привлечения к участию воспитанников детских садов, школ-интернатов, учащихся коррекционных школ, воспитанников детских домов. Практика показала, что данные категории детей могут успешно включаться в творческую деятельность, и делают они это с превеликим интересом и удовольствием. Свидетельством этому служит тот факт, что за последний год среди победителей и призеров краевой выставки немало воспитанников детских садов и специальных коррекционных школ-интернатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...