Психологическая готовность к обучению в школе
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме

Морозова Светлана Владимировна

Что такое психологическая готовнсоть к школе? Как увлекательно подготовить ребенка к школе? Все Вы найдете в этой презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gotovnost_k_shkole.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скоро в школу Увлекательная подготовка детей к первому классу

Слайд 2

Решить задачи подготовки к школе с позиции развития познавательных процессов вам поможет эта презентация . Вы познакомитесь с играми и упражнениями на :  развитие логического мышления;  произвольного внимания;  памяти;  речи;  подготовку руки к письму.

Слайд 3

Школьная зрелость Интеллектуальный аспект Социальный аспект Эмоциональный аспект

Слайд 4

Интеллектуальная зрелость Умение выделять фигуру из фона. Способность концентрировать внимание. Способность устанавливать связи между явлениями и событиями. Возможность логического запоминания. Умение воспроизводить образец. Развитие тонких движений руки и их координации.

Слайд 5

Эмоциональная зрелость Ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения

Слайд 6

Социальная зрелость Потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя

Слайд 7

Развитие мелких движений Развитие крупных движений Произвольность поведения Память Запас знаний Внимание Положительное отношение к школе Речь Чтение Мышление Счет Готовность к школе

Слайд 8

Ювелиры и кружевницы. Развитие мелкой моторики руки.

Слайд 9

массаж (самомассаж) рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами ( мозаика, конструктор, нанизывание бусин); специальные упражнения для подготовки руки к письму. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

Слайд 10

Массаж не только приятен, но и полезен – об этом даже дети знают. В чем его особенность? В прикосновении пальцев, рук, кулачков, в постукивании, поглаживании, а иногда и пощипывании . Массаж для развития пальцев рук.

Слайд 11

Ребенку предлагают с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей, предметы. Для того чтобы поддержать интерес к игре , используют стихи и поговорки. Пальчиковые игры.

Слайд 12

Идея оживших предметов необыкновенно притягательна для детей. Они с удовольствием примутся экспериментировать с листами бумаги, соединяя, скручивая, прикладывая их друг к другу, заставляя порхать и танцевать. Музыкальным материалом может быть самба, веселые марши, рок-н-ролл. Упражнения с различными предметами.

Слайд 13

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. Подготовка руки к письму.

Слайд 14

Развитию мышц кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, рисование собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, завязывание узелков. Развитие мышц кисти.

Слайд 15

(Произвольная регуляция деятельности) Знать, что хочу, делать, что хочу.

Слайд 16

Условием успешности школьного обучения является умение детей : Подчинить свои действия правилу . Ориентироваться на заданную систему требований. Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Самостоятельно выполнять требуемое задание по образцу.

Слайд 17

Будущему школьнику необходимо умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать задание и четко действовать в соответствии с ним. Лучше всего для этого подходят игры : «Нарисуй точно такую же картинку». «Узоры». «Нарисуй по точкам». Учимся срисовывать по образцу.

Слайд 18

Развитию способности контролировать и оценивать свои действия и действия сверстников способствуют игры с правилами. В этих играх ребенку необходимо сначала запомнить ряд требований и правил, а затем, ориентируясь на них, выполнить контрольно-проверочные действия. К играм с правилами относят: Подвижные игры («Найди себе пару»; «Сосед, подними руку»; «Ловушки»…) Дидактические игры («Что изменилось»; «Сделай фигурку»; «Кто где живет»…) Настольно-печатные игры («Шашки»; «Домино»; «Лото»…) Сюжетно-ролевые игры («Школа»; «Больница» «Семья»…) Игры с правилами.

Слайд 19

Эти игры направлены на развитие умения сосредотачиваться, внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого. Когда деятельность завершена ребенку нужно оценить полученный результат. Для этого вспомнить: какие были условия задания; определить какие условия он выполнил, какие выполнил не точно; оценить результаты работы других детей и аргументировать эту оценку. Игры со спичками и палочками.

Слайд 20

В гостях у Мнемозины ( Развиваем память )

Слайд 21

Память - это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни. Память - это воспоминание о чём-нибудь или о ком-нибудь. Память связывает человека с настоящим и будущим. В памяти отражается весь наш опыт: воспоминания о том, что мы делали, слышали, видели, думали .

Слайд 22

слуховая зрительная эмоциональная двигательная чувственная Какая бывает память?

Слайд 23

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. То, что человек может зрительно себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Развивать зрительную память можно с помощью несложных упражнений: Предложить ребёнку закрыть глаза и рассказать, какие предметы он видел в комнате; Нарисуйте ребёнку несколько геометрических фигур, пусть он посмотрит на них в течение нескольких минут, а затем уберите и попросите зарисовать по памяти; Положите на стол перед ребёнком несколько палочек, а через несколько секунд закройте палочки листом бумаги и предложите ребёнку сказать, сколько палочек на столе. Зрительная память

Слайд 24

Слуховая память связана с запоминанием и воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных, речевых и т.д. Для развития слуховой памяти детей можно порекомендовать следующее: Заучивание стихотворных текстов. Повторение скороговорок различной длины: «Наш Полкан попал в капкан». Прочитайте ребёнку рассказ и предложите нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание. Слуховая память

Слайд 25

Двигательная память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, трудовые навыки и умения). Тренировать двигательную память можно следующим способом: Взрослый показывает несколько движений и просит ребёнка повторить их в той же последовательности. Двигательная память

Слайд 26

Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и надолго. Эмоциональная память Совет: обогащайте детей всевозможными впечатлениями.

Слайд 27

Чувственная память – обонятельная, вкусовая, осязательная. Её роль сводится к удовлетворению биологических потребностей. Для развития у ребёнка обонятельной памяти предложите ему понюхать что – либо с закрытыми глазами. Вкусовую память развивайте в играх «Угадай на вкус». Если предлагать ребёнку узнавать на ощупь разнообразные предметы, находящиеся в мешочке или коробке –это будет хорошим средством развития его осязательной памяти. Чувственная память

Слайд 28

Внимание

Слайд 29

Устойчивость внимания Основные свойства внимания Переключение внимания Распределение внимания

Слайд 30

От уровня произвольности внимания, его объема, концентрации зависит успешность обучения в школе. Характеризуется тем, что вызвано новыми, привлекательными и интересными в данный момент предметами. Внимание произвольное непроизвольное

Слайд 31

Найди десять отличий. Назови предметы, которые спрятались на этой картинке. Упражнения на развитие внимания

Слайд 32

Игры на развитие внимания

Слайд 33

«Важное и лишнее» Развитие мышления ребёнка.

Слайд 34

Дети к моменту поступления в школу должны уметь : Самостоятельно мыслить Рассуждать Анализировать Сравнивать Классифицировать Обобщать Самое главное, ради чего учат ребёнка, – это развитие его мышления.

Слайд 35

Анализ – это процесс деления целого на части. Синтез – это соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Выбери фигуры, которые использовали при составлении картинки. Составь слова, переставив буквы. Учимся анализировать

Слайд 36

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов. Пусть ребёнок познаёт мир, наблюдая и сравнивая окружающие предметы. Сравните картинки и назовите различия. Найдите пары одинаковых предметов. Учимся сравнивать

Слайд 37

Классификация – распределение предметов по группам по существенным признакам. Разделите объекты на картинках на группы. Назовите другие предметы (знаки), относящиеся к каждой из выделенных групп . Учимся классифицировать

Слайд 38

Обобщение – это процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений на основании похожих существенных признаков. Найдите лишний предмет. Объясните выбор. Назовите общий признак, объединяющий предметы в группы. Учимся обобщать

Слайд 39

Сочиняем сказки.

Слайд 40

Речевая готовность ребёнка к школе Правильность произношения звуков Умение различать звуки на слух Владение навыками звукового анализа Словарный запас Владение связной речью

Слайд 41

Для обогащения словарного запаса детей, можно использовать наиболее распространённые приёмы: Словарный запас Название предметов, относящихся к различным логическим группам (Назови известные деревья, цветы и прочее). Нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов. Подбор возможных действий к предмету (Кто как передвигается?). Подбор предметов к заданному признаку (Что может быть зелёным ?). Подбор признаков к определённому предмету ( Какого вкуса сахар?).

Слайд 42

Связная речь Пересказ прочитанной сказки или рассказа. Составление рассказа по данному его концу (что было до этого). Заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?). Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии.

Слайд 43

До начала обучения, ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков. Каждый звук находится в трёх положениях в слове: в начале ( к оса) в середине (бо к ал) в конце (ма к ) Предложите ребёнку найти картинки в названии которых есть определённый звук. Разучите скороговорки и чистоговорки для закрепления произношения звуков в словах и слогах. Каждый пишет, что он слышит.

Слайд 44

Хлопни в ладоши, если в слове будет слышен выбранный звук Обратите внимание ребёнка на то, как важно не путать звуки между собой. Предложите игры для развития умения различать звуки на слух. «Эхо» или «Повторяй за мной» «Путаница» Русская красавица своей козою славится. Различаем звуки речи на слух.

Слайд 45

Мотивационная готовность к школе.

Слайд 46

Мотивационная готовность Экскурсии по школе Просмотр кинофильмов о школе Общение со школьниками Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славиться ум, книга, учение Игра Беседы Рассказы взрослых о своих любимых учителях Чтение художественной литературы

Слайд 47

Поиграем в школу. Желание учиться. Развитие у детей правильного представления о школе. Умение общаться со сверстниками. Умение общаться с учителем.

Слайд 48

Беседа «Что я знаю о школе?» Как обращаются к учительнице? Как привлечь к себе внимание, если нужно о чём-то спросить? Что такое урок? Как узнать, что время начинать урок? Что такое перемена? Для чего нужна перемена? Как в школе называет стол, за которым дети пишут ? Где пишет учитель, когда объясняет задание? Что такое отметка? Какие отметки хорошие, а какие плохие? Что такое каникулы?

Слайд 49

Игра «Первоклассник». В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность. Игра проводится с одним ребёнком или с группой детей. На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, ложка, кукла, расчёска. Ребёнку предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель.

Слайд 50

Рекомендуемая литература: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Я готовлюсь к школе. Популярное пособие для детей и родителей.-Ярославль,1996. Как подготовить ребенка к школе. Популярное пособие для родителей.-Волгоград,2001 . Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу.- «Глобус»,1995. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей.- Ярославль,2000 . Светлова И.Е. Логика.- Москва: Эксмо,2004. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей.-Ярославль,2000. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет.-Ярославль,2000.

Слайд 51

Поддерживайте ребенка, когда он просит он делится своими чувствами у него неудачи, ему стыдно, он устал ему плохо, он ошибся, с ним обошлись грубо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Консультация для родителей воспитанников по теме: "Психологическая готовность к обучению в школе"

Данная консультация будет интересна и  полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются основные аспекты понятия "готовность к школе", а также даются рекомендации для...

Психологическая готовность к обучению в школе

Психологическая готовность к обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.   Первым условием ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Цель работы: выявить, раскрыть и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе....