Консультация для родителей
консультация (младшая группа) на тему

Долингер Ольга Владимировна

«Развитие мелкой моторики рук

у детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное    учреждение детский сад «Анцирский детский сад»

 

 

 

               

 

 

 

 

    Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук

у детей младшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

                                                                  Долингер О.В

 

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования,)- он получает необходимый стимул для развития.

Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т. к. это время для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный  опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Сорока – сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа: «Капуста», «Зайчик», «Компот», «Рыбки» и т. п.

Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

- Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы») ;

- Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок») ;

- Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки») ;

- Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики») ;

- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто») ;

- Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же ») ;

- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью) ;

- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги) ;

- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .

- Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/23/ltnb.jpg

Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста

Сулейманова Альбина Ибрагимовна

·        Развитие умения узнавать и называть цвета. 

·        Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
 Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора. 
        Ход игры: 
    Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик. 
             Взялись цвета мы изучать 
             Ну и с чего же нам начать? 
              Есть чудо пуговки у нас, 
              Помогут нам они сейчас, 
              Мы в руки пуговки возьмём 
              И дом по цвету им найдем. 

 

 «Радуга»

Цель игры: 

·          Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, 

·          Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 

   Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи. 
       Ход игры: 
     Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру. 
                 Радужная арка 
                 У нас сияет ярко. 
                 Вот беда случилась с ней -
                 Потеряла часть лучей. 
                 Лучи ребятки соберут, 
                 Все в порядок приведут, 
                 Станет радуга опять 
                 Пуще прежнего сиять. 

 

«Шарики»

Цель игры: 

·          Развитие умения узнавать и называть цвета, 

·          Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 

 Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним. 
        Ход игры: 
      Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета. 
                  Красный, желтый, голубой, 
                  Шар выбирай себе любой. 
                   Чтобы шарик удержать, 
                    Нужно ленту привязать, 
                    Мы в руки ленточки возьмем 
                    И шар по цвету им найдем. 

 

«Бабочка»

Цель игры: 

·          Развитие умения узнавать и называть цвета, 

·          Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
     Плоское  панно с  изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок  к которым прикручиваются крышки подходящего цвета. 
        Ход игры: 
     Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки. 
                 Появилась перед нами 
                 Бабочка – красавица. 
                 Будем с бабочкой играть, 
                 Цвет крышек к крыльям подбирать. 

 

«Карусель»

Цель игры: 

·          Развитие умения узнавать и называть цвета, 

·          Развитие мелкой моторики пальцев рук, 

·          Развитие различать предметы один – много. 

Игровой материал: 
     Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики. 
          Ход игры: 
     Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета. 
                     Закрутилась карусель, 
                     Ну давай играть скорей. 
                      Кубик ставим на свой цвет, 
                      Будет правильный ответ? 

 

«Занимайка»

Цель игры: 

·          Развитие сенсорного восприятия, 

·          Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
     Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики. 
        Ход игры: 
      Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр. 
«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; 
«Мешочки» на развитие тактильного восприятия; 
«Колечки» на развитие мелкой моторики; 
«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; 
«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; 
«Осьминог» на развитие мелкой моторики. 
                 Чудо ширма есть у нас, 
                 Поиграем с ней сейчас! 

 

«Яблонька»

Цель игры:

·          Развитие сенсорного восприятия, 

·          Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
     Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки). 
      Ход игры: 
     Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам. 
                  Будем с крышками играть, 
                   Разные яблочки собирать. 

 

«Волшебные колпачки»

Цель игры: 

·          Развитие сенсорного восприятия, 

·          Развитие слухового внимания, 

·          Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

        Игровой материал: 
    Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки. 
        Ход игры: 
    Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета. 
Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине. 

 

«На что похожа фигура?»

Цель:

·          Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

Игровой материал: 
    Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. 
         Ход игры: 
      Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.). 

 

«Спрячемся от дождика»

Цель: 

·          Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

Игровой материал: 
     Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. 
       Ход игры: 
      Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?” 

 

«Выбери пуговки»

Цель: 

·          Воспитывать умение группировать предметы по величине. 

Игровой материал: 
 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие) 
         Ход игры: 
       Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей. 

 

«Найди домик»

Цель: 

·          Воспитывать умение различать предметы по величине. 

Игровой материал: 
   Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины. 
       Ход игры: 
      Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...