Консультация "Фольклор для маленьких"
консультация на тему

Капкова Наталья Ионовна

Консультация "Фольклор для  маленьких"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Фольклор для маленьких»

      С трудом можно  себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок, чтобы ориентироваться в мире – жить в нем. Взрослые помогают детям. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и составляют своего рода систему. В них столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове. Бытовое искусство, фольклор опекает ребенка с рождения, сопровождает в детстве, отрочестве вплоть до перехода в юность.

      Уже над колыбелью звучат песни. В старинных колыбельных песнях встречается немало мотивов, навеянных разными мифологически-магическими понятиями, и присутствует мысль об огромности мира – в нем совершается много таинственного, опасного, и спасительны для ребенка дом, материнская опека, колыбельная песня. Колыбельная песня прежде всего отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком.

      Целый цикл колыбельных песен связан с житьем-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и не даром, а за угощение – ему обещают кусок пирога, кусок говядинки, туесок молока, ему сулят подарки – серьги, беленький платочек и пр. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку – обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в нее ребенка. С течением времени обряд забыли, а кот  так и остался «персонажем колыбельных песен».

      Колыбельная песня – своего рода прелюдия в музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастающий  ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания этих песен.

      Некоторые из колыбельных песен нянчащие детей матери охотно соединяют с пестушками, потешками и прибаутками.  Пестушка (от слова пестовать – нянчить, растить, ходить за кем-либо) – краткие стихотворные приговоры матерей и нянюшек, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни. Ребенок просыпается и потягивается – его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки.

      Врачи-педиатры отмечают, что движения, сопровождающие материнские приговоры: поглаживания, разведение и складывание ручек, помахивание кистями рук и пр. – простейшие, крайне необходимые ребенку физические упражнения. Они доставляют ему много удовольствия.

      А иногда пестушка становится настоящей игрой – изображают конскую скачку, катание с горы, пляску и пр. Так незаметно пестушка переходит в потешку – песенку-приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками, ножками ребенка:

Топы, топы – по лавочке,

Цапы, цапы – за лапочки. 

      В пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих качеств в прибаутках, отличающихся от пестушек тем, что они уже не связаны каким-либо игровым действием.

      Своим содержанием прибаутки напоминают небольшие сказочки. Что ни прибаутка, то своя история. Беспокойно скачет галка по ельничку-березничку, плачет: наехали разбойники, сняли черные сапоги – не в чем теперь скакать по городу, не в чем плясать. Ползет жук по дороге, спрашивают, где его дом, и жук ответил, что был у него дом под кустом, да вот проехали татары – дом растоптали, У какого-то господина пустилась в пляс вся скотина.

      Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развернуто в необозримо разнообразных играх. В игре удовлетворялась жажда действования, предоставлялась обильная пища для работы сердца, ума, воображения, воспитывались умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость. В играх был залог полноценной душевной жизни в будущем.

      Игры – своеобразная школа ребенка. В ней свои «предметы». Одни из них развивают ловкость, быстроту, меткость, силу, другие приучают к сообразительности, вниманию. Игры пронизаны принципом справедливости. Затейливость игры зависит от степени наполнения действия содержанием, а содержание – от самих играющих, которые могут вносить в традиционно устойчивый порядок изменения, выдумку. Время подновляло игры, не ломая их традиционного костяка.

      Обыкновение давать друг другу прозвища, дразнить породило дразнилки. Дразнили нерях: «Агашка – грязная рубашка», осуждали нечестность: «Гришка, Гришка – украл топоришко…», и пр. Однако дразнилки создавались и безотносительно к реальным особенностям высмеиваемого – в коротком стишке обыгрывалось имя прибавлением к нему смешного созвучия: «Антошка – недопеченная картошка». Содержали дразнилки и обидные указания на недостатки внешности, на плохое здоровье, на принадлежность к сословию, на профессиональное занятие родителей. Само обыкновение дразнить осуждалось.

      Скороговорки или как их еще называли «чистоговорки» преимущественно касаются развития сообразительности, умения внимательно слушать, хорошо говорить, четко выговаривать слова.

      Детский фольклор – это соединение традиций и новизны, это начало всех начал для ребенка. Именно с детства закладываются основы личности человека, именно ясельная группа – начало дошкольного пути ребенка, и от этого первого знакомства с детским садом зависит, как сложится весь дошкольный период, каким вырастет малыш. Фольклор, предназначенный для маленьких, необходим не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу и веру в красоту, силу, ум. Эти маленькие народные произведения пронизаны светом любви к ребенку. Именно поэтому я выбрала эту интересную тему.

      Малые фольклорные жанры в работе с детьми ясельной группы.

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, восходом солнца. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Как прекрасно если есть те, кто наполняет жизнь ребенка светом добра и лаской, раскрашивает детскую жизнь всеми цветами радуги, духовно обогащает среду, в которой растет ребенок. Что же может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово. Передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. Звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказки, потешки, поговорки.

      Фольклор в переводе с английского народная мудрость. Фольклор для детей – это разновидность фольклора для самых маленьких, он соединяет в себе песни, игры, небольшие стихотворные формы.

История и народность – приоритет фольклорного жанра. В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, песня или сказка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры. Прибаутки, потешки, побасенки, подчиняясь общим закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики. Но главная их особенность – приобщение к вечно юным категориям материнства и детства.

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда купают (ласковые поговорки), в моменты бодрствования (потешки и прибаутки).

Например:

Подготовка к обеду, обед

У нас много ребят, все по стульчикам сидят,

Кашу маслену едят.

Умывание.

Из колодца принесла курица водицы,

И ребята всей гурьбой побежали мыться.

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели…

Укладывание спать.

Люли, люли, люли, прилетели гули,

Стали гули ворковать, стал Ванюша сладко спать.

Баю-баю-баиньки, прибежали заиньки:

Спит ли наша девочка, девочка-припевочка?

Уходите, заюшки, не мешайте баюшки.

Одевание.

Кто в обновку нарядится?

Чья дочурка баловница?

Маша – вот кто!

Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе НОД, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки и т.п.

      Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно откроется сила народного слова, «чутье языка». Однако все это происходит, если педагог работает с произведениями грамотно, если правильно выбирает приемы, опирается  на возрастные особенности малышей.

      На первом и втором году жизни используют колыбельные песенки, прибаутки, пестушки.

Когда ребенок учится ходить:

Топ-топ, топ-топ,

Скоро Андрюшеньке годок!

Скоро Саше годочек,

Спечем Саше пирожочек,

Сашеньке расти

Здоровым и путевым

Столько в высоту (показывают)!

Столько в ширину (показывают)!

Ума да разума!

Прожить век

С отцом-матерью!

Перебирают пальцы и при этом говорят:

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

-Здравствуй, большак! – говорят.

-Здорово, Васька – указка,

Мишка – середка,

Гришка – сиротка

Да крошка Тимошка.

      Потешка – особый вид фольклорного жанра, он как нельзя лучше подходит для закладывания основ ознакомления детей с первыми сказками. И вот почему. Во-первых, в потешках действуют один или два персонажа, во-вторых, раскрывает характер героя: лиса – хитрая, медведь – сильный, но не слишком сообразительный, волк – сердитый и т.п.

Потешки различны, могут быть направлены на различные познавательные цели:

отражающие элементы народного быта (Ладушки, ладушки…);

ознакомляющие с домашними и дикими животными (Пошел котик на торжок.., Лиса по лесу ходила…);

олицетворяющие природу (Радуга-дуга…, Травка-муравка со сна поднялась..);

раскрывающие нравственно-этические категории (Тили-бом! Тили-бом! Загорелся Кошкин дом…);

      Среди богатств народного эпоса сказки представляют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастичного. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Однако вспомним: сказка была рассчитана в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово – «из уст в уста» – передавать ее содержание детям, создавая приоритетную установку на целенаправленное восприятие. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное – умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости. Иными словами, знакомя ребенка со сказками, взрослый должен задуматься: что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить).