Главные вкладки

    Консультация (старшая группа) на тему:
    КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

    Сухова Ольга Юрьевна

    Существует такая примета: если сядет тебе на руку синица, загадай о своем и, если вещая птаха подаст голос, загаданному сбыться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsii_dlya_roditeley_zimuyushchie_ptitsy.docx465.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    http://thumbs.dreamstime.com/z/snowflakes-frame-22845072.jpg

    http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/406/405414/405414_html_635704b4.gif

    http://festival.1september.ru/articles/624278/presentation/03.jpg

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

    Родителям рекомендуется:

    -        пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать;

    -        рассказать, где они живут и чем питаются;

    -        обратить внимание ребёнка на то, какие птицы часто прилетают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.

    Задание 1. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

    Задание 2. Отгадать загадки. Выучить по выбору.

                Хоть я не молоток – по дереву стучу:

                В нем каждый уголок обследовать хочу.

                Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.  (Дятел)

    Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

                                                    Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)

                                                   Озорной мальчишка в сером армячишке

                                                   По двору шныряет, крошки собирает.  (Воробей)

                                                   Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!

                                                   И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это … (снегири)

    Задание 3. Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных): ворона-вороны, снегирь-…, галка - …, воробей - …

    Задание 4. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

    Воробей-воробушек, воробьишко; галка - ..., снегирь -…, синица - … .

    Задание 5. Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).

    Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.

    Первая ворона, вторая ворона, … пятая ворона; первый голубь, второй голубь, … пятый голубь.

    Задание 6. Дидактическая игра «Кто как голос подает?».          

     Ворона – «как-кар» - она каркает, воробей -… .

    Задание 7. Дидактическая игра «Подбери признак»: ворона (какая?) - …, голубь (какой?) - …, снегирь (какой?) -…, синица (какая?) -… .

    Задание 8. Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию».

    Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?    (Снегирь)

    Существует такая примета: если сядет тебе на руку синица, загадай о своем и, если вещая птаха подаст голос, загаданному сбыться.

    http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/406/405414/405414_html_m4083b142.jpg

     

    Рекомендация для родителей

    «Наблюдаем с детьми зимой за природой.

    Тема «Зимующие птицы»»

    Многие из вас, родителей, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в парке ребёнка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для него природой. И если вы прислушаетесь как ваш ребёнок, то заметите, что вас окружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, то у вас есть шанс увидеть и самих птиц. Зимой самое время познакомить ребёнка с зимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года.

    Дети пяти лет должны

    • Знать и называть не менее 5-6 зимующих птиц.
    • Уметь называть части птиц: голова, клюв, глаза, туловище, лапы, хвост, перья.
    • Знать чем питаются птицы зимой.
    • Составлять описательный рассказ.
    • Отгадывать загадки.

    Родителям рекомендуется:

    1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, а

    дома рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;

    • обратить внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост) покажите зимующих птиц: снегиря, синицу, клест, кедровка.
    • обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка - единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.
    • помочь запомнить информацию.
    • при этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц.

    2. Рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими; во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц.

    3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор

    (голубь, ворона, галка, воробей, синица) на кормушку

    Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице.

    4. Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой

    Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

    Задайте ребенку вопросы:

    Каких зимующих птиц ты знаешь?

    Почему они называются зимующими?  

    Чем птицы питаются зимой?

    Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?

    Как можно помочь птицам?

    Загадайте загадки о зимующих птицах

    Плотник с острым долотом строит дом с одним окном… (дятел).

    Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке? Это маленькая птичка, а зовут её …(синичка)

    Эта птица так болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её …(сорока).

    Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,

    С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

    Чернокрылый, красногрудый зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири)

    От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг

    И к зиме не улетает на далёкий знойный юг.

    Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь -

    Раскрасавец красногрудый, житель севера … (снегирь)

    На ветвях украшенных снежной бахромой, яблоки румяные выросли зимой.

    Яблоки на яблоне весело снуют, гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)

    В тёплый край не улетают, на морозе распевают,

    Эти птички-невелички называются … (синички)

    У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой,

    Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт? (Клёст)

    В серой шубке перовой и в морозы он герой,

    Зимовать не улетает, под карнизом обитает. (Воробей)

    Что за стол среди берез под открытым небом?

    Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом (Кормушка)

    Сало и зёрнышки, хлеба горбушка - Птиц угощает зимою … (Кормушка)

    В зимний день среди ветвей стол накрыт для гостей. (Кормушка)

    Сыграйте с ребенком в следующие игры:

    “Вороны и воробьи”.

    (Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт учитель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке

    «Один – много» ( на образование существительного множественного числа).

    Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»

    (ворона – вороны, галка – галки, голубь – голуби и т.д.)

    «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)

    Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она..., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)

    «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов) на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

    Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)

    "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.

    Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.

    Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.

    Закончи предложения.

    Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)...,

    перья голубя (чьи?)...

    «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)

    Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)

    «Четвертый лишний» (на классификацию)

    Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.

    «Ворона, ласточка, сорока, голубь»;

    «Снегирь, кукушка, галка, сорока»;

    «Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.

    «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)

    Взрослый спрашивает:

    Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...

    Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ...

    Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…-        

      У синицы клюв тонкий, а у дятла – … (толстый)

    Ворона большая, а воробей … (маленький

    Вот снегирь малоподвижный, а синица … (шустрая)

    Клест – нарядный, а воробей … (невзрачный)

    Синицы высиживают птенцов летом, а клест – … (зимой

    Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)

    Если у синицы черная голов, то она какая? (черноголовая)

    Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая)

    Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)

    «Узнай птицу по описанию».

    Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая,  сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

    "Скажи наоборот" на подбор антонимов. ( это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет)

    Воробей маленький, а ворона ...

    У синицы хвост короткий, а у сороки ...

    Голубь тяжелый, а воробей ...

    У синицы клюв тонкий, а у вороны ...

    Учить подбирать однокоренные слова.

    Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

    Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.

    Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением. Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

    Вопросы:

    Какое было время года?

    Кого нашли дети на снегу в парке?

    Какой был воробышек?

    Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

    Когда дети выпустили воробья на волю?

    Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

    Пересказ без опоры на вопросы.

    Кормушка.

    Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

    Для пересказа можно (желательно) использовать книгу "Пересказы круглый год" автора Т. Ю. Бардышевой из серии "Развитие речи.

    Выполните с ребенком следующие упражнения:

    Составьте описательные загадки о зимующих птицах

    Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.

    Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)

    Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.

    Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»

    Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»

    Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)

    Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)

    Какого цвета оперение?

    Какие лапки?

    Чем они питаются?

    Выучите стихотворение

    Снегирь

    Побелело за окошком:

    Все в снегу. Какая ширь!

    Как румяная матрешка –

    На крыльце живой снегирь.

    Снегиря в окно увидишь:

    Здравствуй милый зимний гость!

    На крыльцо скорее выйди,

    Брось им спелых зерен горсть

    А. Барто

    1. Покормите птиц зимой,

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма.

    Горсть зерна нужна,

    Горсть одна -

    И не страшна

    Будет им зима.

    2. Сколько гибнет их - не счесть,

    Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть

    И для птиц тепло.

    Разве можно забывать:

    Улететь могли,

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    Приучите птиц в мороз

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Гибнуть воробью

     Воробей  (Н. Рубцов)

    Чуть живой,

    Не чирикает даже.

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней,

    И дрожит он над зернышком, бедный,

    И летит к чердаку своему.

    А гляди, не становится вредным

    Оттого, что так трудно ему…

    Ворона  (Н. Рубцов)

    Вот ворона сидит на заборе.

    Все амбары давно на запоре.

    Все обозы прошли, все подводы,

    Наступила пора непогоды.

    Суетится она на заборе.

    Горе ей. Настоящее горе!

    Ведь не зернышка нет у вороны.

    И от холода нет обороны.

    Синица   (А. Барто)

    Скачет шустрая синица,

    Ей на месте не сидится.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Завертелась как волчок.

    Вот присела на минутку,

    Почесала клювом грудку

    И с дорожки на плетень,

    Тири - тири, тень-тень-тень.

    Упражнения для пальчиков: Развитие мелкой моторики.

    Нарисовать рисунок к рассказу "Кормушка". (Рисунок можно использовать при пересказе.)

    Пальчиковая гимнастика (Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

    Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

    (На каждое название птицы загибать по одному пальчику)

    Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,

    Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)

    Всем хватило зернышек!

    Птицы к дому подлетели ( Два больших пальца обхватывают друг друга Остальные делают взмахи, как птица крыльями)

    На кормушку птички сели ( Держим одну ладонь параллельно груди) Стали зернышки клевать (Другой рукой, большим и указательным пальчиками),

    И головками кивать (Соединяем пальчики вместе, изображая голову птицы и делаем наклоны кистями рук)

    Памятка "Как подкармливать птиц".

    Кормушки должны быть удобными

    1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

    2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

    3. Корма в кормушках должно быть немного, но следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

    4. Кормушки нужно держать в чистоте.

    5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

    6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

    И помните - кормить птиц надо регулярно!

    Удачи вам!

    http://files.web2edu.ru/2f168890-db98-4422-96cf-25b2a3d96ca6/022c5282-0952-4a9d-bc2c-ddb9635c4c68.jpg?w=720&h=540


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по теме "Птицы"

    Занятие по формирование счётных навыков, умения наглядно сравнивать множества, уравнивать  их двумя способами. Направлено на формирование пространственных представлений, произвольного внимания, п...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка»в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья»

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка» в старшей  группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья» ...

    Консультация для родителей "Птицы зимой"

    Консультация для родителей "Птицы зимой" поможет родителям объяснить ребенку о необходимости помощи пернатым  в зимний период....

    Консультация для родителей "Птицы – наши друзья"

    В воспитании подрастающего поколения немаловажную роль играет общение ребенка с живой природой. Одним из самых доступных в общении являются птицы....

    Логопедические консультации на стенд для родителей по теме "Птицы"

    Логопедические консультации на стенд  для родителей по теме "Птицы"...

    консультация для родителей Птицы уголка природы дома и в детском саду

    На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Воспитывать в детях чувство ответственности за тех, ко...