Консультация для родителей "Здоровье и счастье"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Косица Наталья Сергеевна

Автором представлена консультация для родителей на тему общих основ воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_i_schaste.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

ЗДОРОВЬЕ И СЧАСТЬЕ.

Каким вы хотите видеть своего ребёнка? Отвечая на этот вопрос, любой человек обязательно начнёт со здоровья и счастья, потом, видимо, добавит, что хочет, чтобы сын или дочь выросли талантливыми и умными, добрыми и порядочными. Скажет о красоте – если речь идёт о девочке. Все понятно, всё правильно! Но попробуйте спросить: а как этого добиться? Вот тут-то многие и окажутся в затруднении: всё, мол, зависит от случая, удачи, обстоятельств… Конечно, случай играет порой немалую роль.

Но моя задача – осветить другую сторону проблемы, поговорить о том, что в судьбе ребёнка зависит от родителей. Некоторым может показаться, что речь в статье пойдёт о вещах очень простых и слишком известных. Но как мало мы вспоминаем об этих, казалось бы прописных истинах!

 Режим. Среди многих справедливых обращений родителей к врачу выделим те жалобы, которые имеют общий источник.

- «Мой ребёнок ужасно раздражителен, груб, плохо спит. Худой». (Далее следует подробное изложение общеизвестных жалоб, связанных с детской нервозностью.)

- «Каждый месяц у сынишки насморк или ангина. Мальчик простужается, если хоть минуту посидит у открытой форточки. У него часто болят уши…»

- «Дочь очень устаёт, перегружена учёбой. Занимается, едва вернувшись из школы и до самой ночи. Ни на что не хватает времени…»

Остановимся! При ближайшем рассмотрении оказывается, что в большинстве случаев в семье просто отсутствует дисциплина, не соблюдается режим, питание сумбурное или напротив чрезмерное. Дети недосыпают, мало двигаются, редко бывают на воздухе и, как правило, не несут по дому никаких обязанностей.

Есть, конечно, и другие причины. Если ребёнок очень нервный, подумайте: не испытывает ли он чувства одиночества? Возможно, занятые родители уделяют ему мало времени? Если же они сами люди угрюмые, суровые, таким невольно становиться и ребёнок. Он мнителен, постоянно прислушивается к тому, что в нём происходит. Самое печальное (это, кстати, доказано медициной): мнительный, трусливый, подозрительный человек способен действительно вызвать в своём организме серьёзное заболевание!

Сложнее с теми, кто переутомляется. Таким детям родители должны помочь в организации режима дня. Как это сделать? Расписать на бумаге основные дела, заполняющие 24 часа в сутки: сон, занятия в детском саду, домашние задания, дополнительные занятия, выполнение дел по дому…

Полезно определить и ритм выполнения домашних заданий. Шаблона тут быть, конечно, не может. Бесспорно лишь, что каждые 30 минут следует переключаться на какое-нибудь другое дело… Грохочущее радио, включенный магнитофон или телевизор не помощники!

Привычки. В первые годы жизни ребёнок приобретает много привычек. Сформировать их не сложно, а вот избавиться от них очень трудно. Недаром говорят: «Привычка – вторая натура!». Возьмём, например, тот же режим – он экономичен, рентабелен, полезен для здоровья, воспитывает и дисциплину, и волю ребёнка. Но нельзя же делать из него догму! Если частичное нарушение распорядка не будет мешать его сути, то режим можно и даже должно нарушать.

Одна маленькая девочка спросила меня: «Почему всё полезное – неприятное, а всё приятное – вредно?!». В человеке от природы заложено биологическое стремление к приятному и устранению себя от неприятного, трудного, опасного. Однако в процессе эволюции человек научился за приятным различать вредное и опасное, а за неприятным – полезное и необходимое. Очевидно, один из источников прогресса отдельных людей и общества в целом как раз и заключается в понимании столь простой истины. Но, чтобы пересилить свою «вторую натуру», необходимо развивать и непрестанно тренировать способность к преодолению трудностей, выполнению неприятного, но необходимого дела, умению владеть собой, своими желаниями. Для этого человек должен иметь волю. Подобно физической силе или уму, воля отпущена людям в одинаковой пропорции. Как это ни странно, воля, относясь к категории психической, тем не менее поддаётся тренировке.

Сон. Во время быстрого роста и развития недосыпание крайне опасно. Если ребёнок недоедает, он начинает худеть. При недостатке же сна внешних признаков может и не быть. Утомляемость, раздражительность, ухудшение памяти не самые главные его последствия. Все мы знаем, что во время сна мозговые клетки, подобно электроаккумулятору, восполняют затраченную энергию. Так вот, «недозарядка» этих клеток может поначалу проявиться обычным нервным расстройством, а позднее – серьёзным соматическим заболеванием, возникшим вследствие расстройства нервной системы. Значит, ребёнок должен спать свою норму. И родителям необходимо помочь ему в этом. Спокойные последние полчаса перед сном, без шумной музыки, телевизора, веселья. Ребёнок отправляется спать или сам, посмотрев на часы, или после одного – единственного напоминания: «Поцелуй маму и папу. Пора». Форточку лучше открыть за 10-15 минут до этого, чтобы воздух в комнате стал прохладным.

Питание. Внимания требуют обе группы детей: и с пониженным, и с повышенным аппетитом. Ребёнок плохо ест? В этом, если нет серьёзного заболевания, виноваты родители. Большей частью здесь помогают спокойствие и терпение. Строго соблюдайте правило: между завтраком и обедом, обедом и ужином не давать ничего, кроме воды. Более вкусные блюда можно предлагать лишь после того, как съедена обычная пища.

Вторая группа детей – «обжоры». Как ни странно, они нередко даже доставляют удовольствие родителям: «Смотрите, какой он у нас богатырь!». Однако постепенно избыток веса делает ребёнка малоподвижным. Клички «сало» или «пузан» не вызывают у него обиды, слёз: в связи с полнотой дети становятся чуть флегматичными. Но самое неприятное заключается в том, что они на всю жизнь приобретают привычку есть помногу. И толстеют, наживая многие заболевания, присущие именно полным людям.

Гигиенические навыки. Стоит ли писать о них? Стоит! Правильная и длительная (две минуты) чистка зубов, полоскание рта после каждой еды, мытьё, как минимум, до пояса – всё это серьёзное дело, которое надо выполнять аккуратно и ежедневно.

Утренняя зарядка, водные процедуры увеличивают сопротивляемость организма. Нас порой удивляет, что ребёнок, получающий и прекрасное питание, и витамины в избытке, ребёнок, над которым трясётся толпа родных, предупреждая опасное влияние сквозняков, «грязной» воды и прочих ужасов, без конца болеет. «Он у нас такой слабенький», - говорят родные. А вот другие дети, растущие в коллективе, бегающие в мороз без шапки, с распахнутым воротником, живущие в более скромных условиях, заболевают редко.

Защитные силы организма повышаются, если тренировать все системы: сердечно-сосудистую, лёгочную, мышечную, костно-суставную… Именно поэтому для одного ребёнка промочить ноги – это гарантированный насморк, для другого, бегающего с первых шагов жизни босиком, дождь не страшен: у него натренированны защитные «противопростудные» механизмы.

Человек силён своими резервами! Многие ошибочно понимают слово «резерв» примерно так – запас консервов. Для человеческого организма понятие это имеет иной смысл. Резерв выносливости, сопротивляемости, здоровья, сил, а также многих нравственных критериев (смелости, порядочности, принципиальности) может быть в наличии лишь при одном условии: когда он непрестанно подвергается серьёзным испытаниям, проверкам, нагрузкам. Коль скоро вы ежедневно не ходите быстрым шагом или не бегаете, то попытка пробежаться вызовет одышку…

Наверное, особая польза физической культуры заключена и в том, что она предъявляет организму «пиковые» нагрузки, рождаемые тренировками, упорством, неуклонными волевыми усилиями.

Работа. Работа может стать источником продолжительного и стойкого здоровья, ощущения счастливой жизни или, наоборот, раннего и тяжёлого заболевания, прозябания по принципу «день прожит – и ладно!». Здесь многое зависит от отношения человека к тому, что он делает. А это формируется с детства. В одной семье первые попытки малыша помочь матери в её работе по дому или на кухне находят резкий отпор: «Не путайся под ногами, разобьёшь здесь что-нибудь, да и сам обожжёшься. Иди отдыхай, успеешь наработаться.» Если же ребёнку даётся поручение, то лишь как наказание за провинность или для исправления ошибок.

В другой семье все домашние дела выполняются с участием малыша, а затем и подростка. Родители учат его всему тому, что пригодиться в жизни. Вытрет клеёнку или лужу на полу – станет аккуратнее. Почистит пальто, «случайно» попавшее в лужу, - будет осторожнее. Станет постарше: пришьёт пуговицу или вешалку – поймёт, что оборвать что-то гораздо легче, чем пришить; вымоет посуду, вычистит ботинки, и сделает это не только себе, но и всей семье, - проявит заботу об окружающих.

Так в семье возникает дружная атмосфера – она рождает уважение к труду.

Задача родителей. Многих ошибок, допускаемых родителями, бабушками и дедушками, можно избежать, если вместо неконтролируемых эмоций выработать деловое отношение к ребёнку. Полезно сказать себе: «Нельзя всю имеющуюся у нас энергию бросать на это маленькое существо – ласкать, любить, руководить, ограждать, наказывать, воспитывать, обеспечивать…

Всего этого он выдержать просто не в состоянии. Вести себя таким образом – значит думать лишь о себе, о своём удовольствии, а не о его пользе».

Представьте, что перед вами вовсе не ваш, а чужой ребёнок, из которого вы решили вырастить здорового, хорошего, счастливого человека. Начиная с этого момента всё станет на своё место. Будет меньше восторгов и меньше придирок. Больше спокойствия и больше дружбы. Вы сумеете вместо гениальности увидеть просто некоторые способности, вместо хулиганства – шалость, а вместо смертельной болезни – лёгкое недомогание. Почти всем родителям в общении со своими детьми недостаёт шуток и улыбки. Почему? Ребёнок нам настолько дорог, мы так его любим, что здесь не до улыбок: он наша безраздельная собственность, которую мы холим, нежим, ревнуем и … портим. А он вовсе и не собственность! Вначале он быстро растущее существо, затем – маленький человек, жадно усваивающий понятия и навыки; позднее, если вы сумеете это заслужить, он станет вашим другом. А не сумеете – так и врагом. И ещё через очень короткий отрезок времени отпочкуется он от вас в самостоятельную семейную ячейку и будет с сожалением смотреть на ваши недостатки, которыми вы наградили и его…

Поэтому торопитесь делать своё родительское дело с горячим сердцем, но с холодной и трезвой головой.

В чём же состоит это дело?

Предупреждение заболеваний. Воспитывайте спокойного, волевого ребёнка. Он меньше будет подвержен возможным травмам, а гигиенические навыки уменьшат вероятность заболеваний.

Внимание к жалобам ребёнка. Одни родители истерически активны: небольшой прыщик на коже любимого чада служит основанием для изучения Большой медицинской энциклопедии. Другие поразительно равнодушны и невнимательны. Ссылки на занятость, «повышенную стыдливость» их детей лишены основания.

Точное выполнение назначений врача.  Многие считают, что их жизненный опыт и познания в медицине, почерпнутые из популярных журналов, от знакомых или от собственных родителей, дают им право поправлять рекомендации лечащего врача.

Ну и самое главное. Родители, стремитесь как можно больше времени проводить с ребёнком!

Счастье и здоровье добывают с раннего детства, и средство для этого радостного совпадения одно: правильное воспитание. Вот и получается, что воспитание, здоровье, счастье связаны между собой неразрывно.

Инструктор по физической культуре: Косица Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Маленькое счастье старшего дошкольника".

Сегодня нам нередко приходится задаваться вопросом: почему дети старшем дошкольном возрасте не играют или играют плохо? Оказалось, что одной из причин является то, что воспитатели в детском саду...

Консультация-практикум для родителей «Счастье – это когда тебя понимают!»

Как известно, именно в семье закладываются основы личности ребенка. Однако она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Предлагаемая разработка консульта...

Творческая мастерская "Маленькое Счастье для мамы (Изготовление русской народной куклы на счастье)"

В настоящее время очень много игрушек у наших дошкольников и очень важно научить их самостоятельно мастерить игрушки. Начнем с игрушки всех и девочек и мальчиков, и подарком для мамы КУКОЛКА СЧАСТЬЕ....

Консультация для воспитателей "Маленькое счастье старшего дошкольника"

Консультация для воспитателей "Маленькое счастье старшего дошкольника"...

Консультация для родителей дошкольников "Счастье - это когда тебя понимают"

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание псих...

Консультация для родителей дошкольников «Счастье – это когда тебя понимают»

Консультация для родителей дошкольников «Счастье – это когда тебя понимают»Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердц...