КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников»
консультация (старшая группа) по теме

Кузнецова Наталья Викторовна

Консультация расскажет родителям о социально-нравственном воспитании, познакомит со средствами нравственного воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots-nravstv._vosp.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников»

«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь»

В.Г. Белинский

Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе. Проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики.

За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дошкольного возраста. Все более весомо утверждается положение о том, что дошкольный возраст является «фундаментом гармонической личности» (А. В. Запорожец); получены новые данные о процессе социального становления личности дошкольника. Исследователи говорят о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества. На основе этого опыта – навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе.

Старшему дошкольнику становится доступным осознание объективности и справедливости моральных норм. У него формируются обобщенные представления о доброте, дружбе, взаимопомощи. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что нужно соблюдать нормы поведения, чтобы коллективная деятельность была успешной.

В деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах, формируется нравственная культура личности, то есть единство нравственного сознания и поведения. Если уделять внимание лишь формированию нравственных представлений, – пишет А. В. Запорожец, – не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения.

Такая задача может быть решена только при организации разнообразной деятельности детей, в которой они получают практический опыт использования моральных норм в качестве средств регуляции своего поведения, а также для оценки поступков сверстников. Дошкольник активно входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные моральные требования, приучается их выполнять.

Большое значение практическому опыту, активной деятельности ребенка в формировании желаемого поведения придавал А. С. Макаренко, подчеркивая, что между знаниями о том, как следует поступать, и самостоятельными поступками есть «маленькая канавка, которую надо заполнить опытом». Накопление практического опыта приводит к развитию устойчивого поведения: ребенок начинает поступать правильно потому, что иначе не может, потому что он так привык.

Средства нравственного воспитания объединяют в несколько групп: художественные средства; природу; собственную деятельность детей, общение; окружающую обстановку.

1.Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2.Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и является значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3.Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4.Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье.

С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно - нельзя», «хорошо - плохо», «добро - зло». С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Сначала превалируют эмоции, определяющие действия дошкольника, потом, с развитием произвольного поведения и усвоением норм социального поведения, ребенок достигает определенного уровня самостоятельности в выборе тех или иных действий.

Роль родителей велика, именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки.

Научите ребенка дисциплине, самостоятельности, вежливости, уважению к старшим, заботливому отношению к малышам. Прочитав художественное произведение, побеседуйте с ребенком, пусть он подумает о том, кто прав, кто виноват в сложившейся ситуации.

Всегда кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируйте, почему себя нужно так вести. Включайте ребенка в игры со сверстниками, тогда ребенок научиться сотрудничеству и взаимопомощи.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми,  для этого нужно приложить немалые усилия. Помните, «воспитание – великое дело: им решается участь человека», - сказал В.Г. Белинский.

Литература

  1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М., Мозаика-синтез, 2011.
  2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. - М., Просвещение, 1989.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Основы патриотического воспитания старших дошкольников"

Консультация для воспитателей. «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь...

Консультация для родителей "Социально-нравственое воспитание дошкольников"

Социально-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой   частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ст...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....

Консультация для родителей "Основы патриотического воспитания старших дошкольников"

Одна из важнейших характеристик патриотизма – его демократическое содержание – это любовь к Родине, к своему краю, к городу, семье и т.д., что включает в себя: заботу об интересах и истори...

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию старших дошкольников на тему «С чего начинается Родина?»

Консультация будет полезна родителям и воспитателям в вопросе патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В материале раскрыт вопрос с какого возраста и как нужно вести работу по патр...

Консультация для родителей: Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылки формирования патриотических чувств.

Консультация для родителей на тему:Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылки формирования патриотических чувств.Раннее детство – это очень благоприятный перио...