Консультация для родителей
консультация на тему

Цуканова АННА Федоровна

Агрессия у детей. Как бороться с детской агрессивностью?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya_u_detey._kak_borotsya_s_detskoy_agressivnostyu.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия у детей. Как бороться с детской агрессивностью?

Агрессия у детей. Как бороться с детской агрессивностью?

Агрессия ребенка — это всегда имеющее мотив деструктивное поведение, которое противоречит принятым нормам и правилам в определенном обществе.  Данное поведение наносит моральный и физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным).

Повышенный уровень агрессивности у детей является наиболее острой проблемой, которая возникает перед педагогами и воспитателями, а так же родителями в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Особенно важным является изучение и исправление агрессивного поведения в дошкольном возрасте, так как в этот период данная негативная черта находится в стадии своего становления, приняв своевременные корригирующие меры ее можно легко искоренить.
 
В настоящее время существует множество направлений по преодолению агрессивных форм поведения у детей дошкольного возраста с использованием различных методов психокоррекции (проективный рисунок, игротерапия, музыкотерапия, релаксационный тренинг, анималотерапия и многие другие).

           Методы борьбы с агрессивностью детей дошкольного возраста.

Такие ученые, как А. А. Романов, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, С. Ю. Чижова, О. В. Калинина, М. Водинская, Н. Л. Кряжева, М. А. Панфилова предлагают различные подходы к преодолению агрессивных форм поведения у детей.
 
Учеными Л.С. Брусиловским, В.Ю. Завьяловым, М.И. Чистяковой, А.И. Захаровым, Н.Л. Кряжевой разработаны системы психокоррекционных мероприятий по преодолению негативизма, тревоги, страхов, агрессивности, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
 
                                                   

                                                     

Психогимнастика.

Одним из невербальных методов групповой психотерапии для детей дошкольного возраста является психогимнастика, в ее основе в качестве главного средства коммуникации в группе лежит использование двигательной экспрессии. Она предполагает выражение эмоциональных состояний, переживаний при помощи мимики, пантомимы движений.
 
В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Во время занятий психогимнастикой используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим.
 
По мнению М.И. Чистяковой, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится легче выражать свои чувства, проще общаться со сверстниками, лучше понимать чувства окружающих. У малышей вырабатываются положительные черты характера: смелость, уверенность, доброта и так далее. У детей снимаются такие негативные проявления как агрессивность, страхи, тревожность.
 
                                                  Анималотерапия.

Среди эффективных методов по коррекции эмоциональных нарушений, в том числе и агрессивности, указан метод анималотерапии – использования домашних животных.
 
Н.Л.Кряжевой разработана «Программа анималотерапии» для детей 4-10 лет. Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения. Наблюдения за поведением животного дают ребенку опыт присоединения к окружающему миру, расширяют репертуар эмоций.
 
«Программа анималотерапии» предназначена для коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в адаптации и общении – страхи, замкнутость, агрессивность.
 
С детьми дошкольного возраста коррекционная работа по снятию агрессивности проводится в основном с использованием методов игровой терапии.
 
                       

Стратегии работы по преодолению агрессивного поведения

у детей дошкольного возраста

А.А. Романовым предложено несколько вариантов стратегий работы с агрессивными детьми. Стратегия, как ее определяет А.А. Романов, это метод совместной работы, направленный на максимальное снижение агрессивных реакций ребенка. Данные стратегии позволяют снизить мотивацию агрессии, обучить выбору различных форм выражения эмоциональных состояний и чувств.
 
Существуют различные стратегии работы с агрессивностью, их выбор зависит от: особенностей агрессивных проявлений у ребенка (их виды, частота, формы выражения); внешних условий работы (групповая или индивидуальная работа с ребенком).
 
    Игровые и неигровые стратегии исправления агрессивного поведения.

Игровые стратегии исправления агрессивного поведения у детей - включают игровые задачи-приемы. Занятие длится 10-15 минут и более, пока малышу интересно выполнять данный вид деятельности. Игровое времяпрепровождение содержит конкретные цели, различные игровые действия и варианты их выполнения.
 
Неигровые стратегии исправления агрессивного поведения у детей - это словесные примы взаимодействия (объяснение, рассказ, беседа), включение в деятельность вне создания игровых ситуаций.


 
Варианты стратегий исправления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

  • Стратегия на стимуляцию гуманных чувств – обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии.
  • Стратегия на осознание – выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком.
  • Стратегия ориентации на состояние – привлечение внимания ребенка к состоянию другого человека.
  • Стратегия на переключение – переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение.
  • Стратегия на положительное подкрепление, похвалу – похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами.
  • Стратегия на стимуляцию чувства удивления – через необычность, неожиданность, новизну действий и реакций.
  • Стратегия на стимуляцию положительных эмоций – юмористическая оценка действий агрессора и ответа жертвы.

 

Общие направления работы с агрессивными детьми.

Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной разработана комплексная программа тренингов с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми.


 
Данными авторами были выделены общие направления работы с агрессивными детьми, которые состоят в следующем:
 

  • Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания
  • Отработка навыков общения;
  • Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям).

Раскроем более подробно каждое направление работы с агрессивными детьми:
 


Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме


Авторы предлагают учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, при помощи игровых приемов.
 
Для детей, которые не всегда могут рассказать о своих мыслях и чувствах рекомендуется использовать такой способ выражения гнева как – перенос чувств на неопасные объекты. Для работы с маленькими детьми в арсенале взрослого педагога или 
психолога всегда должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну с водой; мягкие и легкие подушки; поролоновые мячи; мишень с дротиком (для детей более старшего возраста); «стаканчик для крика»; кусок мягкого бревна; молоток и гвозди. Данные предметы нужны для того, чтобы ребенок переносил свой гнев на неодушевленные предметы и выплескивал его в игровой форме, не направляя на людей.


 

Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях


Отмечено, что агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно это касается области лица: напряжение мышц лба, бровей, скул и кистей рук. Поэтому для агрессивных детей будут чрезвычайно полезны любые релаксационные упражнения.
  
М. Мак-Кей, П. Роджерс рекомендуют несколько необычных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман повседневной одежды малыша она предлагает положить самостоятельно нарисованный от руки знак «Стоп». Как только ребенка начнут одолевать агрессивные мысли и желания, он должен достать его из кармана и шепотом или мысленно произнести слово: «Стоп». Конечно, необходима многодневная тренировка, для того чтобы данный прием начал работать,
 


Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

Главная задача взрослого – это научить детей выходить приемлемыми способами из конфликтных ситуаций. С этой целью с детьми в группе можно (или кругу) обсудить часто встречающиеся ситуации. Например, как нужно поступить малышу, если ему понадобилась игрушка, в которую уже кто-то играет. Это помогает ребенку расширить набор способов реагирования на определенные события, то есть поведенческий репертуар.
 


Формирование у детей позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.)

Данные качества личности, по мнению Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, можно развивать во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанную литературу, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Так же очень полезно самим с ребенком сочинять сказки, истории.
 
Начиная работу с ребенком по коррекции агрессивного поведения, следует помнить, что изначально нужно работать над собой. Так как причиной возникновения отклонений поведения малышей чаще всего служит окружающее его ближайшее общество. Приведем рекомендации изменения своего поведения родителей для педагогов:
 

Рекомендации родителям агрессивного ребенка

  • Наказывайте малыша только в крайних случаях. Наказание малыша может привести к тому, что это вызовет ответный гнев ребенка, либо его подавление. Если малыш постоянно подавляет гнев, то он перерастает в пассивно-агрессивную форму поведения;
  • Не следует запрещать ребенку и повышать на него голос, старайтесь контролировать ситуацию и объяснять все происходящее малышу спокойным тоном;
  • Будьте примером для ребенка, показывая ему варианты приемлемого выражения гнева;
  • Старайтесь учить агрессивного малыша проговаривать то, что ему нравится и не нравится;
  • С целью переключения агрессивной реакции ребенка на иное состояние стимулируйте его положительные эмоции;
  • Не оценивайте негативно ребенка, старайтесь подчеркнуть его положительные качества и достижения;
  • Пусть ребенок несет ответственность за свои агрессивные реакции и их последствия;
  • Играйте вместе с ребенком, создавайте игровые ситуации, когда ребенок может выместить негативные чувства;
  • Ребенок в каждый момент времени должен чувствовать и понимать, что вы его любите, принимаете, цените и его. Он должен видеть, что нужен и важен для вас.

Также существуют рекомендации воспитателям в работе с агрессивными детьми.
 


Рекомендации воспитателям в работе с агрессивными детьми

  • Включайте агрессивного ребенка в совместную продуктивную деятельность чаще, чем остальных детей;
  • Давайте четко понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к агрессивным проявлениям. Говорите о своем отношении к положительному и негативному поведению ребенка;
  • Говоря о поведении малыша, выделяйте конкретный поступок, не оценивая негативно его личность в целом;
  • Избегайте отрицательных оценок, лучше выделять положительные качества и тогда малыш будет к ним стремиться;
  • Давайте возможность малышу как можно чаще проявлять заботу об окружающих и& других детях;
  • Если ребенок проявил агрессивную реакцию, следует выразить свое отношение к ней и переключить малыша на другую деятельность;
  • Не жалуйтесь родителям на ребенка, станьте его другом;
  • В присутствии других детей не ругайте ребенка;
  • Всегда отмечайте хорошее поведение малыша в течение дня, его успехи и достижения на занятиях, в играх с детьми;
  • Помогайте ребенку в игровой деятельности создать сюжеты и взять на себя те роли, в которых он может пережить и выплеснуть свои эмоции. Пусть ребенок берет на себя роль сильного и доброго персонажа, защищает других детей;
  • Сведите к минимуму количество замечаний ребенку.

Таким образом, эти и другие методы и направления работы являются достаточно эффективными при коррекции агрессивности. Важно отметить, что коррекционная работа с агрессивным ребенком должна быть начата как можно раньше, так как уже в раннем дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. Своевременность психологической помощи — главное условие ее успешности и эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...