Консультация для родителей
консультация на тему

Цуканова АННА Федоровна

«Детские страхи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_strahi.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детские страхи»

http://svetlyachok6.ucoz.org/kartinki/veselye_kartinki-2.jpg

Приведем пример, который описывает Б.Е. Робинсон в книге «Мир входящему». Мама пошла в парикмахерскую и сделала себе химическую завивку. Ей прическа понравилась. Вернувшись домой, она хотела удивить и порадовать своего маленького сынишку новой прической. Но она была крайне удивлена его реакции. Взглянув на мать, ребенок замер и, не дыша, стал ее разглядывать. А когда мама хотела взять его на руки, он вдруг закричал, из глаз его хлынули слезы, и он попятился назад. Истинной причиной страха была всего-навсего прическа, ведь ребенок привык к длинным прямым волосам матери, а тут на голове «большие кудрявые клумбы». Хотя он маму и узнал, но не понял, что произошло, потому что восприятие ребенка в этом возрасте еще не приобрело тех механизмов, которыми обладают взрослые. Например, взрослые, несмотря на изменение внешнего вида предмета, воспринимают его тождественно, а дети относятся к нему, как к чему-то новому.

Страхи возникают у детей, когда они не могут адаптироваться к каким-либо новым условиям, ситуациям или объектам.

Причины бывают самые разные: сильный шум, яркий свет, внезапный крик, неизвестный человек, звук пылесоса, гудок автомобиля и т. д. Часто они боятся темноты, теней, докторов, животных, наказания, а иногда и совершенно, безобидных вещей: мух, тараканов, лягушек. Даже новые предметы у знакомых людей, например маски, парики, очки, могут вызвать чувство страха у ребенка.

Большинство страхов так же бесследно исчезают, как и появляются. Но есть страхи, которые долго преследуют ребенка и на всю жизнь могут остаться в подсознании.

Многие страхи формируются в процессе подражания.

Если ребенок видит, что родитель или другой близкий человек боится чего-либо, то он тоже начинает бояться этих предметов и явлений. Родители сознательно и бессознательно приучают детей бояться. Например, когда на улице гроза, матери берут детей и хотят уйти в какое-нибудь укромное место дома. Этот страх передается детям, и дети начинают бояться грозы. Также если мама боится собак и при виде любой собаки начинает паниковать, берет ребенка на руки или быстро-быстро убегает, она воспитывает у него страх ко всем собакам.

После переживания болевых ощущений формируется страх травмы.

После укуса пчелы, собаки и других животных, а также если ребенок падает с лестницы, лошади, с качелей, у него возникает страх перед этими объектами, который может быстро пройти и не сформироваться. Конкретные случаи зависят от разных причин.

Страх также может возникать из-за чувства вины. Когда родители постоянно кричат на ребенка, ему ясно одно: он утратил их любовь и впал в немилость, они могут покинуть его.

Ребенок не понимает, отчего это произошло, — он вел себя как обычно. Например, дети бегали дома, шумно играли, вдруг зазвонил телефон, папа подошел к телефону и стал разговаривать, но из-за шума было плохо слышно. Он сказал детям, чтобы играли потише, но в разгар игры они не услышали его. Тогда папа закричал что есть мочи, дети испугались и притихли. Но они не поняли причины недовольства отца. Если на ребенка постоянно кричат, угрожают, наказывают, в нем накапливается чувство враждебности к родителям и, как следствие, чувство вины перед ними. Потом он понимает, что это чувство нужно скрывать, чтобы не потерять любовь близких, и у него внутри появляется страх, что родители могут от него отказаться и перестанут его любить. Но ребенок эту внутреннюю борьбу не осознает и чувство страха вымещает на человеке, похожем на родителей. Он как бы переносит страх, и не только на людей, но и на животных, а также на вещи и явления. Поэтому, освобождаясь от эмоции конкретного страха, ребенок может связать его с другим объектом.

Алан Фромм говорит о постоянно возобновляющихся страхах. Чем чаще ребенок боится и нуждается в помощи, тем больше страхов он может собрать в новых условиях. Испуг от одного предмета или явления может спровоцировать целый ряд последующих страхов: укол вызывает страх перед врачом, шприцем, больницей.

В поведении пугливого ребенка наблюдаются следующие симптомы: привычка грызть ногти, сосать пальцы, заикание, обсасывание краев одежды, мокрая постель, скрытность. замкнутость, капризы, упрямство и т. д.

Родителям необходимо выяснить и понять явления, провоцирующие страх у ребенка. Иногда это очень трудно — вылечить от серьезных страхов, легче это сделать в начальной стадии, пока они еще не выросли.

Один из способов преодоления страхов — подражание, наглядные примеры взрослых.

Спокойная реакция на молнию и гром избавит ребенка от боязни этих явлений. Бесстрашие родителей и сверстников передается детям. Например, когда они не боятся гладить знакомую собаку (именно знакомую собаку, и когда она находится вместе с хозяином). Иногда детям помогает чтение книг с острыми сюжетами, элементами драматизма или кукольные постановки, где герои преодолевают свой страх. Такие назидания, как «Ты что, маленький, что ли?», когда ребенок бежит при виде паука, или небрежно брошенное замечание типа: «Нечего бояться этих...», как правило, недейственны. Более эффективно постепенное «знакомство» детей со «страшными» предметами, явлениями или людьми.

Смеяться и шутить по поводу страха, что часто позволяют себе родители, недопустимо.

Лучше просто не заострять на этом внимания, а тем более не создавать проблему. В семье должны быть такие отношения, чтобы дети без стеснения могли сказать обо всем, что их пугает. Откровенное признание возможно только там, где нет осуждения, но есть понимание.

От нашего уважительного отношения к ребенку зависит, удастся ли нам его успокоить, вернуть ему состояние душевного равновесия.

Воспоминания и рассказы об аналогичных случаях, где герою (или знакомому человеку) удалось преодолеть страх, очень хорошо помогают справиться с этим чувством. Помню случай из своей практики. Наш полуторагодовалый малыш, увидев в первый раз Деда Мороза, спрятался под стол, за скатерть, настолько непривычен был для ребенка его наряд и белая борода. Такой реакции от малыша мы не ожидали — в этом наша ошибка, мы не подготовили его к необычному явлению. А другой ребенок с первого раза спокойно реагировал на Деда Мороза и даже как-то рассказал стихотворение. Малышу чуть постарше нужно рассказывать истории, повествующие о мужестве. Культ героев очень сильно действует на психику детей, которые любят изображать бесстрашие воинов, солдат и т. д.

Ваши ласка, любовь и спокойствие придадут ребенку ту самую силу и уверенность, с которой он будет идти по жизни, преодолевая свои страхи.

Если ваш ребенок боится темноты, то не нужно тащить его туда за руки, приговаривая: «Смотри, здесь никого нет». Лучше поступить по методу «шаг за шагом», постепенно приучая его не бояться темноты. Здесь можно выделить два способа. Первый: вы каждый день понемногу убираете свет (есть такие лампы, плавно регулирующие яркость) в той комнате, где ребенок играет. Постепенно он привыкает к темному освещению. Только не нужно торопиться. Второй способ заключается в привыкании к пространственной темноте. Пусть сначала ребенок несколько дней постоит у дверей косяка темной комнаты, а вы будете заходить и выходить (можно придумать такую игру) или просто что-нибудь приносить оттуда. Потом, через несколько дней, ребенок может зайти в комнату на один шаг, но все еще держась за косяк. Когда он привыкнет к этому месту, можно сделать еще один шажок вперед. Чтобы ребенок сделал шажок, необходимо, чтобы в это время взрослый был в комнате. Таким образом, шаг за шагом, если вы будете очень бережно, не торопясь учить ребенка, он привыкнет к темноте.

Многие матери сидят рядом с ребенком, потому что он боится один засыпать. И это правильно. Но многие родители совершают ошибку, стараясь пораньше улизнуть, пока еще ребенок не уснул. Обязательно нужно дождаться, пока он крепко заснет, иначе ваш уход будет пугать его еще больше. Возможно, это затянется на несколько недель, но, в конце концов он привыкнет спать один и не будет бояться.

http://mamipapi.ru/sites/default/files/image/afisha/original_2009.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...