Родительское собрание на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Кондратьева Ольга Александровна

Данное родительское собрание поможет педагогам и родителям формировать навыки самообслуживания у детей, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anketadokument_microsoft_word.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»

1. Вступление.

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности. Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что- то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!” Звучит магнитофонная запись стихотворения И. Муравейка “Я сама!” в детском исполнении.И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно наносят вред своему ребенку. Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы. Как мы уже отметили, готовность и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Я сам!”. У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя! Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное – желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет-то чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.

Мини- итог: формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности

2. Основная часть. Уважаемые родители! Проанализировав ваши анкеты мы пришли к выводу, что наибольшие трудности вызывает формирование навыков одевания и раздевания – остановимся на этом поподробнее. Вы, наверняка, припомните среди своих знакомых такую маму: она водит малыша и на рисование, и на ритмику, и на английский. Они постоянно куда-то спешат и опаздывают. И, конечно, такая мама не может позволить ребенку такую роскошь, как самому одеться, застегнуться, обуться . Потому что, по ее мнению, это пустая трата времени: “ Провозится полчаса, а одевать все равно мне придется – так лучше я сразу это сделаю”. Как вы считаете: а может действительно эта мама права? Ведь большинству малышей в этом возрасте все еще не хватает ловкости, а смотреть на их труды – тяжелое испытание. (Проводится дискуссия по этому вопросу.) Уважаемые родители! Вы совершенно правы. Совершенно очевидно, что ребенку в дальнейшем, как бы не сложилась его судьба – станет ли он фигуристом, или художником, умение одеваться- раздеваться, застегивать пуговицы понадобится в любом случае. Мало того, самоощущение малыша, его уважение к себе базируются именно на этих фундаментальных навыках – навыках самообслуживания! Они для него важнее любых других, ибо они основа его независимости.

3. Практическая часть. Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе. Дети – элементарным навыкам самообслуживания. Мы – последовательности, методичности и терпению.А терпения как раз порой и не хватает… Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни. Трехлетний Максим с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготы почти надеты , но… наизнанку. Мать прекращает как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготы и натягивает их уже сама. Малыш поднимает крик:”Сам! Я сам!” Мать строго говорит :”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь”сам”. Вопросы:

 § Правильно ли поступила мама?

 § Каковы последствия такого поведения мамы?

§ Бывали ли подобные ситуации у вас?

§ Как вы выходили из них?

§ Как лучше вести себя в таких ситуациях? ( Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным , ленивым. Правильнее было бы обыграть ситуацию :” Ой, смотри какие глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно”)

Другая ситуация. Кате 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая. Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации. ( Вероятно, в какой –то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности. Можно данный процесс превратить в увлекательную игру : вот змея заползает в нору(одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель( натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш? В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

 4. Работа с памятками. На ваших столах памятки. Прочитайте их пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?

Памятка по формированию навыков самообслуживания.

1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка

2. Поощряйте , хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.

3. Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать

4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия

5. Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит

6. Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка

7. Используйте игровые ситуации

8. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя

(Комментарий к памятке по 4 пункту : нет смысла затевать самостоятельное одевание утром, если вы спешите на работу. Ребенку необходимо успешно довести дело до конца, чтобы почувствовать гордость, а вам необходимо спокойствие, чтобы это ему позволить и без раздражения помочь).

Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей.

А сейчас мы предлагаем вам поделиться с нами достижениями вашего ребенка. Предлагаем вам сыграть в игру:

5. Слово-эстафета. Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение: “ Мой ребенок умеет или делает…..” Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу небольшой предмет. Какие замечательные малыши!

6. Острое блюдо. Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в “Конфеты” раздаются родителям под музыку. Отвечают по желанию ( на ответ 1-3 мин.) , если вопрос достался родителю, не желающему отвечать, то он вправе передать вопрос дальше.

 • Марину забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Марина сама одевается, бабушка так и рвется помогать. В результате ребенок стал бегать за помощью по поводу каждой мелочи в одежде. ( Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)

• Андрюше 2 года 10 месяцев, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки. С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать? ( Варианты игр мы рассматривали ранее. Возможен такой диалог: Что это такое? - Штаны! - отвечает ребенок. - Штаны? А для чего они? - Надевать. - Надевать??? А как это? )

• На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло? (Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).

• Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось? (Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один ребенок растерялся.)

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности и культурно –гигиенических навыков у детей младшего дошкольного  возраста”.

Нашу встречу хочется начать с вопроса:

- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?(высказывания родителей)

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания, в этом возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.

А сейчас давайте разберём ситуацию.

Ситуация для анализа    

Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам, сам!

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

Вопросы:

Правильно ли поступила мама? И почему?

Бывают ли подобные ситуации у вас?

Как вы выходите из них?

Пример из личного опыта: использую шуточную потешку

«(Называю ребёнка по имени)  купил лошадь без хвоста,

   Сел задом наперёд и поехал в огород»

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Вы думаете, что ваш ребёнок маленький и не может быть самостоятельным?

Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него.

Пример из наблюдения за родителями: сами раздеваем, когда приводим и сами одеваем ребенка, когда забираем из детского сада.Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Итак, дети стремятся к самостоятельности.

Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?

Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши. (обсуждение с родителями)

- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

- Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.

- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

- Своевременно пользоваться носовым платком, платком, туалетом.

- Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.

- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

- Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста.

Основы навыков самообслуживания закладываются в возрасте  3 - 4 лет. Что может делать по самообслуживанию ребенок младшей группы к концу года?...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эт...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитыв...

Родительское собрание "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности. Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Во...

Родительское собрание на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Цель: Формирование у детей и родителей культуры здоровья.Задачи: Формирование у родителей представления о воспитании культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста; повысить интерес родител...

Консультация для родителей на тему: "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"

Консультация для родителей«Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»...

Консультация на тему:" Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста""

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослы...