Психологическая готовность ребенка к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Сорокина Наталья Михайловна

Рекомендации родителям о готовности ребенка к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Шестилетний ребенок стоит на пороге еще одной ступеньки детства, он замер перед дверью, которую откроет завтра. И этим завтра станет школа. Ему 6 лет, он не малыш.

Однако, чтобы пойти в школу он должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться там.

А это будет по силам ему, когда вы будете рядом с ним, и он сумеет опереться на Ваше верное плечо. Да Ваша помощь для него - необходимая потребность, благодаря которой он скорее станет «школьнозрелым».

Хотя ребенок и не плод в понятном для нас смысле слова, но он как плод должен «созреть», чтоб выдержать нагрузки школы, ее мир правил и инструкций, мир требований, постулатов, ее учебные программы, межличностные отношения между ребенком и детьми, учителем и ребенком и даже между ним и Вами.

Для этого ребенок  должен созреть функционально, чтобы осилить новый способ, вернее, новый стиль своей жизни.

И в 6 лет это уже можно. Все системы организма созрели все почти настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические.

Однако этот новый уровень развития ребенка имеет пока только предпосылки к учебной деятельности, которые необходимо Вам развивать, чтобы они быстрее превратились в реальность.

Какие это предпосылки?

  1. Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.

Учебная мотивация складывается при наличии выраженной познавательной потребности, умении трудиться и желании занять новую социальную позицию в обществе.

Рекомендации: занимаясь с дошкольником, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Это поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Постепенно у дошкольника войдет в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получиться.

  1. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.

Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок: не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий, не умеет работать по правилу, не умеет работать по образцу, нарушает дисциплину. Развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. Так, в основном трудности возникают у детей, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель. Мотивационные причины этого: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности.

Рекомендации: складывание кубиков с фрагментами рисунка по образцам рисунков; выкладывание мозаики по образцу; собирать конструкторы по заданным картинкам и просто что-либо срисовывать. Игры-пазлы: если их собирать анализируя и выбирая фрагменты ориентируясь на цветовую гамму рисунка, выделяя фон рисунка, то такие занятия способствуют развитию умения работать по образцу. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким стыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.

Игры с правилами так же способствуют развитию произвольности поведения. В таких играх ребенок учится подчинять свои желания, свое поведение заданному, предложенному сверстниками, либо условиями игры  правилу.

  1. Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.

Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними. От усвоения процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Первый этап интеллектуальных операций – усвоение нового правила работы (решение задач и т.п.);  второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему.

Рекомендации: Сравнивать предметы, находить, выделять и обозначать словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все предметы к какому-то одному классу или понятию. Экспериментировать с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками. Привлекать готовить вместе тесто, а потом печь пироги (изменение свойств и состава веществ). Составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

  1. Хорошее развитие фонематического слуха.

Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Рекомендации: игры «Называй слово на букву…», «Цепочка слов» (игрок называет слово, следующий называет слово на последний звук в этом слове), «Найди звук» (в названом слове определить местоположение заданного звука – в начале, в середине, в конце слова), «Расколдуй слово» (назвать за три попытки все звуки (не буквы), из которых состоит заданное слово).

Итак, психологическая готовность к обучению в школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или наличие проблем в успешном усвоении школьной программы.  

Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения по программе любой сложности. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.

Рекомендации: для психологической готовности к обучению не мало важно познакомить ребенка до начала занятий  с учителем. Посетите вместе с ним классную комнату, дайте возможность посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку не знакомой, прогуляйтесь по школе (покажите важные для жизнедеятельности будущего ученика помещения в школе). Обговорите с ребенком режим дня. Спросите у малыша о его чувствах и впечатлениях от знакомства со школой. Успокойте его волнения и скажите, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Таким образом, соблюдение режима дня, психологический настрой ребенка, забота о его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребенку, когда он пойдет учиться в первый класс.

Удачи Вам и Вашему малышу на пороге школы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

Психологическая готовность ребенка к школе

Статья о психологической готовности ребенка к школе...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....