Главные вкладки

    Семья созрела
    статья по теме

    Мать орущая на ребёнка, и отец, отвешивающий подзатыльники, гораздо больше нуждаются в помощи психотерапевта, чем их  «невоспитанное чадо». О семьях зрелых и  проблемных..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semya_sozrela.docx15.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семья  созрела

    Мать орущая на ребёнка, и отец, отвешивающий подзатыльники, гораздо больше нуждаются в помощи психотерапевта, чем их  «невоспитанное чадо».

       Типичная семейная «драма»- малыш разбил чашку. Разрушения «непоправимые»: осколки по всей кухне, разлитое по полу какао мокрые пятна на обоях и штанишках. А теперь представим родительскую реакцию.

    Вариант первый. Мать хватается за тряпку с криком: « У тебя что – руки не тем концом вставлены?!». Отец добивает оглушённое чадо подзатыльником, далее читает получасовую лекцию и ставит в угол. Ребёнок горько рыдает. Узнаваемо? Да более чем…

    Вариант второй. Родители: «Ты не порезался сын? Тогда возьми веник и тряпку , вытри лужу и собери осколки». Если потом отец и мать увидят, что малыш небрежно  держит чашку, то заметят: « Наверное, в прошлый раз чашка разбилась потому, что ты не держал её двумя руками». Таким образом, этот инцидент будет использован как возможность обучения ребёнка, что повысит его самооценку.

       Наказание ребёнка углом, ремнём, подзатыльником или криком - признак родительской несостоятельности и семейной незрелости. На лицо явный перенос на детёныша собственных проблем и неуравновешанного  состояния. Проблема заключается в том, кто кричит, а не на кого спускают собак своего настроения.

    Семьи зрелые и проблемные

    Вообще психологи делят семьи на два типа – проблемные (вариант 1), и зрелые (вариант 2). Родители в зрелых семьях знают, что дети изначально плохими не могут быть. Если ребёнок ведёт себя неадекватно, это означает, что в семье возникло недопонимание или что самооценка ребёнка угрожающе снизилась. Поэтому папы и мамы никогда не реагируют на поведение своих детей так, чтобы унизить их достоинство. Например, если у главы семьи плохое  настроение, сын может сказать откровенно: « Эй, отец, ты сегодня не в духе»,  и не услышать в ответ: «Как ты смеешь со мной так разговаривать!» Вместо этого он дружелюбно скажет: «Да, сынок, у меня был трудный день».

       Зрелые папы и мамы понимают, что проблемы будут возникать в семье, нужно просто умело их решать. Ребёнок имеет право на ошибку, к тому  же зачастую именно сами родители виноваты в конфликтах. Сегодня ты разрешил  ему смотреть телевизор до полуночи, потому что был в благостном расположении духа. И если завтра будешь укладывать сразу после «Спокойной ночи, малыши», он не поймёт, почему. Почему нельзя сегодня делать то, что можно было вчера. Такая непоследовательность- тоже признак незрелости.

       Ещё одна проблема для многих  мам и пап, когда в воспитание их чада вмешиваются любвиобильные бабушки и дедушки, живущие под одной крышей  с младшим поколением. Инфальтийные  мамы не против того, что воспитание ребёнка перекладывается на бабушку, которая в своё время недовоспитала сына или дочь, а теперь хочет реализовать эту функцию на внуках. И получается разница в понятиях- что можно, а что нельзя. Всем родителям стоит помнить, что дети ценят справедливое к себе  отношение. Мы чаще всего исходим из принципа: я старше, значит, всегда прав. Если ребёнка наказали заслуженно, он это принимает, а если несправедливо, то он этого не простит.

       Воспитание –это система отношений  для детей и родителей с целью адаптации ребёнка к жизни, а гармоничное воспитание- это принятие ребёнка семьёй, то есть ровное эмоциональное отношение. Мамам и папам всегда стоит помнить три вещи: я ребёнка заводил, это моя часть, он мне нужен. Самый главный человек – это тот, кто в данный момент перед вами. В данном случае  - ребёнок.

    Литература:

    1. Воспитатели и родители: Из опыта работы.- М.: Посвещение, 1985.
    2. Т.Ф. Яркина,  В.Г. Бочарова, М.П.Гурьянов, В.Н, Гуров. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения. – Ставрополь: СКИПКРО, 1997.
    3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - М.,2000