« Играя, познаём природу»
консультация на тему

Инжуватова Анастасия Евгеньевна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiyadlyaroditeley.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Тема: « Играя,  познаём  природу»

Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, воспитывает, выступает надёжным средством  социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна для ребёнка.

Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно-образовательном процессе, хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Важны они и в экологическом  воспитании маленьких любителей и защитников природы.

Дети любят играть, они с удовольствием и  по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться.

Такова специфика дидактической игры. Ребёнок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

О важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали Л. И. Грехова, С. Н. Николаева, Н. В. Рыжова, В. А. Дрязгунова и др. Значение проблемы обучения в игре эколого-образовательном процессе настолько велико, что мы сочли обратиться к её рассмотрению ещё раз.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями  и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность её решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей. Например, если малыши способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду и издаваемым звукам,  (здесь уместны такие игры как « Волшебный мешочек», «Угадай, кто как кричит», « Большие и маленькие», « Угадай, что съел» и др.), то дети средней группы уже могут сравнить объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине. ( «Опиши, я отгадаю», «Какая сегодня погода», «Что лишнее», «Кто, где живёт», «С какого дерева листочек», «Собери картинку», «Найди одинаковый цветок», «Кто, где живёт», «Детки на ветки» и т.д.)

Старшим дошкольникам вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубленных знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений и операций, формирование личностных качеств ребёнка.

Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно- волевую сферу ребёнка. Специфика этого компонента игры определяется возрастом дошкольников: конкретные правила, состоящие из одного-двух элементов в играх для малышей, от группы к группе усложняются, становятся более жесткими, часто изменяются или дополняются новыми правилами по инициативе самих играющих.

Обучающая игра не мыслима без игровых действий, повышающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний и навыков. Для детей, начиная с 4-5 лет в дидактическую игру можно включать элементы состязания; при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно; порой они сами стараются придать игровым действиям соревновательный характер.

Это доступно в случаях загадывания, узнавания, поиска, раскладывания по порядку. (Например: «Кто больше» назовёт слова относящиеся к характеристике,  например белого медведя или «Овощи и фрукты» дается набор карточек, разложи на две группы, раздели по цвету величине, форме;  разложи карточки на три группы: что едят только сырым; сырым и варёным; только варённым, разложи фрукты от самого сладкого к кислому, от самого любимого к нелюбимому и т.д. Игра «Месяцы года» разложи карточки по временам года, построй паровозик времени, назови каждый « вагон»; найди все зимние месяцы, осенние и т.д.)

Однако все без исключения игровые действия должны регулироваться правилами и ориентироваться на решение конкретных задач.

Например: игра «Отгадай, что загадаю», Дидактическая задача: упражнять в узнавании птиц по описанию, отражающему характерные признаки их внешнего вида; развивать память, мышление, умение соотносить вербальный образ с визуальным. Игровые правила: задание выполняет ребёнок первым поднявший руку, если он правильно назвал птицу и находит нужную карточку - получает фишку. Далее, игра усложняется: задача обобщить и систематизировать знания о птицах; совершенствовать умение узнавать их по описанию, продолжать учить распределять их по группам (перелётные и зимующие), объяснять причину отлёта в тёплые края. Правила: представители от команды, по очереди отгадывают загадки, ответ считается правильным, если ребёнок назвал птицу и быстро нашёл нужную картинку. В случае затруднения команда помогает игроку. Обучающая игра «Отгадай, что загадаю» используется многократно: и при ознакомлении с птицами, и в дальнейшем, при освоении знаний о млекопитающих и других животных.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила и игровые действия.

Обучающая игра природоведческого и экологического содержания используется педагогом, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность определённого организма и экосиситемы в целом, создать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.