Семинар -практикум для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
материал (младшая группа) на тему

Докучаева Наталья Васильевна

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что же такое мелкая моторика?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_motorika.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

"Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Здравствуйте уважаемые родители! Очень рада приветствовать Вас на нашем семинаре-практикуме, который называется «Крупная польза мелкой моторики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что же такое мелкая моторика?

 Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.

Сегодня я хочу Вам предложить на минутку вернуться в детство, оставив за пределами этой комнаты все свои проблемы и обязательства. Станем ненадолго детьми беззаботными и умеющими видеть чудо в самых простых вещах. 

Но прежде чем мы начнём, давайте поприветствуем друг друга не совсем обычным способом: улыбнуться соседу справа и сказать«Очень рад(а)  тебя видеть!» Данное упражнение способствует установлению межличностного контакта.
В настоящее время в магазинах очень широкий выбор развивающих игр и, как показало, проведенное анкетирование многие у Вас есть. Что меня очень радует. А сегодня я хочу Вам показать, как способствовать развитию мелкой моторики, используя самые простые средства.

1 Первое средство развития мелкой моторики –пальчиковые игры. Какие пальчиковые игры знаете Вы?

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.
  • Правила выполнения гимнастики:
  • - Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
  • -  Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.
  • - Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут. 

Давайте  вместе попробуем

Моя семья

Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!

Замок.

На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали.
Потянули, потянули.
Покрутили, покрутили.
А теперь подули.

2 Су джок.– эффективное средство расслабления мышц, которое можно использовать ежедневно. Игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. При выполнении упражнений с су джок задействуются глубокие мышечные структуры.

Мячик-ежик мы возьмем,        (берем массажный мячик)  

Покатаем и потрем.                (катаем между ладошек)  

Вверх подбросим и поймаем,  (можно просто поднять мячик  вверх)  

И иголки посчитаем.               (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)  

Пустим ежика на стол,            (кладем мячик на стол)  

Ручкой ежика прижмем           (ручкой прижимаем мячик)  

И немножко покатаем…           (ручкой катаем мячик)  

Потом ручку поменяем.         (меняем ручку и тоже катаем мячик

Также для массажа ладоней и пальчиков можно использовать карандаш, грецкие орехи, мячик.

3 Манипуляции с мелкими предметами. Нанизывание.

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь! 

 Сейчас нам надо собрать бусы. Я предлагаю Вам  муфты, катушки и покупные.

4. Игры с прищепками.

Игра

5 Развитие тактильных ощущений.

Игра «Потрогай и опиши»

6. Рисование пальчиком на крупе.

Стишок из картотеки.

7. Упражнение с родителями «Волшебный мешочек» Я предлагаю каждому, по кругу, выбирать предмет из мешочка, и рассказать, как он связан с его детством, соответствующий эпизод из своей жизни.

Помимо представленного материала в работе с детьми широко использую игры с матрешками; пирамидками, кубиками, конструктором, мозаики, пазлы, игры с пробками, лепка из пластилина, аппликация и др.

Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?

Во-первых, всегда нужно помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время.

Поэтому, во-вторых, все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т. п.

И третье, если ребенок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна

Рефлексия
Интересен ли был для Вас семинар?
Будете ли Вы использовать предложенные приёмы ?
Хотели бы Вы проводить и впредь подобные встречи?
Желаете ли Вы помочь в пополнении развивающей среды группы пособиями для развития мелкой моторики?

Спасибо за внимание!

Предложить поиграть в материал выставки. (шнуровки из бросового, панно, экран, игры )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Пособия для развития мелкой моторики рук своими руками»

В данном семинаре описаны приёмы  и упражнения,   направленные на развитие мелкой моторики; изготовление пособий для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста....

Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»....

семинар-практикум для родителей "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей"

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца...

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)

Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...

семинар - практикум для родителей " Развиваем мелкую моторику"

"Истоки способностей и дарования находятся на кончиках пальцев",- писал В.Ф.Сухомлинский. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ве...