Консультация для родителей "«Психологические аспекты детского рисования»
консультация на тему

Лаптева Надежда Валерьевна

Изостудия - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут вза-имодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, т. е. одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии; левши и правши; дети из обеспеченных и малоимущих семей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_aspekty_detskogo_risovaniya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические аспекты детского рисования

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

 Дети любят, очень любят рисовать!

 На бумаге, на асфальте, на стене

 И в трамвае на окне…

 Э. Успенский

         Изостудия - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут вза-имодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, т. е. одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии; левши и правши; дети из обеспеченных и малоимущих семей.

         Главная цель для педагога — это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство и тревога, то это отражается в его рисунке.

 Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности; приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

 По мнению В. Штерна, рисунок ребенка — отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер — ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.

 По мнению Л. С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.

 Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.

 Работа с ребенком — это процесс, который требует осторожности и деликатности. Как утверждает В. Оклендер, «рисование — это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств». Число методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, бесконечно.

 H. Васина, О. Суслова считают, что «природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь — чувственным аспектом познания». Поэтому рисование — помощь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

Неотъемлемой частью в рисовании являются создание у ребенка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.

 Прежде чем нарисовать портрет любого героя, мы описываем его характер, выражаем свои эмоции по отношению к образу. Рассказываем детям, как изменяются черты лица в зависимости от нашего настроения. Много говорим о цвете, который помогает выражению эмоций. Учимся на палитре подбирать гамму цветов и оттенков как для добрых и счастливых образов, так и для коварных и жестоких. Соответственно получаем такие оттенки и цвета: желтый, оранжевый, розовый, светло-зеленый, серо-желтый — для положительных героев; красный, фиолетовый, коричневый, серый, черный, голубой, темно-зеленый, синий и др. — для отрицательных героев.

 Творческая деятельность используется и как психическая помощь, она стимулирует способности человека.

 Ценность любого произведения искусства заключается в передаче художником своего внутреннего мира, в его эмоциональности и чувственности, причем произведение должно быть социально значимо. Поэтому чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее будет работать его воображение, тем интереснее окажется творческое самовыражение.

 Вывод, что использование в едином блоке психологии, изобразительного искусства способствует творческой направленности ребенка.

 Творчество есть не что иное, как реализация человеком собственной индивидуальности. В зависимости от того, в какой сфере и с помощью каких средств осуществляется это предъявление, мы можем говорить о конкретных видах творчества.

Очень интересную информацию по этой теме вы можете прочитать в интернете http://samlib.ru/a/ajhhorn_r_e/06.shtml

Психологические аспекты детского рисования

Стадии развития детского рисунка

 Рисование – один из важнейших видов детской деятельности. Стремление что-то рисовать, изображать появляется в жизни малыша уже в раннем возрасте и развивается вместе с ним: взрослеет ребенок – меняются его рисунки.

 Чтобы развитие шло по наиболее эффективному пути, детям необходимо умное и тонкое руководство со стороны взрослых. А такое руководство невозможно без знания психологических особенностей детского рисования. Детские психологи выделяют две основные стадии развития детского рисунка: доизобразительная и собственно изобразительная.

 Первая ступень до изобразительной стадии (стадия бесформенных изображений) начинается на втором году жизни ребенка и характеризуется следующим открытием малыша: карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец, если подвигать ими по какой-либо поверхности, оставляют на ней очень интересные следы - каракули. Этот процесс доставляет ему удовольствие. Нанося лишенные смысла штрихи, ребенок не пытается выразить что-то определенное, он лишь имитирует движение руки (почерк) взрослого, так называемое «письмо». Увлеченный изобразительным процессом, ребенок может «исписать» большое количество листов.

 На стадии «маранья» ребенок уже творец.

 Особое удовлетворение от процесса ребенок получает, отпечатывая измазанную в краске ладонь или ступню, делая оттиски с любых предметов – «печатей» (донышки, крышки флаконов, бруски, штампы, торцевые поверхности карандашей и т. п. Важно предоставить ребенку возможность работы разнообразными художественными материалами, так как период «маранья» - это период подлинного экспериментирования.

 Чтобы не испортить впечатления от этих первых опытов, юного художника нельзя ругать за испачканные полы, обои, столы, скатерти, книги, а предусмотрительно закупить несколько рулонов белых обоев и расстилать на полу, разбросав по ним мелки, краски, карандаши, пастель, сангину и все, что может пригодиться малышу.

 Когда ребенок подрастет и у него возникает необходимость впервые исследовать новый материал, он, обращаясь к «голосу раннего детства», будет прибегать к каракульному его изучению (вспомним, как во время покупки ручки или фломастеров мы беспорядочно чиркаем стержнем по листу, проверяя его изобразительные возможности). Опыт, приобретенный когда-то, остается с человеком навсегда и позволяет ему приобретать новый.

 Очень часто природная потребность ребенка к совершению предрисовальных движений затухает из-за требований соблюдения порядка, который невозможен в мастерской настоящего художника.

 Вторая ступень до изобразительной стадии наступает примерно через полгода, разумеется, если ребенку не мешали активно действовать на первой. В противном случае, развитие способности к рисованию отодвигается на более поздний период.

 На этой ступени у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль над совершением своих движений, ребенок познает зрительно то, что делает его рука. Для взрослых произведения будущего художника продолжают оставаться хаотическими нагромождениями «каракулей», в то время как для ребенка установление зрительно-моторных координаций – это большое достижение, и его энтузиазм возрастает в несколько раз.

 На этой ступени, также как и на предыдущей, от взрослых требуется понимание и терпение. Важно также помнить, что любые нелестные замечания о результатах деятельности малыша могут вызвать задержку развития способности к рисованию.

 На третьей ступени доизобразительной стадии, на которую ребенок переходит через 6-12 месяцев после наступления предыдущей, он совершает следующее интеллектуальное открытие – оказывается, что у листа бумаги, на котором он «малюет», есть края. Малыш начинает учитывать эти границы. Если ребенок, через год после установления зрительно-моторных координаций, продолжает игнорировать границы листа, стоит проконсультироваться с психологом.

 На четвертой ступени доизобразительной стадии в детском рисовании совершается интеллектуальный взлет: ребенок начинает интерпретировать свои «каляки-маляки». Малыш ощущает себя всемогущим. Он может нарисовать все, что захочет: «папа едет на машине», «мама идет в магазин», «Юля катается на велосипеде».

 Стадия интепретации наступает к двум с половиной – трем годам. Если в этом возрасте начать навязывать ребенку свои образцы правильного рисования, это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе, помещать построению собственной картины мира, а значит задержать психическое развитие ребенка и формирование его представления о своем месте в окружающем мире.

 На стадии интерпретации взрослый нужен ребенку как понимающий слушатель. Переход от наглядно-действенного к образному мышлению сопровождается называнием персонажей, видимых только ребенку. А для того, чтобы хорошо развивались коммуникативные способности малыша, ему нужен взрослый, способный подыграть ему на листе бумаги. Однако большинство детей этого возраста болезненно относятся к вторжению взрослого в созданный ими мир. Поэтому взрослым лучше просто спрашивать, кто есть кто, и не пытаться показывать, как это надо нарисовать правильно, если ребенок об этом не просит.

 Следует также отметить, что, хотя большинство детей любит контактировать с взрослым при рисовании, существует особая категория маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в полном одиночестве. Этой сосредоточенной работе над созданием собственного мира тоже мешать не стоит. Однако у таких детей речь, как правило, развивается позже, часто они левши, но именно из этой категории детей получаются талантливые художники.

 Что касается возрастных границ, в которых дети должны изжить «увлечение процессом», то Е. А. Флёрина, исследуя творчество дошкольников, констатировала: «Обычно этот период охватывает возраст до 4-х лет и выявляется решительно во всех областях деятельности (в игре, в труде, в постройках, в лепке и т. п.) . Наблюдения за современными дошкольниками подтверждают существование таких границ. В тоже время существует четкая взаимосвязь между более быстрым «изживанием» стадии каракуль в детском рисовании и системными занятиями изобразительным искусством. Чем чаще ребенок занимается рисованием и лепкой, используя разнообразные материалы, тем быстрее он набирает необходимый опыт и поднимается на следующую ступень.

 Опыт, полученный в результате «исследования» изобразительных возможностей карандашей и фломастеров, гуаши и пастели, угля и сангины, пластилина и глины и др., не пройдет бесследно. По мере того, как рука ребенка будет приобретать уверенность, из хаотичной массы линий и пятен, объемов и форм будут получаться иногда такие случайные сочетания, которые напомнят ребенку какие-либо реальные предметы. Он их называет: «колесо», «камень», «солнце», «дым» и т. п. Такая ассоциация следа с тем или иным предметом еще может быть неустойчивой, иногда в одном и том же следе малыш видит разные предметы («мяч, нет, это солнце», «дом, он же машина» и т. п.) .

 Так постепенно от стадии «марания» и бесформенных изображений в рисовании и бесформенных объемов в лепке ребенок переходит к стадии примитивных изображений, когда ребенок пытается создать что-то конкретное и обозначает свой замысел. Малыш готов изобразить все, что ему интересно.

 Наступление изобразительной стадии (стадии примитивных изображений) в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала примитивных «людей-головоногов», животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу.

 В это время педагог может ставить перед юным рисовальщиком конкретные образовательные цели. Здесь важно помнить, что коды-образы в графическом воплощении должны быть доступны ребенку (солнце, цветы, голова человека, дерево и т. п.).

 На стадии примитивных изображений маленький рисовальщик еще не фиксирует верха (небо) и низа (земля). Его рисунки «беспорядочно летают». Те предметы, опыт общения с которыми многократен (машина, кошка и др.) и сопряжен с яркими впечатлениями, дошкольник прорисовывает с особой тщательностью и охотой.

 К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии: ребенок делает важное мировоззренческое открытие – окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли – черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними – линия неба.

 На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: «Зима наступила». Или изобразить синий овал – «озеро», а потом закрасить его черной краской: «Высохло». Часто дети хотят в одном рисунке передать изменение погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел – пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов. Например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, а он сам – выше всех членов семьи.

 Эта ступень продолжается до пяти-шести лет, и дети редко прибегают к помощи взрослых. Но если ребенок просит показать ему, как изобразить бегущую лошадь или прыгающего человека, важно не утратить его доверия к вам, показывая именно то, о чем он просит.

 К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире, однако давление взрослых и на этой ступени изобразительной стадии непозволительно.

 Не ограничивая потребности ребенка в рисовании, необходимо грамотное руководство детской изобразительной деятельностью, которое поможет ребенку пройти все необходимые стадии развития способности к рисованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»

Консультация для родителей  «Психологические аспекты подготовки детей к школе»...

Консультация для родителей "Психологические аспекты готовности к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению. Основные компоненты. Что важно знать перед поступлением в школу....

Консультация для родителей «Психологические проблемы детско-родительских отношений»

Консультация для родителей:«Психологические проблемы детско-родительских отношений»...

Консультация для родителей: "Психологическая поддержка выпускников детского сада. Рекомендации родителям."

При переходе из детского сада в школу ребенок переживает стресс: взрослые оценивают его способности, когда распределяют роли на выпускной праздник и проверяют готовность к...

Консультация для родителей "Психологическая подготовка к детскому саду детей и родителей"

Психологи рекомендуют родителям начинать водить детей в детский сад приблизительно в 2,5 – 3 года. Малыши в данном возрасте уже владеют речевыми навыками , осознают разницу между взрослыми и дет...

Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в с...