Консультация для родителей старшей группы "Как воспитать у ребенка самостоятельность"
консультация (старшая группа) на тему

Людмила Николаевна Смирнова

Материал для родительского уголка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/12/nuzhna-li-v-doshkolnom-vozraste-samostoyatelnost.jpg

«Как воспитывать у ребенка самостоятельность»


     

     Текущие задачи современного человека по достижению определенных целей в жизни предъявляет повышенные требования к способности самостоятельно решать разнообразные задачи. Основная проблема воспитания детей кроется в том, что, как правило, взрослые, из лучших побуждений стараются оградить детей от ошибок, постоянно участвуя в принятии ими решений, но следствием такого подхода является отсутствие навыков самостоятельности.

      В пятилетнем возрасте ребенок вступает в период, который на языке педагогов называется старшим дошкольным возрастом. Этот период характеризуется началом подготовки к школьным задачам и нагрузкам и является важнейшим этапом формирования личности. Хорошо известно, что дети в этом возрасте пытаются проявлять самостоятельность во многих вопросах, но происходит это, зачастую, спонтанно и вызывает сопротивление у взрослых и чаще всего — у родителей. Не всегда это связано с нежеланием видеть ребенка самостоятельным, а, скорее, с желанием помочь, исключить ошибки. Иногда родителям просто не хватает мудрости и терпения дать ребенку немного времени, поскольку очевидно, что ребенку в подавляющем случае решения задач, особенно — впервые, требуется больше времени, чем при получении помощи от взрослых. А иногда прямо противоположная ситуация: ребенок обращается за помощью, а взрослому некогда уделить его трудностям достаточно внимания и времени и ребенок слышит: «некогда».

      В данный период у детей изменяется психологическая позиция: они уже ощущают себя взрослее, т.е. понимают, что являются старшими по отношению к другим детям и не только в стенах дошкольного учреждения. Задача взрослых в этот период — помочь детям осознать происходящие изменения и правильно их использовать в своей жизни. Необходимо обратить внимание детей на качества, присущие состоянию «взрослости» и на этом основании пробудить у них стремление к решению других, более интересных и трудных задач познания окружающего мира и общения в социуме.

      Что можно отнести к самостоятельности ребенка? В понятие «самостоятельность» по отношению к ребенку вкладывается, не только его умение действовать без помощи взрослого, но и стремление проявлять в этом вопросе инициативу, потребность в поиске ответов на возникающие вопросы. Самостоятельность невозможна, таким образом, без активности и целеустремленности. Умение ставить перед собой цели и задачи является неотъемлемым спутником процесса развития самостоятельности. Ребенок, который получил навыки самостоятельности при поддержке окружающих, в результате полученного опыта (и необязательно только положительного), чувствует себя гораздо увереннее. Очевидно, что самостоятельное

решение задач, относящихся к соответствующему возрастному уровню, особенно актуально для периода начального школьного образования, т.е. период, когда количество и сложность таких задач существенно возрастает. Дети, которым не прививают навыки самостоятельности достаточного уровня, как правило, при попадании в школу испытывают большие эмоциональные перегрузки. К возросшим требованиям по самостоятельному решению определенного круга задач прибавляется ещё и достаточно большие нагрузки по переработке и усвоению учебного материала. Успешное привитие навыков самостоятельности существенно повысит эффективность процесса школьного обучения и снизит отрицательный эффект от ощущения неспособности преодолеть трудности, решить текущие задачи. Состояние, когда взрослые контролировали почти каждый шаг ребенка сменяется состоянием, близким к состоянию «свободного плавания», что может помешать войти в общий ритм учебного процесса, и вызвать ощущение беспомощности при выполнении заданий.  

     Итак, мы убедились, что развитие самостоятельности — важный, если не сказать — исключительно важный этап воспитания и обучения ребенка. Что для этого нужно? Как в дошкольном учреждении, так и дома, в первую очередь — это создание некой среды, где ребенок постоянно, в повседневном режиме будет принимать самостоятельные решения, решать текущие (бытовые) задачи. Это — самый начальный, простой уровень. И, если в дошкольном учреждении эта среда как бы есть изначально (индивидуальные шкафчики для одежды, кровати и т.д.), то в домашних условиях родители не всегда уделяют этому вопросу должного внимания. А много и не нужно. Это: места для полотенца, предметов гигиены, вешалки для одежды. Важно не «подгонять» процесс обучения. Например, прежде чем научить пользоваться вилкой, необходимо обучить пользованию ложкой, сначала научить мыть руки с мылом, а потом переходить к умыванию лица.

         «Как воспитывать у ребенка самостоятельность».

1)      Постоянно обогащать знания и умения детей.

2)      Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки.

3)      Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.

4)      Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).

5)      Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.

6)      Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.

7)      Постоянно расширять область самостоятельности ребенка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.

8)      Поддерживать у ребенка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшей группы "Компьютер и ребенок"

С какого возраста разумнее  всего разрешать ребенку сидеть за компьютером?...

Конспект занятия с родителями "Как воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать?"

Представляю Вашему вниманию занятие из цикла занятий с родителями, посещающими родительский Клуб «Как помочь себе и своему ребенку». Главной целью данного занятия является - обуч...

Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка самостоятельно одеваться".

Навык самостоятельного одевания детям начинаютпрививать в дошкольном возрасте. Для особогоребенка – это трудная задача. В норме ребенокмногому учится, наблюдая за взрослым и подражая егодействия...

Консультация для родителей старшей группы "Общение с ребенком"

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Основными методами воспитания ребенка остал...

Консультация для родителей старшей группы "Гигиеническое воспитание ребенка"

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения . глубоко не правы те. кто считает, что сообщение детям гигиенических навы...

Консультация для родителей: "Как воспитать в ребенке самостоятельность"

Консультация для родителей "Как воспитать в ребенке самостоятельность"...

Консультация для родителей старшая группа "Чем занять ребенка дома?"

В консультации даны рекомендации как организовать совместную деятельность с детьми дома....