Рекомендации родителям " Привлечению детей к трудовым поручения "
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Смирнова Наталия Юриевна

Семья- дружный трудовой коллектив. любовь ку труду необходимо начинать воспитывать очень рано. основная задача семьи в трудовом воспитании-организовать деятельность ребенка, чтобы он оказала на него максимальное воспитательное действие. труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. можно использовать труд- игру как средство развития активности детей. очень важно давать ребенку поручения, которые ему по силам. выполненное дело должно приносить и достовлять радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Роль поручений в трудовом воспитании детей младшего  дошкольного  возраста

Для того, чтобы раскрыть роль поручений в трудовом воспитании детей младшего  дошкольного  возраста, необходимо определиться с содержанием понятий «воспитание», «трудовое воспитание дошкольников».

Ориентиром  в терминологическом многообразии определений  понятия «воспитание» для современных педагогов является формулировка, содержащаяся  в Законе РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, где  воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» .  

Трудовое воспитание - это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду. Привычка к труду - это включение личности в активную трудовую деятельность, которая способствует формированию удовлетворенности ее процессам и результатам.

Следуя ФГОС ДО, трудовое воспитание дошкольников можно определить как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых .

Поручения как форма организации детского труда способствуют достижению цели трудового воспитания дошкольников: формированию у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формированию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия как качества личности.

Изучение педагогической и методической литературы позволило определить роль поручений в трудовом воспитании детей младшего дошкольного возраста. Многочисленные исследователи раскрывали лишь отдельные  грани влияния поручений в решении задач не только трудового, но и нравственного, физического, умственного и эстетического воспитания дошкольников – каждый с позиции предмета своего исследования. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется во взаимосвязи с  другими сторонами воспитания, однако, особенно тесна его связь с социально-нравственным воспитанием, что убедительно доказали Р.С.Буре, Г.Н.Година, Л.В.Куцакова, М.В.Крулехт,  В.И.Логинова, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева, А.Д.Шатова и др. [7;  11; 23;  27;  37; 42].  

Системно раскрыть роль поручений поможет обращение к ФГОС ДО, а именно:  ориентация на выделенные в нем образовательные области.  

  1. Социально-коммуникативное развитие.

Влияние труда на социально-коммуникативное развитие ребенка показано в работах Р.С.Буре  [10, 22]. Ценность поручений для детей младшего дошкольного возраста состоит в том, что, не смотря на их простое, элементарное содержание (что-то поднять, подвинуть, подать), они не имеют игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого, приучаясь таким образом включаться в простейшие трудовые действия, приобретать трудовые  навыки.

 Поручение способствует формированию представлений об основной цели труда – удовлетворении потребностей людей, об особенностях этой деятельности: о необходимости прилагать усилия, о получении результата труда как итога вложенных усилий.

 В личностное развитие ребенка приобщение  к труду посредством поручений  вносит неоценимый вклад.

Преодоление трудностей позволяет ребенку убеждаться в своих возможностях, а радость успеха сочетается с радостью победы над собой, своей неуверенностью, формирует волю. Развивается способность к мобилизации усилий, стремление к достижению результата.

Выполнение поручений формирует у ребенка представление о своей независимости, о возможности проявления самостоятельности, что побуждает к овладению новыми навыками. Дошкольник становится субъектом деятельности, замечает Р.С.Буре [22, 41]. Содержание трудовых умений, которым обучаются дошкольники, очень несложно, не требует продолжительного времени для овладения ими. И все же вместе с умениями дети приобретают гораздо большее: у них формируется аккуратность, воспитывается культура труда, появляются навыки его организации, самоконтроль, самооценка.

При выполнении поручений детям предоставляется возможность продемонстрировать свои умения сверстникам, конечно, это  имеет большее значение для старших дошкольников, которым небезразлично мнение окружающих, а также благоприятное положение в группе, но и детям 3-4 лет нравиться быть в центре внимания.

Поручения позволяют воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, гуманные чувства.  Осознание ребенком себя членом детского сообщества, приносит радость от общения со сверстниками.

При выполнении поручений укрепляются такие качества личности, как готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т.е. добросовестность, дисциплинированность, исполнительность, самостоятельность, инициативность.

Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд, облаченный в форму поручений,  с младшего дошкольного возраста дает возможность ребенку проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Дошкольник ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции, развивается его самосознание, самооценка, саморегуляция поведения.

В.Г.Нечаева обращает внимание на то, что во всех формах организации труда, в том числе и при выполнении  поручений, у детей  формируется такое важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. В результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем отношение коллектива и педагогов [11, 113].

Л.А.Порембская изучала влияние бытового труда, который может быть реализован через поручения,  на формирование самостоятельности у детей. Она доказала, что стремление к самостоятельности возникает и развивается в зависимости от уровня овладения ребенком трудовыми умениями,  благодаря освоенным трудовым умениям ребенок вступает в качественно новые социальные связи; в его сознании происходят глубокие изменения, которые способствуют формированию его личности в целом [34, 633-634].

В процессе выполнения поручений и общения с воспитателем и детьми происходит развитие чувств. Трудовая деятельность силой своей особенной конкретности, креативности, практикоорентированности воздействует на эмоции детей, содействует формированию и развитию нравственных качеств у дошкольников. В рамках выполнения трудовых поручений ребенок становится эмоциональным соучастником человеческих отношений и происходящих событий. Именно в этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила трудовой деятельности. Эта сила находится в реальных действиях, которые даже младшие дошкольники выполняют вполне самостоятельно и выстраивают свои отношения с другими людьми, приобретают  тем самым первоначальный нравственно-трудовой опыт.

В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, насколько высоки ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.

Выполнение поручений детьми 3-4 лет осуществляется на основе ситуативно-делового общения и способствует его развитию.

  1. Познавательное развитие.

Дошкольник, включаясь в элементарные трудовые действия, выполняемые в процессе поручений,  приобретает разнообразные знания о предметах и их свойствах, о зависимостях между ними, о росте и развитии растений и животных. Эти поручения воспитывают любовь к  окружающей природе.

 К сожалению, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26, практически полностью исключают  приобщение детей к уходу за животными, рыбками и птицами, значительно ограничивают возможности работы с посевом семян, выращиванием растений и  уходом за ними[1] [2]. 

Поручения способствуют развитию памяти, сообразительности.

В процессе выполнения поручений у ребенка развивается мелкая моторика, которая напрямую связана с развитием речи и интеллекта.

По мере овладения трудовыми навыками, что происходит при выполнении поручений, у детей развиваются новые формы мышления: техническое, практическое, логическое.

У ребенка развиваются умственные способности. Он учится обращаться с разными инструментами, материалами, орудиями труда, проявляет умственную и двигательную активность, ощущает результаты своих усилий, начинает осознавать их необходимость и важность. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

  1. Речевое развитие. 

Привлечение детей к выполнению поручений способствует  расширению пассивного словаря за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий; обогащению активного словаря  детей; развитию диалогической речи; совершенствованию  грамматического строя речи.

Выполняя поручения, ребенок учиться действовать на основе речевой инструкции взрослого. В младшем дошкольном возрасте поручения стимулируют осуществление  перехода от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.  

  1. Художественно-эстетическое развитие.

Приучение  детей  с младшего дошкольного возраста старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь и соблюдать чистоту и порядок вокруг себя приводит к  формированию у детей  интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворению потребности детей в самовыражении.

  1. Физическое развитие.

Выполнение поручений укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Поручения способствуют развитию таких физических качеств как   ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость.

Таким образом, поручения имеют большое значение в трудовом воспитании младших дошкольников. Поручения как средство привлечения детей младшего дошкольного возраста к труду оказывают влияние  на развитие ребенка, которое осуществляется во всех пяти образовательных областях,  выделенных в ФГОС ДО.


[1] СанПиН 2.4.1.3049-13. П. 6.11.  Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Рекомендации родителям одаренных детей

Практические советы по воспитанию одаренных детей....

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации родителям неговорящих детей и детей с заиканием

Предлагаю Вашему вниманию материал, который часто размещают в логопедическом уголке в качестве информации для родителей детей с речевыми нарушениями. Надеюсь, что кому-нибудь он будет полезен....

Консультация для родителей и детей. Тема: "Трудовое воспитание дошкольников"

Трудовое воспитание — важная составная часть коммунистического воспитания подрастающего поколения. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к...

Рекомендации родителям неговорящих детей (детей с ОВЗ)

Важные условия эффективной коррекционно-развивающей работы, ее высокой результативности и положительной динамики - это активное и осознанное участие родителей, их тесное взаимодействие со специалистам...

Консультация для родителей «Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»

Даны рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, в целях повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей с нарушением речи....