Выявление интересов, склонностей и предрасположенности ребёнка.
статья (старшая группа) по теме

Иванова Елена Евгеньевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление интересов, склонностей и предрасположенности  ребёнка.

Выявление интересов, склонностей ребенка.

Как узнать об интересах ребенка?

Основной метод исследования — наблюдение. Кроме того, желательно использовать и беседы. В игровой форме, с помощью игрушечных персонажей, организуйте телевизионное интервью. Например, заяц-журналист спрашивает кота, за которого отвечает дошкольник:

  1.  Скажите, пожалуйста, уважаемый Кот, какие у вас есть дома игрушки?
  2.  А самые любимые, какие?
  3.  Что, кроме машинок больше ничего не любите?
  4.  Как же вы с ними играете?
  5.  Расскажите телезрителям, что вы обычно рисуете?
  6.  Нельзя ли посмотреть ваши рисунки?
  7.  А почему вы рисуете только машины?
  8.  Когда ваши машинки ломаются, что вы с ними делаете?
  9.  А вдруг все ваши машинки поломаются, мама новые не купит, чем же тогда будете играть?
  10.  Посоветуйте детям, которые смотрят нашу передачу, во что интересно играть?

В зависимости от интересов ребенка воспитатель заранее продумывает вопросы и строит игру таким образом, чтобы дошкольник в непринужденной форме проявил свою направленность на определенную деятельность, выявил увлеченность чем-то. Предложите ребенку поменяться с вами ролями и в своих ответах предоставьте широкий спектр интересов. Затем предложите ребенку научить новой игре кого-нибудь из товарищей, понаблюдайте за ходом интервью.

Вы хотите как можно ближе познакомиться с новеньким. К чему он стремится? Каковы его актуальные потребности, склонности? Несложный способ сориентироваться -  тест ассоциаций.  Далее будет приведен список слов. Они никак не связаны между собой. Этот список можно при желании расширить или сократить. Ваша задача: объяснить ребенку, что в ответ на каждое произносимое вами слово ему нужно быстро говорить свое слово, какое угодно, какое раньше вспомнится, в связи с названным словом. Объясните, что это такая игра. Побеждает тот, кто отвечает быстрее. Приготовьте часы или секундомер и предложите ребенку сначала поиграть вместе с вами. Пусть он назовет любое слово, а вы быстро ответите. Например, он говорит; "Стол", а вы тут же: "Стул".

Отметьте, как ведет себя ваш подопечный во время эксперимента. Какие слова его озадачивают, задевают, оставляют равнодушным, смешат или сердят. Фиксируйте время реакции, т.е. время, прошедшее после названного вами слова-стимула, до ответа ребенка.

На основе данного ознакомительного текста можно построить дальнейшую беседу, спрашивая, почему ребенок так или иначе отвечал на определенные слова.

Чтобы глубже понять склонности ребенка, можно использовать и следующее упражнение.

Завершение предложений

Далее предложены незаконченные фразы. Пусть ребенок сам придумает, как их завершить. Спросите его: "Ты умеешь сочинять? Выдумывать? Фантазировать? Давай проверим! Я буду начинать фразу, а ты — продолжать. Ладно? Только надо это делать быстро, не задумываясь надолго. Попробуем?"  Зачем торопить ребенка? Чтобы получить более непосредственные реакции. Они гораздо информативнее тех, которые возникают после долгих раздумий.

Создайте непринужденную обстановку, Объясните, что правильных или неправильных ответов в этой игре не бывает. Все ответы верны. Главное, чтобы ребенок их придумывал как можно скорее. Начав, больше не торопите дошкольника. Просто фиксируйте время реакций, т.е. время между вашим чтением и продолжением им начатой фразы.

  1. Когда я вырасту, я буду...      
  2. Мне скучно, когда...        
  3. Не люблю, когда...
  4. Самое интересное, это...
  5. Мой лучший друг...
  6. Мне нравится...
  7. Взрослые не любят, когда...
  8. Летом я люблю...
  9. Когда я пойду в школу...
  1. Мама сердится, если...
  2. Мое самое любимое дело - это...
  3. Мама всегда хвалит за...
  4. Как меня ругали, когда...
  5. Зимой лучше всего...

15. Папа меня всегда хвалит за...

Список фраз можно видоизменять, дополнять или сокращать. Обратите внимание, какие предложения вызвали у вашего испытуемого затруднения, а какие он завершил легко и быстро.

Для вовлечения ребенка в игру полезно использовать кукол, игрушечных животных, персонажей сказок, от имени которых дошкольник предлагал бы свои ответы.

Тест – анкета для выявления предрасположенности ребенка.

Проявление способностей к технике.

  • интересуется самыми разными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы;
  • может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использует старые детали для создания новых игрушек;
  • любит и умеет рисовать, понимает чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой;
  • сам докапывается до причин поломок механизмов, любит загадочные поломки или сбои в работе механизма;
  • может предложить оригинальное конструктивное решение.

У ребенка незаурядный интеллект, если он:

  • хорошо  рассуждает, ясно мыслит,   понимает   недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
  • обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является  «отличником»,  часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не
    касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке…);
  • обладает чувством собственного достоинства  и  здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

У ребенка спортивный талант, если он:

  • очень энергичен и все время хочет двигаться;
  • смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
  • почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • неизвестно,  когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже  бесцельную беготню;
  • кажется, он никогда всерьез не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

У ребенка литературное дарование, если он:

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета,   не  теряет   основную мысль;
  • любит фантазировать   или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова,  которые хорошо передают     эмоциональные   состояния, переживания и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

•        любит,   уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:

  • не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того,  чтобы  выразить свои чувства или настроения;
  • в своих рисунках и картинах отражает    все    разнообразие предметов,  людей,  животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным,
    когда его внимание привлекает какое-либо  произведение  искусства или пейзаж;
  • когда имеет свободное время, охотно лепит,   рисует,  чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое-либо    произведение,    имеющее очевидное прикладное значение –  украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
  •         не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях,  причем  может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;

сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

У ребенка способности к научной работе, если он:

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
  • любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  • часто пытается найти собственное объяснение  причин   и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием  проводит время за созданием собственных проектов,   конструкций,   схем, коллекций;
  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у ребенка, если он:

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией,  причем стремится, чтобы его зрители были взрослые;
  • с удивляющей легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен и открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

Информация, полученная в ходе обследования, поможет вам выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета «Выявление интересов, пожеланий родителей»

Анкета поможе педагогам выявить интересы, пожелания родителей, на основе которых можно построить гораздо качественные партнерские отношения....

Анкета для родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Узнать мнение родителей по вопросу "Сенсорного развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада"....

Анкета "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Анкета "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников" ...

Анкета для родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

Анкета длы родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей....