Правильный режим дня дошкольника – основа здоровья и успеваемости будущего первоклассника
консультация (подготовительная группа) на тему

Миронишина Елена Михайловна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69» города Бийска

Консультация

«Правильный режим дня дошкольника – основа здоровья и успеваемости  будущего первоклассника»

Подготовила:

 воспитатель

Миронишина Е.М.

Бийск, 2016г

Правильный режим дня дошкольника – основа здоровья и успеваемости  будущего первоклассника

( Конспект выступления на родительском собрании).

Наши дети совсем скоро пойдут в школу. Это долгожданное и волнующее событие приносит не только приятные хлопоты и радостные ожидания. К сожалению, все чаще специалисты – врачи , психологи, педагоги – выявляют  различные нарушения в состоянии физического и психического здоровья детей, трудности в процессе усвоения новых знаний.  Дело в том, что в связи с ранним началом обучения и его интенсификацией все чаще отмечаются:

  • Снижение продолжительности ночного сна;
  • Недостаточность пребывания на свежем воздухе;
  • Низкая двигательная активность;
  • Значительное увеличение продолжительности времени «общения» с телевизором и компьютером.

Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо придерживаться определенного режима дня и перенести его строгое выполнение в школьные годы. Основной гигиенический принцип построения рационального режима дня детей 6-7 лет является его строгое выполнение, недопустимость частых отступлений и изменений.  Естественно, в школьные годы может понадобиться определенная коррекция распорядка дня, но она должна проходить постепенно, без резких колебаний.

При составлении режима дня для дошкольника важно четко учитывать его составляющие компоненты: длительность сна и бодрствования, интервалы между приемами пищи, продолжительность занятий и пребывания на свежем воздухе. Нельзя забывать и о таких важных компонентах повседневной жизни ребенка, как игровая деятельность, занятия по своему  усмотрению, самообслуживание и помощь семье.

Место дневного и ночного сна в режиме дня.

Ночной сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех функций детского организма. Потребность во сне у детей зависит от возраста, особенностей нервной системы и состояния здоровья ребенка. Полноценный ночной сон важен для дошколят,  так как доподлинно известно, что именно в этот период происходит переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Продолжительность ночного отдыха составляет, в зависимости от индивидуальности ребенка, от 9 до 11 часов. Такую продолжительность сна рекомендуют специалисты детям до достижения ими 10 лет! Сокращение продолжительности н6очного сна на 2-4 часа оказывает отрицательное влияние на функциональное состояние клеток коры головного мозга. Из-за этого у детей отмечается нарушение механизмов памяти, быстрая утомляемость, нервность, неспособность усваивать учебный материал в полном объеме. Кроме того, дети с ослабленным здоровьем, страдающие хроническими заболеваниями, дерматозами, повышенной нервной возбудимостью,  должны спать и в дневное время – не менее 2-3 часов. Важно помнить о необходимости проветривания помещения перед сном. Постепенно необходимо ребенка приучать к сну с открытой форточкой летом и зимой. Время отхода ко сну должно быть примерно одно и то же: в пределах от 20.30 до 21.30. За час-полтора до сна ребенок должен поужинать, а непосредственно перед сном ему можно предложить стакан молока или кефира.

Место воспитательной и учебной деятельности в режиме дня.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка, то есть периоды подъема и спада активности. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний интервал с 8 до 12 часов. Именно поэтому в этот период в детском саду проводятся занятия с детьми. Вечерний «активный» период длится с 16 до 18 часов. А период с 14 до 16 часов является самым неблагоприятным для любой деятельности дошкольника. Это – время дневного сна, полдника, игр.

В соответствии с периодами подъема и спада активности у дошкольников подбирается список занятий на каждый день в ДОУ. Гигиеническими исследованиями доказано , что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике – более утомительны для детей, чем, например, рисование, лепка или конструирование. Динамические занятия (физкультура и музыка) уменьшают или снижают утомление, если признаки таковых появились на предыдущих занятиях. В подготовительной к школе группе занятия приобретают характер обучения, поэтому и требования к их продолжительности и  содержанию особенные. Обязательным компонентом всех занятий является смена активности и отдыха.

Место игровой активности и отдыха по собственному выбору в режиме дня дошкольника.

Игровой деятельности дошкольников в ДОУ отводится время в утренние часы до завтрака, во время прогулок, после дневного сна и вечером, перед сном. Игры могут быть разнообразными: индивидуальными и групповыми, ролевыми, подвижными и малой подвижности… В ДОУ отводится достаточно времени на игры детей и на их свободную деятельность. И дома, кроме игр, необходимо обеспечить детей возможностью свободно заниматься по своему выбору (чтением, музыкой, рисованием, спортом…).

Время на самообслуживание, помощь семье.

В режиме дня должно находиться время и для самообслуживания, и для участия в жизни семьи (помощь по дому, уход за домашними животными, комнатными цветами). Дети-дошкольники в состоянии выполнять несложные обязанности. Хорошо, если у ребенка есть постоянное поручение. Поручения и обязанности со временем могут усложняться, а ответственность за них - увеличиваться. Всего полчаса в день – и ребенок чувствует свою нужность и причастность к общей семейной жизни.

Режим для будущих первоклассников.

                                                                                                                                                    Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.

     Для детей правильно организованный режим - условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.

Режим - это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток. Рассмотрим подробнее составные части режима.

    Огромное значение в поддержании работоспособное первоклассника имеет сон. Для детей 6-7 лет нормальная продолжительность сна -10-12 ч. Недостаточная продолжительность сна вредно отражается на нервной системе ребенка: понижается деятельность коры головного мозга в ответ на раздражение.

   Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее: приучить ребенка ложиться и вставать в одно и то же время.

    Когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну; время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение; перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засыпания ребенка, а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор или радиоприемник, перестать громко разговаривать); ребенок должен спать в просторной, чистой, не слишком мягкой постели.

    Питание. Пища нужна ребенку не только для выработки энергии и восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и для построения новых клеток и тканей. В организме ребенка процессы роста происходят особенно интенсивно. В пище должны содержаться в правильном с соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

 1. Белки, содержащиеся в молоке, мясе, рыбе, яйцах - основной источник материала для построения тканей.

 2. Жиры служат прежде всего для покрытия энергетических затрат, из них образуется жировая ткань в организме. Но избыточное количество жира в питании ведет к нарушению обмен веществ. В пище детей должны содержаться жиры животного и растительного происхождения.

 3. Углеводы, имеющиеся в сахаре. крупе, картофеле мучных продуктах, в основном обеспечивают организм энергий. Если потребление углеводов избыточное, то часть их превращается в жиры.

 4. Минеральные вещества и витамины способствуют нормальному, росту, развитию и жизнедеятельности организма, обмену веществ.

    Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Ребенка учат есть не спеша, пережевывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды, заниматься посторонними делами, так как все это неблагоприятно отражается на выделении желудочного сока и последующем пищеварении.

     В распорядке дня дошкольника строго предусматривают режим питания, который не должен нарушаться. Ребенок старшего возраста овладевает рядом гигиенических навыков, которые помогают ему сохранять здоровье и способствуют правильному развитию. Он должен соблюдать правила личной гигиены и иметь привычку к самообслуживанию.

     День будущего школьника начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние и самочувствие. Проснувшийся ребенок сонлив, у него отмечается некоторая скованность движений. После утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность. Учитывая, что мышцы ребенка 6-7 лет недостаточно развиты, характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Детям этого возраста рекомендуется не более 5-7 упражнений. Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы и тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке. После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

    Кожа детей нежна, легко ранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши, шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Рациональный режим дня дошкольника — залог здоровья и успеваемости будущего первоклассника

Консультация предназначена для родителей шестилеток о том как правильно организовать режим дня детей в домашних условиях....

Рациональный режим дня дошкольника — залог здоровья и успеваемости будущего первоклассника.

Правильный режим дня дошкольника – основа здоровья и успеваемости первоклассника....

Консультация для родителей «Режим дня, как основа здорового образа жизни детей»

Рекомендации для родителей, которые помогут организовать рациональный режим дня для ребенка....

Рациональный режим дня дошкольника — залог здоровья и успеваемости будущего первоклассника.

Правильный режим дня дошкольника – основа здоровья и успеваемости первоклассника.Наши дети совсем скоро пойдут в школу. Это долгожданное и волнующее событие приносит не только приятные хлопоты и...

Режим дня как основа здорового образа жизни

Рациональное построение режима дня, допускающее его гибкость, создаёт комфортные условия пребывания детей в детском саду, а соблюдение санитарно – эпидемиологических правил и норм обеспечивает б...

Консультация для родителей: «Правильный режим дня дошкольника – основа здоровья и успеваемости будущего первоклассника»

Многие дети из присутствующих родителей на  общем собрании, совсем скоро пойдут в школу. Это долгожданное и волнующее событие приносит не только приятные хлопоты и радостные ожидания. К сожалению...