Статья для родителей на тему : " О чем говорит детский рисунок ..? "
статья (средняя группа) на тему

Ененкова Ольга Владимировна

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx82.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 комбинированного вида Колпинского района

Санкт-Петербурга

                                                                 Статья  

          «О чем говорит детский рисунок.?.»

                                                                    Составила   Ененкова О.В.

Санкт –Петербург

                                                         2017 г.

https://viline.tv/yii2images/images/image-by-item-and-alias?item=Article175&dirtyAlias=6863cca5e9-5_845x.jpg

О чем говорит детский рисунок?

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут – картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?

Особенности возраста

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

Структура рисунка

Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее. Например, грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок.

Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе, отмечает журнал «Мама и малыш».

Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.

Отверженность ребенка в семье (эмоциональное неприятие)

Когда ребенок ощущает себя лишним и ненужным, отверженным в своей семье , он или просто не желает и не хочет рисовать свою семью ,или рисует ее, позабыв нарисовать ее.

В отдельных случаях художник размещает свою маленькую и невзрачную фигурку вдали от всех, подчеркивая этим свое одиночество среди родных. Довольно часто между отдаленным от всех ребенком и членами его семьи, находятся какие то ненужные предметы, усиливающие разобщенность нарисованных людей. Нередко дети вдруг заполняют пустой промежуток теми родственниками, которых нет, или реально существующими, но весьма далекими. Роль буфера играют часто также кошки и собаки.

Когда ребенок ощущает себя лишним и ненужным в своей семье, его фигура меньше всех, одежда мрачная и незаметная. Такой ребенок часто изображает себя просто контурами и штрихами, не останавливаясь на деталях, рисуя себя в завершении сюжета.

В тех случаях, когда ребенок, вопреки всему, привязан все-таки к тому-то из родителей или к обоим сразу, он рисует теплыми тонами, не скупясь на ласковые краски. И эти теплые тона в контрасте с теми холодными тонами, которыми изображен художник, свидетели уже образовавшейся или начавшей образовываться пропасти взаимоотношений между ребенком и его семьей.

Родитель, обожаемый ребенком, не только тщательно им вырисовывается, но и наряжен в волшебные наряды, которые по яркости выделяются даже среди ярких одежд художника. Бывают случаи, когда наряд художника и самый лучший для него на свете мамы или самого прекрасного на свете папы идеальны. В период первой романтической любви к родителям обычно девочки рисуют себя рядом с папами, а мальчики- поближе к мамам.

В период подражания ребенка родителям своего пола закономерность эта изменяется, и девочки уже находятся вплотную к мамам, а мальчики-вплотную к папам .Причем родитель, обожаемым ребенком, не нарисован контурами и штрихами ,а вырисовываться буквально до деталей.

Когда ребенок, почему–то рисуя себя рядом с обожаемым родителем, вдруг   невольно между этим «рядом» оставляет пустой промежуток, то, вероятнее всего, этот промежуток – отражение невидимого нам барьера между двумя любящими друг друга людьми.

Свое неудовлетворение ребенок обычно выражает черным цветом или хотя бы одним сумрачным мазком.

 

Важные детали

  • Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме».
  • Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблемах в общении.
  • Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их жизни».
  • На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

Когда привязанность ребенка обоюдна, он счастлив. Когда любовь ребенка безответна, она является нетлеющим источником психического дискомфорта юного художника.

Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания.

Список литературы:

 1.Баркан А.И.  «О чем говорят рисунки детей» Дом, СемьяВоспитание детейКниги по психологииДетская психология. Издательство «Этерна», 2014 г.

2.Дубровская Н.В. «Знакомство с цветоведением», Издательство   «Детство – Пресс», 2011 г.

3. Котенко Л. В. Издательство «Книголюб», 2003 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "О чем говорит детский рисунок?"

Рисунок ребенка - это его речь, это способ общения с миром. Рисуя, ребенок также выражает сферу своих интересов, это прекрасный способ перенести на бумагу свое психоэмоциональное состояние....

Статья для родителей на тему "О чем говорит детский рисунок?"

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.Малыш провел над листом бумаг...

Статья "О ЧЕМ ГОВОРИТ ДЕТСКИЙ РИСУНОК"

Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Рисунки детей могут помочь в диагностике нарушений развития, но рисунки...

СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «О ЧЕМ ГОВОРИТ ДЕТСКИЙ РИСУНОК?»

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.Темно-синий – сос...

Статья для родителей на тему: «Как справиться с детской ложью»

Родителям нужно помнить ключевой момент воспитания: взрослые — образец поведения. Если ребенок слышит, как его мама и папа обманывают, то какой вывод он сделает? Врать — это нормально. Поэ...

Консультация для родителей по теме «О чем говорит детский рисунок»

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.Малыш провел над листом бумаг...

Статья для родителей на тему : «Театрализованная деятельность в детском саду».

Статья на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду».Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуе...