дидактические игры
картотека (младшая группа) на тему

Чиркина Екатерина Николаевна

игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye-igry-i-uprazhneniya.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Назови три предмета»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов.

Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов. Бросание и ловля мяча.

Ход игры.

  • Дети, - говорит воспитатель, - мы уже играли в разные игры, где требовалось подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать одним словом мебель?
  •  Стол, стул, кровать, диван.
  • Правильно, говорит воспитатель, - но в игре нужно назвать только три слова.

«Цветы!» – произносит педагог  и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задания: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.

Эту игру рекомендуется проводить с небольшими группами играющих.

Птицы (звери, рыбы)

Народная игра

Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать животных, птиц, рыб.

Игровые правила. Называть птицу (зверя, рыбу) можно только после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Игровые действия. Передача камешка, разыгрывание фантов.

Ход игры.  

Все дети садятся на стулья, составленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.

Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передаёт его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орёл». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и передает предмет соседу.

Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо, не мешкая. Если ребенок медлит, то значит, что он плохо знает птиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и те же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.

Так же называют рыб, птиц, насекомых.

«Что кому нужно?»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Игровые правила  и игровые действия. То же, что и в предыдущей игре.

Ход игры.

Воспитатель говорит:

  • А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажите, что нужно ему для работы. «Сапожник!» – говорит воспитатель.
  • Гвозди, молот, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа, - отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

  • Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет – говорит воспитатель и бросает мяч кому – либо из играющих.
  • Воспитательница, - отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале большой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!»- подчеркивается именно быстрота ответа.

«Вершки – корешки»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу, что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, тот платит фант.

Ход игры. 

Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое . Воспитатель называет: «Морковь!» дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» – «Вершки». «Лук!» – «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант. Он говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

«Кто больше назовет предметов?»

Дидактическая задача.  Учит детей классифицировать предметы по месту их производства.

Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет,  бросает мяч другому участнику.

Игровые действия.  Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.

Ход игры.  

После предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на фабриках, заводах или выращены в колхозах или совхозах, воспитатель предлагает игру «Кто больше назовет предметов?».

«Что сделано на заводе (фабрике)?» – спрашивает воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Машины», - отвечает тот, и бросает мяч следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное.

«Что выращено в колхозе (совхозе)?» – спрашивает воспитатель. Дети называют: лен, картофель, рожь, пшеница.

В такой игре уточняются знания детей о том что,  зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие пекарни, хлебозавода.

Напоминание детям о том, что в создание почти каждого предмета  вложен труд человека, воспитывает у них бережное отношение ко всем вещам.

«Найди рифму»

Дидактическая задача. Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Игровые правила. Подобрать рифмующиеся слова, отвечать по желанию.

Игровые действия. Повторение рифмующихся слов; игра со словами.

Ход игры. 

Воспитатель предлагает послушать детям стихотворение и заметить, какие слова звучат в нем похоже:

Там котик усатый,          А козлик рогатый  

По садику бродит.          За котиком ходит.

Слова «усатый», «рогатый»,  «ходит», «бродит» выделяются интонацией.

Дети называют слова: «усатый» и «рогатый», «бродит» и «ходит».

  • Правильно, дети, эти слова звучат похоже, они рифмуются, - говорит воспитатель. – А теперь поиграем в игру, которая называется «Найди рифму». Я буду произносить какое-либо слово, а вы подберите к нему рифму, т. е. рифмующиеся слово.

Воспитатель заранее подбирает слова, которые легко рифмуются. Если ребенок называет слова, которые не рифмуются, воспитатель предлагает  послушать, как звучат оба слова, и просит подобрать другое.

Дети любят подбирать рифмующиеся слова. После такой игры у них появляется желание сочинять стихи.

Закончи предложение.

Дидактическая задача: подбирать рифмующиеся слова в стихотворном тексте.

Игровые правила и действия те же, что и в игре «Найди рифму»

Ход игры.

В: Незнайка когда-то знал очень много стихов, но однажды стал их вспоминать и оказалось, что некоторые слова он забыл. Давайте поможем Незнайке, подскажем слова.

Если ты захочешь спать

В спальне ждет тебя … (кровать).

Чтобы ноги отдохнули

Посиди-ка ты на … (стуле)

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в … (шкаф)

С пирогами чай попьем

За обеденным … (столом)

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном… (кресле)

Как приятно нашей Тане

поваляться на … (диване)

Жил на свете человек

Скрюченные ножки

И гулял он целый век

По скрюченной … (дорожке)

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные … (мышки)

И стояли у ворот

Скрюченные ёлки

Там гуляли без забот

 Скрюченные … ( волки)

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она

Сидя у…  (окошка).

Села дедушке на ухо

Надоедливая … (муха)

Кот Пушок притих и слышит

За стеной скребутся… (мыши)

Весь день поют подружки

Зеленые… (лягушки)

Уселась на ромашку

Веселая … (букашка)

Черепаха не скучая, час

сидит за чашкой … (чая)

 

Подскажи словечко

У стола стоит Алешка

Он раскладывает … (ложки)

Помогает Милочка

Всем кладет по … (вилочке)

Маленькая Эллочка

Принесла … (тарелочки)

И ставит с Наташкой

К этим блюдцам …(чашки)

Возле них Аленка

Сыпет соль в … (солонки)

В кухне варит Юля

Вкусный суп в …(кастрюле)

Жарит ловко на огне

Блинчики в …(сковороде)

Помогает ей Иришка

От кастрюли держит …(крышку)

Старший брат Егорка

Трет морковь на …(терке)

Не спеша принес Антон

Металлический …(бидон)

И своим любимым кискам

Молоко разлил по …(мискам)

Павлик тут же подбежал

  • Ой! И мне налей в … (бокал)

Подошла Маринка: «Слей остатки в … (крынку)

Пусть родители попьют

Молочка, когда придут!

Дидактические упражнения

«Опиши птицу»

Цель: активизация словаря прилагательных по теме «Птицы»

Игровые действия. Вспомнить и назвать как можно больше прилагательных, подходящих для описания птицы.

Игровое правило. Не повторять прилагательные, сказанные товарищами.

Ход игры.

Воспитатель предлагает вспомнить и назвать птиц, прилетающих на участок.

  • А чтобы птицы чаще прилетали к нам, давайте назовем и подберем про птиц как можно больше слов, скажем про них – какие они.

Дети подбирают прилагательные

Например: снегирь - маленький, яркий, веселый, красивый, быстрый, проворный, шустрый, голодный, зимующий и т. д.

«Что делают птицы?»

Цель: активировать глагольный словарь по теме «Птицы»

Игровые действия: вспомнить и назвать слова, обозначающие действия птиц.

Игровое правило: не повторять ответы товарищей.

Ход игры.

Воспитатель просит детей понаблюдать за птицами на участке детского сада и рассказать, что они делают (птицы), и что еще могут делать?

Д: Птицы летают, чирикают, клюют, прилетают, улетают, садятся на ветки деревьев.

Могут птицы – прилетать, улетать, петь, вить гнезда, высиживать яйца, ловить вредных насекомых.

      В: Молодцы! Очень много слов знаете о птицах и о том, что они делают. (За каждый правильный ответ – фишка, побеждает тот, у кого больше всего фишек).  

«Назови зимующих (перелетных) птиц»

Цель. Активизировать в речи названия птиц. 

Игровые действия. Вспомнить и назвать перелетных ( зимующих ) птиц.

Игровое правило. Не повторять названия, предложенные товарищами.

Ход игры.

Игра проводится в форме соревнования, за каждое правильное название дается фишка. Победитель тот, у кого больше фишек.

Дидактическое упражнение.

«Назовите деревья и кустарники»

Цель. Слушать партнера, дополнять его высказывания. Активизировать названия деревьев и кустарников, растущих на территории детского сада.  

Материал. Растения на территории детского сада (деревья кустарники); фишки.

Игровые действия. Вспомнить и назвать деревья и кустарники.

Игровое правило. Не повторять уже сказанное.

Ход игры.

В: Давайте поиграем. Посмотрите вокруг себя, что вы видите?

- Дома, деревья.

В: Сегодня мы вспомним названия деревьев и кустарников. У людей есть имена, и у деревьев тоже. Сейчас мы попробуем их вспомнить и назвать. Кто правильно назовет дерево, получит фишку.

Дети называют (шиповник, тополь, береза, ель, черемуха)

Воспитатель может несколько раз указать на дерево одного и того же вида. Это делается для лучшего запоминания детьми дерева или кустарника, их отличительных особенностей и словесное обозначение. Дети получают фишки. В конце фишки объединяются.

Воспитатель: вот сколько разных названий деревьев и кустарников мы вспомнили и назвали.

Дидактическое упражнение

«Назови все зеленое»

 (Варианты: назови все высокое, деревянное, кирпичное и т. д.)

Цель. Активизировать словарь.

Материал. Окружающие предметы, фишки.

Игровые действия. Подобрать как можно больше слов, относящихся к данным прилагательным.

Игровое правило. Не повторять уже сказанное.

Ход игры.  

В: Ребята, посмотрите вокруг внимательно и назовите все, что вы увидите зеленое (высокое, деревянное, кирпичное и т. д.)

За каждый правильный ответ дети получают фишки. В конце подводится итог. Все фишки собираются, подсчитывается их количество.

В: Вот сколько разных слов вы вспомнили и назвали!

Дидактическая игра

«Летает - не летает»

Цель. Дифференциация понятий «животные», «птицы».

Игровые действия. Действовать согласно указаниям воспитателя.

Игровое правило. При назывании воспитателем птиц – поднимать руки вверх, при назывании животных приседать.

Ход игры.

Воспитатель перечисляет названия птиц – дети машут руками – крыльями, поднятыми вверх. Затем воспитатель называет какое-либо животное, и дети приседают. Ведущим так же может быть один из детей.

«Наоборот»

Дидактическая задача. Развивать сообразительность, пополнять словарный запас антонимами.

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры.

Дети встают в круг. Воспитатель говорит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит «Вперед». Ребенок должен ответить: «Назад». ( Направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, дальше – ближе, внутри – снаружи) можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, узкий – широкий, грустный – веселый, больной – здоровый, завязать – развязать, налить – вылить, намочить – высушить и т. д.

Если тот, кому бросали мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя помогают дать правильный ответ.  

«Скажи по-другому»

Дидактическая задача. Учить детей подбирать синонимы.

Игровые правила. Называть только одно слово. Если ребенок не может вспомнить он ударяет мячом об пол, ловит его и возвращает его ведущему.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. 

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу, на то слово, которое он назовет.

«Большой», - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный и т. д.  

«Красивый», - пригожий, хороший, симпатичный, чудесный.

«Мокрый», - сырой, влажный и т. д.

Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Слова можно записать, чтобы долго не вспоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

По аналогу можно провести игру по-другому, например: воспитатель называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так к слову «море» дети подбирают эпитеты.                   «Спокойное, бурное, тихое, штормовое, южное, лазурное».  

 

«Кто заблудился?»

Дидактическая задача: образовывать слова, подбирать синонимы к заданным словам.

Игровые правила: называть только одно слово.

Оборудование: игрушка – зайчонок.

Ход игры.

- Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц).

- Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.)

- Остановился зайчик, огляделся по сторонам и испугался. Почему? (потерялся, заблудился). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный). Что может его развеселить? (Птичка песенку споёт, ежик сказку расскажет, лисичка станцует).

«Найди другое слово»

Дидактическая задача: учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

Ход игры.

  1. Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес другую. «А вот эта ни за что не оборвется».

- Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

- Качели папа делал летом. Но вот наступила (зима). Миша был мальчиком крепким (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по другому? (прочный) мороз крепчал (становился сильнее).

- Как сказать другими словами: крепкая ткань – прочная, крепкий чай (очень сильно заваренный, не разбавленный кипятком), крепкий сон (глубокий).

-  А теперь сами придумайте предложения со словом -  крепкий.

2. – Я буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный (короткий), глубокий (мелкий), лёгкий (тяжёлый), грустный (весёлый), бежать (стоять), смеяться (плакать), молодой (старый).

«Назови части»

Дидактическая задача: формировать умение вычленять части из предмета и называть их.

Игровое правило: называть только одно слово.

Игровые действия: перебрасывание мяча друг другу.

Ход игры.

Взрослый называет слово, предлагает детям представить этот предмет и назвать его части. Например: кот – тело, голова, глаза, нос, усы, уши, лапы, когти, шерсть, хвост.

Словарный материал: грузовик, дерево, дом, часы, рубашка, стол, чашка.

       

«Отгадай предмет по названию частей»

Дидактическая задача: формировать целостное восприятие предметов;

Ход игры.

Взрослый называет слова, обозначающие части какого-либо предмета и просит детей узнать, что это за предмет.

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы. (Грузовик)

Палуба, каюта, якорь, корма, нос. (Корабль)

Дно, крышка, ручки, стенки. (Кастрюля)

Подъезд, этаж, лестница, квартира крыша. (Дом)

Спинка, сиденье, подлокотники ножки. (Кресло)

«Чего не хватает»

Дидактическая задача: формировать целостное восприятие предметов, активизировать словарь.

Игровые правила: победителем считается тот, кто первый дорисует   недостающую часть и назовет её.

Игровое действие: дорисовывание недостающих частей.

Ход игры.

Детям раздаются карточки с предметами, у которых не хватает какой-либо части. Воспитатель предлагает детям дорисовать недостающую часть и правильно назвать предмет и часть.

«Строим дом» («Посади цветок»)

Дидактическая задача: формирование целостного восприятия предмета, активизация словаря, развитие мелкой моторики.

Оборудование: части (детали) предметов; дом: стена, фундамент, крыша, крыльцо, окно, дверь.

Цветок: стебель, листья, корень, сердцевина, лепестки.

Дети получают конверты с деталями и выкладывают их, составляя предмет. Побеждает тот, кто быстрее всех соберёт предмет, правильно назовёт его и все части (детали).

«Назови одним словом»

 Дидактическая задача: закрепить представления детей об обобщающих словах.

- Вспомните, на чём вы спите? (На кровати.)

- Куда складываете свои вещи? (В шкаф, в тумбочку.) на чём сидите? (на стуле, на кресле, на табуретке).

В: Я начну говорить, а вы продолжайте: кровать, шкаф… (стол, стул, диван, кресло, тумбочка, комод.) Как можно назвать все эти предметы одним словом?

Д: мебель.

-  Какая мебель есть у вас в комнате? (называют)

- Что вы кладёте в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжите: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки, майки, футболки, сарафаны). Все эти вещи называются… (одежда)

-  Какая одежда надета на вас? (перечисляют)

- Сели вы за стол. А там стоят… тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это… (посуда).

- Из какой посуды ты ешь суп? (Из глубокой тарелки). Кашу? (Из мелкой тарелки).

- Вы все любите играть. Что вам для этого нужно? (Игрушки). Назовите, какие игрушки вы знаете и любите?

«Найди точное слово»

Дидактическая задача: отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Ход игры.

- Я вам буду загадывать загадки, а вы должны отгадать их и дать ответ одним словом. Кто не отгадал, выбывает из игры.

1. Растут на грядке в огороде, используются в пищу. (Овощи)

2. Растут на деревьях, в саду, очень вкусные, сладкие, сочные. (Фрукты)

3. Движется по дорогам, по воде, по воздуху, возит людей, грузы. (Транспорт)

4. Носят на голове, зимой они спасают от холода, летом от солнечных лучей. (Головные уборы)

5. Она нам нужна, чтобы сидеть, спать, есть, хранить вещи, отдыхать. (Мебель)

«Огородник»

Цель: активизировать названия овощей. Закрепить обобщающее наименование «овощи». Обогащать речь прилагательными, обозначающими качества.

Материал: накрытая салфеткой корзина с овощами (репка, картошка, лук, капуста, свекла, морковь). Тарелочка с очищенными нарезанными овощами. Открытки с изображением овощей (редис, чеснок, перец, помидор, огурец и т.д.). Блюдо.

Ход игры:

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель выходит в приёмную и обнаруживает кузовок. Приглашает детей сесть на стулья (полукругом). Сам засовывает руку в корзину и описывает лежащие там овощи (в форме загадок).

Дети отгадывают овощи по описанию.

            Кругла да гладка,

            Откусишь – сладка.

            Засела крепко

            На грядке … (репка)

                                               

            И зелен и густ

            На грядке вырос куст

            Подкопай немножко:

             Под кустом …. (картошка)

                                                  Заставит плакать всех вокруг,

                                                  Хоть он и не драчун, а … (лук)

                                 Как надела сто рубах,

                                Захрустела на зубах … (капуста)

                                                  Красные сапожки

                                                  В земле и в лукошке (свекла)

                                Красная девица

                               Сидит в темнице,

                               А коса на улице… (морковь)

По мере отгадывания овощи вынимаются из кузовка и выкладываются на блюдо.

В: Что мы достали из корзины? Как назвать одним словом картошку, свеклу, морковь. (Овощи) Где растут овощи? (на огороде). Воспитатель обнаруживает в корзине тарелочку. Проводится игра «Угадай на вкус». Каждый раз задаются вопросы: «Что это?» «Какой на вкус; хрустящий, мягкий, сладкий?» И другие наводящие вопросы.

- Отгадайте загадку: “Вкусный, хрустящий, длинный?”- это морковь или огурец?

- Хрустящая, вкусная, солёная – это капуста или огурец?

- Какие овощи вы еще знаете? (демонстрируются картинки )

«Чего не стало?»

Цель: закрепить знание обобщающих наименований «овощи», «фрукты». Побуждать к словотворчеству.

Материал: муляжи овощей и фруктов (мандарины, лимон, яблоко, помидор, огурец, перец, лук, морковь), корзина.

Ход игры:

Воспитатель вносит корзину с фруктами и овощами. Дети садятся, рассматривают овощи и фрукты, называют их, определяют, где растут на огороде, или в саду, на дереве.

(Вопросы: Что это? Где растет?)

В: Догадайтесь: длинная, большая, хрустящая – это огурец или морковь?

- А это что? Большое круглое красное – это яблоко или помидор?

- А сейчас запомните, что лежит на столе. Закройте глаза. (Прячет яблоко) Чего не стало? (яблока) Не стало яблока. Закройте глаза. (Прячет помидоры) Чего не стало? (помидоров) Игра повторяется по желанию детей. В конце игры воспитатель называет одного ребенка и просит убрать в корзину овощи.

В: Где растут овощи? (на огороде, на грядках)

Что осталось на столе? (Фрукты)

Где растут фрукты? (В саду, на деревьях)

Соберите все фрукты в корзину.

В: Послушайте о наших овощах и фруктах стихотворение Н. Кончаловской

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук, и репуста,

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,                                      

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

- Понравилось стихотворение? Какие чудо - овощи вам запомнились (помидыни, репуста и т.д.)

- Какие названия спрятались в этих смешных словах? (помидоры, дыни, редис, капуста).

«Какая, какой, какое?» (подбор определений)

Цель: слушать партнера, дополнять его высказывания, расширять

словарный запас.

Материал: картинки: яблоко, груша, лиса, белка, ежик, фишки.

Игровые действия: подобрать к слову как можно больше определений.

Игровое правило: не повторять уже сказанное.

Ход игры:

В: Поиграем со словами. Я назову предмет, а вы его опишите, скажете, какой он.

- Яблоко. (Демонстрируется картинка)

- Какое оно?

Дети подбирают определения. За каждый ответ получают фишку.

Когда иссекает запас определений, воспитатель подсказывает слова, которые не называли дети. Далее воспитатель демонстрирует картинки, а дети подбирают определения.

- Яблоко … (круглое, румяное, сочное, душистое, спелое, большое, наливное)

- Груша … (сочная, душистая, спелая, ароматная)

- Лиса … (хитрая, пушистая, рыжая, быстрая, проворная)

- Белка … (пушистая, рыжая, лёгкая, проворная, запасливая)

- Ежик … (колючий, запасливый, пугливый, проворный, маленький)

Воспитатель может задавать наводящие вопросы (Как сказать о ёжике, чтобы было понятно, что его тело покрыто иголками? Что он делает съестные припасы? Боится лисы, быстро бегает, у него большие ушки? и т.д.). В конце игры воспитатель объединяет вместе все фишки, хвалит детей:

- Вот сколько разных слов вы назвали.

«Найди точное слово»

Дидактическая задача: учить детей точно называть предмет, его  качества и действия.

Ход игры:

- Узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сочное, сладкое, румяное – что это?» (Яблоко)

Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Я начну, а вы продолжайте: «Снег, белый, холодный … еще какой? Сахар (сладкий), лимон (кислый)».

- Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие, деревянные, металлические.

- Кто из животных как передвигается? Ворона … (летает), рыба… (плавает), кузнечик… (прыгает), змея… (ползёт), лиса… (бегает, ходит).

 

«Что для чего?»

Цель: Закрепить умение правильно произносить и различать на слух звуки с, Щ. Активизировать глаголы в неопределенной форме.

Материал: предметы домашнего обихода: щетка зубная, для одежды, клещи, наперсток, спички, салфетка, солонка, клипсы, скрепка, ластик, стакан, свеча, поднос.

Ход игры:

Воспитатель вносит в группу предметы на подносе. Все садятся за большой стол (из нескольких столов).

Воспитатель: На подносе предметы, в названии которых есть звуки с и щ. давайте назовем эти предметы. Это щетка –щ-щ.

(Поднимает предмет и называет его, интонационно выделяя звук)

Так рассматриваются и называются все предметы. Отвечают хором.

- Я буду называть, зачем нужен предмет, а вы отгадайте его название.

- Чтобы скреплять листы бумаги.  (Скрепка)

- Чтобы проталкивать иголку. (Наперсток)

- Чтобы стирать написанное. (Ластик)

А теперь вы сами будете загадывать предмет. (Ребенок описывает назначение, а дети отгадывают предмет.) Игра повторяется по желанию детей (пока они сохраняют к ней интерес)

«Кто больше слов скажет»

Дидактическая задача: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид, но и на черты характера. 

Оборудование: картинки животных; белка, заяц, лиса, мышонок, медведь, волк.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям картинку, например, белку.

- Давайте поиграем, скажем о белочке, какая она, что она умеет делать? (Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, ловкая, проворная, смелая, сообразительная; карабкается на сосну, собирает грибы, запасает шишки. Аналогично дается задание про других животных.

«Кто больше назовет действий»

Дидактическая задача: активизировать глаголы.

Материал: картинки: одежда, самолет, дождь, снег, кукла, собака, солнце.

Ход игры.

Приходит Неумейка и приносит картинки, а дети должны подобрать всевозможные слова, обозначающие действия этого предмета или явления.

- Что можно сделать с одеждой? (Выстирать, выгладить, надеть, зашить, запачкать, вычистить.)

- Что можно сказать о самолёте, что он делает? (летит, гудит, взлетает, поднимается, садится.)

- Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, шумит, стучит по крыше)

- Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, тает, скрипит, блестит.)

- Что делает собака? (Лает, грызет, кусает, виляет хвостом, бегает, прыгает, ходит, скулит)

- Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, сияет, поднимается)

Такую игру можно проводить по разным темам: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Животные и птицы» и др.

«Какие бывают иголки»

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о многозначном слове игла, упражнять в подборе однокоренных слов.

Игровое правило. Называть одно слово.

Ход игры.

Загадка: Отгадай, какое слово есть у каждого портного?

 Вместо шубы это слово ёжик носит на спине.

Это слово вместе с елкой в Новый год придёт ко мне. (Игла)

- Какие иглы вы знаете? (швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

- Чем похожи все иголки? ( острые, тонкие, колючие)

- Какой иглой, мы шьем и вышиваем (швейной). Что шьют швейной иглой? (одежду). Что делают медицинской иглой? (укол).

«Кого можно гладить»

Цель. Познакомить детей с многозначным «глаголом»

Ход игры.

- Кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (брюки, платье, юбку.) Как назвать одним словом? (одежда)

Глажу платье утюгом, а кота и кошку,

Что гуляют под окном, глажу я ладошкой.

- Что делает котёнок, когда его гладят?

(Мурлычет, выгибает спину.) А у каких предметов есть спина, а у каких спинка?

(У собаки, у дивана, у кресла, у стула и т.д.)

«Найдите больше»

Дидактическая задача: активизировать употребление многозначных слов  в речи.

Материал: фишки.

Игровые действия: назвать как можно больше предметов, обладающих определенным признаком.

Игровое правило: не повторять уже сказанное.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям фишки. «За правильный ответ получаете фишку. Вспомните, у кого или чего есть ручки?» (За каждый правильный ответ ребенок получает фишку)

Наводящие вопросы: У какой посуды (мебели, инструментов) есть ручки? Что вы держите в руках, когда идете в магазин? Когда пишете? Кода едите?

- А теперь назовите, у кого или чего есть ножки? У какой мебели? У каких животных? У каких растений?

Если ребенок плохо справляется с заданием, ему задаются вопросы-подсказки. (Из чего ты пьешь чай? Есть у чашки ручка? Чем пишешь? и т.д.)

           

 

    

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...