Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам. Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками. Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считаю что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров нередко физических наказаний. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется. Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым. Темперамент Ребенок приходит в мир наделенным врожденными чертами строения организма. Наиболее важными являются особенности мозга ребенка и его нервной деятельности. Соотношение возбуждения и торможения, их быстроты и силы позволило ученым выделить четыре типа темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический). Свойства темперамента накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми. От темперамента зависит глубина интересов, скорость запоминания, быстрота восприятия, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности и многое другое. Темперамент определяет динамику психической жизни, становление индивидуальности. В нем своеобразие путей развития каждого ребенка. Под влиянием окружающей среды темперамент может видоизменяться, но в раннем детстве он отчетливо проявляется в поведении ребенка и должен обязательно учитываться воспитателями. Учет темперамента необходим при организации жизнедеятельности группы, ее среды, начиная с расстановки мебели. Например, для детей-сангвиников - жизнерадостных, бодрых, редко унывающих, подвижных, в группе выделяется пространство, где они могут организоваться для игр. Они быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, для этого в группе необходимо иметь спортивный комплекс (качели, канат, кольца) или разнообразное физкультурное оборудование. Флегматики - более спокойные дети, у которых преобладает сдержанное поведение. Для них создаются условия, позволяющие заняться спокойными видами деятельности или уединиться. Холерики часто меняют вид деятельности: за многое берутся, но ничего не доводят до конца. Перед ними ставятся новые, по возможности более трудные задачи, требующие от них максимального сосредоточения. Меланхоликам дается время для сосредоточения, их чаще поощряют и подбадривают. В свободной самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе партнера по желанию, независимо от темперамента. При этом основная задача воспитателей - разрешение конфликтов, которые могут возникнуть именно из-за несовместимости темпераментов. Одна из важнейших задач работы детского сада - подготовка детей к обучению в школе. Среди навыков учебной деятельности важное место занимают такие, как умение начинать и заканчивать работу одновременно, работать в едином темпе. Формирование этих навыков зависит от типа темперамента ребенка. Воспитатели должны помочь выпускникам в успешной адаптации к школьному обучению: • учить ребенка-холерика и ребенка-сангвиника четко соблюдать правила деятельности, нормы поведения, доводить дело до конца; создавать ситуации, когда необходимо сдерживать себя, проявить выдержку; • учить ребенка-меланхолика проявлять настойчивость, преодолевать неуверенность в себе; поощрять инициативу, отмечать его положительные черты, давать ему высказаться; • вовлекать ребенка-флегматика в активную деятельность, создавать ситуации, способствующие формированию умения сразу включаться в работу, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; учить работать в едином темпе и заканчивать работу одновременно со всеми детьми. |