Консультация для родителей: «Адаптация детей раннего возраста»
консультация (младшая группа) на тему

Аганина Людмила Александровна

Самый сложный в жизни период ребёнка - это поступление в детский сад, где ребёнок должен адаптироваться в новых для него условиях. Что же такое адаптация? В данной консультации  рассмотрены  наиболее эффективные

методы и способы адаптации детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_dlya_attestatsii.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

              Доклад на тему: «Адаптация детей раннего возраста»

       Аганина Людмила Александровна. Воспитатель ясельной группы ДОУ № 86.

                               г. Санкт-Петербург

      Доклад на тему: «Адаптация детей раннего возраста».

Самый сложный в жизни период ребёнка - это поступление в детский сад, где ребёнок должен адаптироваться в новых для него условиях. Что же такое адаптация?

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям и привыкание к этим условиям. Это процесс, который требует больших затрат психической энергии. Многие особенности поведения ребёнка в период адаптации пугают родителей: а может ли ребёнок вообще адаптироваться, закончится ли когда-либо этот ужас, но все эти особенности поведения ребёнка-являются типичным для всех детей.

У детей в этот сложный дня него период, могут нарушаться аппетит, сон, не желание садиться на горшок, отрицание еды, истерики во время сна, всё это приводит к снижению иммунитета, ухудшается физическое состояние ребёнка. Чтобы процесс адаптации проходил продуктивнее, необходимо поддерживать контакты между родителями и воспитателями, должно быть желание сотрудничать, идти друг другу

навстречу.  

Перед тем, как принять детей в группу я провела родительское собрание по адаптации детей в детском саду. Это была небольшая консультация: «Адаптация детей к условиям детского сада». Здесь мы обсуждали о соблюдении режима дня, о навыках самообслуживания, и культурно-гигиенических навыках ребёнка. Родители заполняли анкеты, где были указаны сведения о семье, о питании ребёнка, о том какие результаты они хотели бы получить от посещения детского сада. Понятно, что плач ребёнка разрывает сердце матери, особенно, когда этот плач, сопровождает её каждое

утро, но через это надо пройти, и посоветовали родителям – уходя, уходить.

Не заглядывать в окна, не слушать под дверью, не травить себе душу, дети умолкают, как только родители уходят из поля зрения.

Детский сад – это место, где впервые происходит опыт коллективной коммуникации.

Новая обстановка, новые знакомства со сверстниками и с взрослыми, дети не понимают почему должны слушаться чужих взрослых, им нравится играть самим. Причина низкой социальной адаптации часто кроится в семье. Личность формируется в семье, большое значение имеет культурный уровень развития, моральных законов, нравственных правил, взаимоотношения родителей. Ребёнок руководствуется только опытом окружающих людей, поэтому у него нет критериев самооценки. Уверенные в себе дети

быстро справляются с возникшими перед ними задачей дома или в саду, в то время как дети с низкой самооценкой, сомневаются, переживают свои неудачи, это лишает их уверенности в себе и замедляет процесс приспособления. Если ребёнок пришёл из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития: не соблюдается режим сна и питания, отсутствуют навыки культурной гигиены, ему будет трудно привыкать к условиям детского сада.

На первой стадии адаптации, осуществляется сбор информации об особенностях и потребностях малыша. Родителей знакомят с уставом, родительским договором. Разрабатывается индивидуальный график посещения. Осуществляется первичная диагностика. Условия адаптации детей должны быть согласованными с обеих сторон, от родителей и воспитателей. Если воспитатель владеет педагогическими знаниями о том, какие условия адаптации будут лучше, то родители должны принять это к сведению, и максимально приблизить домашний режим к режиму детского сада.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, среднюю и тяжёлую.

При первой степени адаптации, капризы ребёнка длятся недолго. Вначале он плохо спит,

иногда отказывается от еды, не участвует в игровой деятельности, речь замедляется, но указания воспитателя выполняет, но по мере привыкания к новым условиям, всё нормализуется. К концу первой недели у ребёнка восстанавливается аппетит, сон. Этот период длится от 1- 16 дней.

При средней степени адаптации ребёнок отказывается идти в детский сад, речь либо вообще не используется, либо замедляется. В играх не участвует или игра ситуативная.

На фоне эмоционального состояния ребёнок начинает болеть. На протяжении первого месяца после поступления в детский сад он болеет, как правила, ОРЗ и ОРВИ.

Этот период длится от 20 до 40 дней.

Третья степень адаптации-самая тяжёлая. Ребёнок никак не может привыкнуть к условиям детского сада. Он часто и длительно болеет. Может вообще не разговаривать, демонстрировать неумение есть ложкой, проявляет замкнутость, отчуждение.

К детям проявляет агрессию: кусается, бросается игрушками. Длительность адаптации таких детей зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Если ребёнок любознателен и активен, его адаптация пройдёт легко и быстро. Другой любит одиночество, его раздражают дети, шум, он не владеет навыками самообслуживания, а мамы рядом нет, некому показать свои капризы. Таким детям, конечно, нужен долгий период адаптации от двух месяцев до полугода, с учётом его болезней.

Большие трудности в адаптации ребёнка возникают в том случае если ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой, ребёнок сильно привязан к маме, её уход

вызывает бурный протест ребёнка. Также дети могут испытывать страх перед незнакомыми людьми, стресс истощает защитные силы организма. Отсутствие навыков самообслуживания также затрудняет период адаптации. Невозможно сразу определить степень адаптации ребёнка. Она зависит от влияния многих различных факторов: от прохождения беременности до индивидуальных свойств нервной системы. В этом случае только педиатр может предположить, какой будет адаптация ребёнка, какие могут возникнуть осложнения. Но какой бы ни был прогноз отрицательные признаки будут всегда возникать на уровне всего организма. Дети находятся под сильным психическим напряжением, которое присутствует везде. Если стресс минимальный, то и адаптация пройдёт спокойно.

Для облегчения прохождении адаптации я активно используются потешки, прибаутки,

сказки, куклы-марионетки. Особенно дети любят музыкальные книги, дидактические игрушки, деревянные вкладыши, и, конечно же эмоциональный настрой воспитателя, правильная интонация. Можно предложить детям такие игры:

Игра «Прятки с платком».

Цель: адаптация в детском саду, познакомиться с детьми, создать радостное настроение.

Воспитатель предлагает сесть детям на ковёр в круг.

Достаёт платок и по очереди накрывает ребёнка платком, называя его имя:

-Где Ваня? Ку-Ку. Ку-Ку!

-Где Кира? Ку-Ку. Ку-Ку!

Затем поднимает платок:

- Вот Ваня!

-Вот Кира!

Игра: «Вот я какой»

Цель: помочь детям адаптироваться в детском саду.

Ход: дети сидят на стульчиках. Воспитатель встряхивает погремушкой, приговаривая:

                 Погремушка играет-

                 Деток собирает!

Доброе утро, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас в гостях малыш (достаёт куклу-малыша) он очень похож на вас, посмотрите какой он хорошенький.

Затем воспитатель называет части тела и просит детей показать их.

Игра: «Большие и маленькие»

Цели: помочь детям адаптироваться в детском саду.

Воспитатель: -  Ребята, сегодня к нам в гости пришёл малыш. Покажите ему какие вы большие. (Дети встают в полный рост)

Воспитатель: - А теперь покажите какие вы маленькие.

               (Дети приседают на корточки)

Воспитатель: - А какими вы будете, когда станете взрослыми.

(Дети встают на носочки и поднимают руки вверх, игра повторяется 3-4 раза).

Игра: «Наши ножки»

 Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мишка. Он хочет вместе с вами поиграть. Давайте покажем мишке, как мы умеем шагать.

  Большие ножки идут по дорожке: (идут большими шагами друг за другом

 Топ, топ, топ.

 Топ, топ, топ.

 Маленькие ножки бежали по дорожке: (бегут на носочках)

 Топ, топ, топ,

  Топ, топ, топ.

 Ваши ножки убегают, только пяточки сверкают: (возвращаются на свои места).

Пальчиковая игра «Дружные пальчики»!

Цель: развивать мелкую моторику рук, установить контакт с новыми малышами.

Дружат в нашей группе (Подушечки пальцев одной руки, дотрагиваются до подушечек

Девочки и мальчики               пальцев на другой руке).

Мы с тобой подружим            (Пальчики сцепляются в замок).

Маленькие пальчики.

  В нашей группе есть пианино, здесь, я с детьми провожу музыкальные игры.

Дети очень любят музыкальные игры, капризы моментально прекращаются, как только

я начинаю играть.

Игра: «Догони зайку»

Цели: учить детей играть вместе со сверстниками, бегать не толкая друг друга, по окончании песни ждать своей очереди.

Оборудование: плюшевый зайчик.

Ход игры: малыши свободно располагаются на коврике.

Воспитатель держит в руке зайчика, показывая, как он прыгает, поёт песню:

Зайка к деткам подбежал,

Возле деток прыгать стал:

Прыг- скок, прыг-скок-

Догони меня дружок.

(Музыка Е. Тиличеевой. сл. Ю Островского).

Зайчик скачет перед детьми. С окончанием песни воспитатель восклицает: «Ай, ускакал зайка». Дети бегут за зайчиком.

Дать детям возможность догнать и погладить зайку.

Игра «Ладошки» (Русская народная мелодия, слова Н. Блуменфельд).

Цели: учить подпевать окончания фраз, выполнять действия по тексту.

Ход: дети свободно располагаются на ковре. Взрослый поёт песенку, выполняя движения по тексту.

Ладушки, ладошки, звонкие хлопушки.

Хлопали в ладошки, отдохнём немножко.

Хлопают в ладошки. Да, да, да!

 Кашу варили, ложечкой мешали.    (Поглаживают колени)

Куколку кормили, кошечке давали. (водят пальцем по ладони, как бы помешивая кашу)

Да! Да! Да!        (Ритмично подпевают и поглаживают колени)

Кулачки сложили, кулачками били:

Тук, тук, тука-тук. Тук, тук, тука-тук. (Стучат кулачком правой руки по левой руке и

    Да! Да! Да!   (гладят колени).                                                                              на оборот).                  

Ладушки устали деток забавляли.

Ля, ля, ля, ля, ля, ля.  (2 раза )                  (вращают кистями над головой).

Да! Да! Да!                                                       (Поглаживают колени).

Ладушки устали, целый день играли.

Баю, баю, баю. Баю, баю, баю.             (Складывают руки под щёчки).

Да! Да! Да!                                                    (Гладят по коленям).

В группе существует большая картотека игр, которая очень помогает детям адаптироваться в детском саду.  Часто включаю классическую музыку, так как я долгое время проработала музыкальным руководителем, поэтому я с детьми много играю и пою, слушаем музыку П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди и других композиторов.

Все наши достижения я отражаю на сайте детского сада, там я даю консультации, фото в совместной и свободной деятельности детей. Стараюсь создать благоприятные условия

для развития и воспитания маленьких детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ».

К  сожалению,  родители  пока  не  видят  в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании их ребёнка в первые годы его развития. У семе...

Консультация для родителей : "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Консультация для родителей : "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"...

Консультация для родителей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Консультация для родителей:«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада...

Консультация для родителей:"Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Консультация для родителей:«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»С первых дней жизни малыш привыкает к определенным условиям,будучи дома с мамой он живет но по выработанным домашн...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...