«Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» (творческая мастерская для родителей)
материал по теме

Петрова Галина Николаевна

Многие ученые, педагоги, психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал И.Кант: «Рука-это своего рода внешний мозг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_dlya_roditeley.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.

Задачи:

1. Вызывать у родителей и детей позитивное отношение к детскому саду;

2. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.

Оборудование: оригами «Елочка» «Гриб»; шнуровки, маленькая пустая пластиковая бутылка, наборы сыпучих материалов, карандаши, прищепки, щетки, резинки, бигуди, счеты, клубочки, мячи Су-джок, мячи массажные.

Ход мероприятия:

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о развитии мелкой моторики у детей.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Специалистами разных областей знаний доказано, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка. Если в это время речи ребенка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Нашу группу посещают дети, имеющие различные проблемы в речевом развитии. У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности.

Вне специального внимания к их речи такие дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления: дети отстают в наглядно-образной сфере мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.

Кроме общей соматической ослабленности с замедленным развитием локомоторных функций детям с недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной инструкции

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук.

Многие ученые, педагоги, психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал И.Кант: «Рука-это своего рода внешний мозг».

В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и ее развитием. В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Не только теоретические предположения, но и практические исследования подтверждают важность работы по развитию мелкой моторики. М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с нашими детьми. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Мелкая моторика –это согласованные движение пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со IIвека до н. э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.

Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

1.Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Рифмованные пальчиковые и жестовые игры способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Так же они развивают автоматизм движений, и очень пригодятся ребенку при развитии навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний; завязывания шнурков и т.д.). Движения правой и левой рукой контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, необходимо научить его выполнять те же движения другой рукой.

Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

«Помоем руки», «Согреем ладошки», «Надеваем перчатки», «Гуси щиплют травку», «Погладим котенка» и т. д.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения-растирание, разминание, пощипывание.

«Погладим котёнка»- плавные движения, имитирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).

- Киса, Кисонька, кисуля!

Позвала котёнка Юля.

- Не спеши домой, постой!

И погладила рукой.

“Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо(3раза).

Красят домик маляры

Для любимой детворы.

Если только я смогу

Малярам я помогу.

Упражнения на удержание позы кисти руки: стол, стул, очки, зайчик, колечко и т. д.

“Зайчик” – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

“Кольцо” – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

Очень эффективны упражнения в соединении речи с движением.

«Бабушка»

Бабушка очки надела,

У стола на стул присела,

Только в книжку заглянула.

Улыбнулась и уснула.

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Капуста».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья» (щетки)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Взрослый массирует пальцы рук зубной щеткой начиная с большого пальца до мизинца. Затем то же крупной щеткой.

Пальчиковая гимнастика: «Нарядные пальчики» (резинки).

1,2,3,4,5 – Пошли пальчики гулять!

Этот пальчик – По дорожке!

Этот пальчик – По тропинке!

Этот пальчик – За грибами!

Дети под счет указательным и большим пальцами одной руки надавливают поочередно на ногтевые фаланги пальцев, а затем надевают резиночку на каждый пальчик.

Пальчиковая гимнастика «Загудел паровоз» (бигуди).

Загудел паровоз и вагончики повез.

«Чу – чу – чу – чу! Далеко я укачу!

«Поезд и самолет»

Поезд песенку поет:

«Ту-ту-ту-у-у-у»

Улетает самолет

В высоту:

«У-у-у-у-у-у».

 Дети катают бигуди между ладоней вперед – назад.

«Я колючек не боюсь» (с использованием бигуди) — дети катают бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой.

Пальчиковая гимнастика: «Змейки» (ленты, шнурки):

Тихо по земле шурша

Ползет змейка не спеша.

Заползает в ямку и отдыхает.

Дети, приговаривая, самостоятельно разматывают веревочку, а затем наматывают ленту на карандаш или катушку.

Пальчиковая гимнастика: «По неровной дорожке» (счеты):

Дети катают ладошку вперед – назад по счетам, руку держат перед собой. Тоже другой рукой.

«Машина»

Машина, машина

идет, гудит.

В машине, в машине

Шофер сидит.

Би-би-би! би-би-би!

Вот речка, вот поле,

вот лес густой

Приехали дети,

машина - стой!

Би-би-би! би-би-би!

2. Работа с ножницами и бумагой. Этот вид деятельности предполагает умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания — резать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника.

Игра. Разрывание и сминание бумаги

Возможности использования бумаги детьми не ограничены.Маленький ребенок обожает играть с бумагой! Просто надо направить процесс в нужное нам русло и предоставить безопасную бумагу (конечно,не новые газеты,свежие от типографской краски) Лучше всего подходит тетрадная, оберточная, яркая тонкая бумага для детского творчества (потому что безопасная).

Мы учим детей не мять и не рвать книги, но всегда предлагаем альтернативу –а этот лист можно мять и рвать. Какие игры с бумагой можно предложитьребенку?Покажите, как порванные на кусочки клочки можно скатать в комочки - это будут снежки; их можно бросать в цель, катать, складывать в корзинку, собирать. И в конце концов - приклеить, получив снеговую тучку или даже снеговика!
При сминании и разрывании бумаги ребенок узнает не только свойства этого материала, но и в соответствии с его качеством согласует свои действия и усилия. Развиваются моторные функции рук.

Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам не раз придется показать тот или иной прием.

Вот несколько самых простых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми: альбом, конфетка, закладка, рыбка, листок, грибок.

«Ёлка».

Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).

Этапы выполнения работы:

  1. -согните квадраты по диагонали
  2. -склейте у полученных треугольников вершины (треугольники не должны разгибаться)
  3. -у среднего и маленького треугольника взрослый делает надрезы
  4. -вставьте большой треугольник в отверстие среднего, а среднего – в маленький.

Вот и елка.

Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.

3.Игры и упражнения со шнурками, клубочками и лентами.

Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание), «Развяжи бантики» (развязывание), «Игривый котенок», «Забавные шнурки», «Швея», «Бусы для куклы Маши» (нанизывание на шнурок крупных бусин).

Для детей среднего возраста упражнения могут быть такими: «Поможем ежику», «Дары осени», «Украсим елочку» и другие, в которых дети пришнуровывают недостающие детали. В старшем возрасте детям предлагаются схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков.

4.Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами.

Дети с удовольствием и с большим интересом играют с песком и  крупами, что способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться.

  • Чаша с гречкой

Вам понадобятся: большая чаша или обычный пластиковый таз и 1-3 кг гречи (в зависимости от объема емкости). Затем, вы можете спрятать в гречу несколько мелких предметов, на глазах у ребенка достать один из них и предложить поискать еще. Ребенок будет с интересом доставать предметы, разглядывать их и в меру своих речевых способностей называть.

  • Пересыпание ложкой

Вам понадобятся: две небольших миски, любая крупа (например, чечевица), глубокая ложка.

  • Пересыпание через воронку
  • Просеивание

Вам понадобятся: чаша или небольшой тазик с манкой и некоторое количество крупных бобовых (фасоль, горох), небольшое сито, миска.

  • Прятание и поиск игрушек в крупе или в песке (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема)..
  • Рисование на манке

5.Игры с глиной, пластилином или тестом. Лепка – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Младшие дошкольники отщипывают от большого куска маленькие кусочки, скатывают из них шарики, колбаски, расплющивают их, делают абстрактные узоры или простые изображения: «Дождик», «Снежок», «Топ-топ», «Конфетки», «Травка», «Заборчик» и другие. По мере формирования у детей навыков лепки усложняются задания. Можно вылепить из маленьких кружочков, колбасок заданный узор или изображение, лепить барельеф и горельеф, объемные фигурки — по мотивам народных игрушек, интересный прием лепки по готовой форме (бутылка, баночка), придание формы вазочки, украшение налепами, дополнительным материалом (бусы, блестки, природный материал).

6.Рисование.

Рисование тоже играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Помимо развития мелкой моторики рисование развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Особенно полезно рисование карандашами,именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

Игры с шестигранными карандашами: «Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш между ладошками и по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой;

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

(Дети крутят карандаш между ладонями,удерживают двумя пальцами)

7.Мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

Игры и упражнения с мозаикой. Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы». С возрастом задания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумывать их самостоятельно.

Представим несколько игр с нетрадиционным оборудованием:

8.Игры с массажными мячиками

«Бежит ежик по дорожке»

Бежит ежик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, -

Жалко ежика до слез.

Дети катают мячик в руках делая, движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

«Крепко мячики сжимаем»

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем, чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда.

Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной руке другой ладони.

Пальчиковая игра «Капустка»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы морковку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарики в кулачке)

Игры с массажным мячом Су-джок. 

Су-джок — это одна из ветвей рефлексотерапии и акупунктуры. Учение Су Джок утверждает: любая часть нашего тела имеет своего «представителя»  на кисти руки или на стопе. Таким образом, используя в пальчиковой гимнастике этот массажный мячик, мы активируем не только речевые зоны мозга, но и работу множества других органов.

«Будь здоров! »

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.

«Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю.

Ловкость пальцев проверяю.

Ты колючий шарик мой.

Подружись сейчас со мной.

Шарик на ладони катать каждым пальчиком.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Пальчиковая игра «Семья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — папочка,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — мамочька,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

9.Игры с платочками

Берём небольшой носовой платок (платок должен быть детским, маленьким!) за уголок и целиком вбираем его в ладошку, используя пальцы одной руки. Другая рука не помогает! Упражнение выполняем сначала одной рукой, потом другой. Можно комкать одновременно 2 платка обеими руками одновременно.

«Помощники»

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо потрудились опять.

Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья.

10.Игры со счетными палочками.

Для малышей предлагаются такие задания: «Дорожка для машины», «Заборчик», «Спрячем зайку», «Солнечные лучики», «Ежик» (с использованием плоскостных изображений). С возрастом задания усложняются: «Достань палочки из коробки», «Сложи в коробку», «Разложи по цвету», Выложи фигуру по образцу» (с использованием схем), «Придумай узор», Выложи цифры, буквы», «Колодец» и другие. Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.

Цапля

Очень длинный клюв у цапли,

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Вы длиннее найдете вряд ли.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Клювом мериться пришли

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

Аисты и журавли.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки. Затем проделывают те же действия левой рукой.

11.Игры с ковриком «травка», с различными застежками(пуговица, липучка, молния).

Упражнение «Пальцеход».

Нашить на плотный материал пуговицы разной величины и фактуры. Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцем, наступая на пуговицы (со сменой руки).

«Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме), берём фрагмент порогового коврика «травка».

На полянке, на лужайке (прыгаем всеми пальцами по коврику)

Целый день скакали зайки.

И катались по траве, (прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (попрыгать и лечь ладонями на коврик)

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали, (ладони по очереди ползут как змеи)

«С добрым утром!» — им сказали (шоркают по коврику).

Стала гладить и ласкать (ладони поочерёдно гладят коврик)

Всех зайчат зайчиха-мать.

12.Игры с прищепкой.

Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления

С речевым сопровождением.

«Комар»

Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь

Ну и за нуда! Вот кошмар!

Писклявый, маленький комар!

Дети надевают прищепки на ногтевые фаланги пальцев правой руки, а затем левой рукой на каждый слог от большого пальца к мизинцу.

Прищепки используем и при расширении и активизации словаря по различным темам.

«Птичка»

Локоть на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице. Водить прищепкой вправо-влево. Открытая прищепка наклоняется к поверхности стола и закрывается (повторить несколько раз).

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки склевала,

Птичка вновь защебетала.

«Собака и щенок»

-Гав-гав-гав,-собака лает,

Мой сыночек подрастает.

-Гав-гав-гав,-щенок сказал

И за котенком побежал.

Сенсорные игровые упражнения: «Заборчик», «Платочки», «Коробочки».

Игры для развития творческого воображения.

Для проведения данных игр нужно вырезать из картона фигурки, к которым будут прикрепляться прищепки. В процессе конструирования различных предметов можно разучивать с ребенком стихотворения.

Ежик.

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ежик.

Мы сейчас тебе поможем.

13.Упражнение с пробками.

Выкладывать различные узоры.

Взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеть их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая».

Можно выполнить движения, сопровождая их текстом:

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

14.Игры и упражнения с природным материалом (зернобобовые, шишки, камешки, ракушки). Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их с интересом.

Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка), «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры» и другие задания.

Делаем «сухой» бассейн с горохом и фасолью. В пластмассовое ведро (банку или бутылку) насыпаем горох и фасоль. Выбираем горох (или фасоль) на тарелочку. Можно выбирать, раскладывая горох и фасоль на две тарелочки. На дне «бассейна» прячем мелкую игрушку(например, из киндерсюрприза), конфетку и просим ребёнка её найти.

С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки

И полны мои ладошки -

Руки держат все горошки.

(Указательным и большим пальцем правой руки берут по одной горошине на каждое слово, собирая горох в кулак. Левая рука под столом).

При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, дает детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивает внимание, память, мышление, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития реб...

Презентация на тему "Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников"

quot;Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников"...

Мастер-класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развит...

Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на эта...

Консультация для родителей "Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников"

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического ра...

Консультация для родителей «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

Советы родителям по использованию нестандартного оборудования (которое можно найти дома) в развитии мелкой моторики дошколников...

Конспект мастер класса на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

развивать мелкую моторику рук у дошкольников?Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.В настоящее время актуальной проблемой становится по...