Статья. Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать с раннего возраста.
статья (младшая группа) по теме

Швандырева Елена Николаевна

Статья для родителей младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность.

        « Что же такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем    возрасте?». Сенсорное развитие (от лат. sunser –ощущение) – это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.                                                                                                                            Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Период первых трёх лет – это период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребёнка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений, формируются нравственные качества, складываются черты характера. По средствам осязания, зрения, мышечного чувства обогащается сенсорный опыт ребёнка. Ребёнок начинает различать величину, форму и цвет предмета.                                                                                                                              Большое значение в сенсорном развитии детей занимает формирование представлений о сенсорных эталонах – общепринятые внешние свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета - выступает семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.                                                                            При знакомстве детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, что бы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.         Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является предметная игра, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, так как игра даёт возможность детям проявить активность, самостоятельность, развивает воображение. Играя, ребёнок учиться осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости», считал В.А. Сухомлинский.                                                                      Основная задача таких игровых занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, малыши знакомятся со всеми разновидностями свойствами предметов.                                                                                                            *Цвет – красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный, белый.                                              * Форма – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.                                                      *Величина – большой, маленький, одинаковый (такой же) по величине.                   *Элементарное количество (без счёта) – много, мало, один, ни одного,     столько же.                                                                                                                                       *Звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, громкость человеческой речи.                                                                                                              

                Как показывает практика при проведении диагностики по сенсорному воспитанию в первой младшей группе в начале учебного года, когда дети только пришли в детский сад;                                                                                           - большинство детей не умеют самостоятельно различать основные цвета,                                                                                                                                  - не могут различать предметы по величине,                                                                   - плохо различают плоскостные геометрические фигуры,                                                                       - с помощью взрослого различают объёмные фигуры; шар, куб, кирпичик,                                                                                                                                    - у детей слабо развита мелкая моторика рук,                                                                         - не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец.                                                                                                                             Всё это указывает на актуальность проведения работы по сенсорному развитию.                                                                                                                                                        Так как игровая форма обучения в раннем возрасте является ведущей, то значительное место в сенсорном развитии занимает дидактическая игра. Она – является игровым методом обучения и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. В раннем возрасте ребёнок не просто играет, но и учится.                                                                                                                                                При проведений игровых – занятий необходимо учитывать;                             *возрастные особенности детей,                                                                             *сюжеты должны быть интересными (не слишком сложными для восприятия),                                                                                                                                       * словесные обозначения многократно должны повторяться, что бы закрепить знания, умения и навыки,                                                                                          *занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движений,             словам),                                                                                                                                                *длительность занятия должна быть в зависимости от возраста ( от 5 – 10 до 10 – 15 минут).

Виды дидактических игр для сенсорного развития.

  • Величина: «Собери пирамидку», «Найди домик для матрёшки», «Строим дом», «Большие и маленькие мячики», «Подбери мячики для кукол» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
  • Форма: «Геометрическое лото», «Найди свой домик», «Найди пару», «Волшебный мешочек», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать и группировать предметы по форме.
  • Цвет: «Воздушные шары», «Бусы», «Какого цвета?», «Собери колечки», « Помоги рыбкам» и т. п. Играя, в эти игры дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
  • Слуховое восприятие: «Кто что слышит?», «Узнай по звуку предмет», «Тихо – громко», «Кто позвал?». Эти игры учат детей по звукам определять предметы, развивают у детей фонематический и музыкальный слух.
  • Моторика рук: Используют игровые дидактические материалы; предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, шнуровки, игрушки (своими руками) с различными застёжками (пуговицы, кнопки, крючки, липучки, молнии и т. д.)
  • Тактильные ощущения: используют природный материал; шишки, желуди, грецкие орехи, бобы, горох. Игры «Тактильные мешочки», «Чудесный мешочек» и т. п., благодаря которым дети получают новые тактильные ощущения. Цель дидактических игр – способствовать закреплению по качеству  предметов (величина, форма, цвет). Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра даёт полезные упражнения для умственного развития детей и их воспитанию.

Игры – экспериментирования для сенсорного развития.

        Дети очень любят экспериментировать. Самым доступным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома являются вода и песок. Игры с водой возбуждают ребёнка, поэтому вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней; не плескать через край, не делать резких движений.

                Игры с водой: «Пошевели пальчиками», «Поймай рыбку», Тонет – не тонет», «Тёплая – холодная», «Достань ракушку», «Перелей в ведёрко», «Кораблики», «Разноцветная вода» и т. п. В этих играх дети знакомятся со свойствами воды, учатся наблюдать.

        Игры с песком: «Чей след», Найди шарик», «Печём пироги», «Кладоискатели», «Насыпь песок в бутылочку», «Мокрый – сухой». Эти  игры очень актуальны в настоящее время с детьми раннего возраста, так как развивают тактильные ощущения, чувствительность и мелкую моторику рук, а также происходит развитие мыслительных операций.

Наблюдения и подвижные игры для сенсорного развития.

                Для лучшего развития сенсорных способностей у детей раннего возраста необходимо живое общение с миром природы, наблюдения, а так же труд в природе. Основной метод обучения на прогулке это наблюдения, но, как известно у малышей в этом возрасте внимание не устойчивое, поэтому надо учить и поддерживать стремление детей замечать изменения в природе, привлекать их внимание к чему то упущенному, не оставляя это на потом.                         Учить видеть сходство и различие предметов по определённым признакам. Развитие сенсорных способностей не возможно без развития речи детей. Их словарь обогащается словами; большой, маленький, высокий, низкий, один, много, длинный, короткий и т. д.                                                                                   Так как, у детей внимание развито слабо, наблюдение должно быть коротким (5 -7 минут), ярким, интересным и содержательным. Этому способствует правильный выбор объекта, образная речь воспитателя. Для этого можно использовать; стихи, загадки, пословицы, которые воспринимаются детьми с большим интересом.                                                                      Большое значение при работе с детьми имеют подвижные игры. Например:  подвижная игра «Раз, два, три… беги», проводиться с детьми при изучении понятий «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «большой – маленький», она развивает мышление, сенсорные способности, двигательную активность, создаёт положительные эмоции у детей.                                                                                             Что бы детям на прогулке было интересно, нужно брать на прогулку игрушки: куклу, мишку, мяч и т. д. Тогда можно использовать такие игровые упражнения: «Принеси такой же предмет», «Поручения», «Угадай по звуку», «Принеси Кати красный цветок», «Чудесный мешочек», Принеси Мишутке один большой и один маленький листок» и т. п.

        Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития является дидактическая игра. Только при определённой системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое "сенсорика" и почему необходимо её развивать"

Что такое «сенсорика» и почему необходимо её развивать. Развитие органов чувств у детей идёт очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является се...

Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или поп...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в младшем возрасте?»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в младшем возрасте?»...

«Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?» 21.09.2022г.

laquo;Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?»...