Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"
консультация (подготовительная группа) на тему

Сеземина Наталья Николаевна

Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_2017.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко».

Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольника».

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева и других ученых.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее. При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует  формированию положительных моральных качеств. Вот почему, определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, важно остановиться на проблеме эколого-эстетического воспитания. Оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей.

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное  и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает  не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание. Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и ее охране. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.

Сознательно организуемое и направляемое педагогом знакомство ребенка с эстетическими ценностями начинается с восприятия предмета, с создания его целостного образа. При этом правильные представления о предметах легче всего формируются в процессе непосредственного чувственного восприятия, как зрительного, так слухового и осязательного. Кроме того, ребенок получает сведения от взрослого, передаваемые словесно: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах…).  Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Воспринимаемое оценивается ребенком, то есть определяется степень значимости этих свойств, красоты предмета. Оценка может выражаться  оценочным суждением «нравиться» , «красиво». В основе его – сравнение воспринятого с ранее оцененными предметами или эталонными образами. Если предмет не оставит ребенка равнодушным, его эмоциональное отношение переходит  в активную деятельность: стремление сохранить понравившееся, умножить красоту, передать ее другим – нарисовать, описать в стихах, сочинить сказку…

Среди задач эстетического воспитания детей на одно из главных мест ученые ставят задачу развития способности эстетического восприятия, являющегося основой эстетических чувств, художественного вкуса, эстетической оценки и эстетического отношения. Дети часто связывают понятия «добро» и «красота» с природой, с бережным отношением к ней.

Познание природы возможно только при непосредственном общении с ней, которое происходит, как правило, на экскурсиях, во время прогулок. Необходимо помочь детям приоткрыть завесу прекрасного, научит видеть красивое, неповторимое в самой маленькой частице природы. И начинать эту работу надо начинать с выделения для наблюдения объектов, которые обладают наибольшей выразительностью, максимально концентрируют  в себе те или иные признаки эстетического совершенства.

Средствами развития эстетических чувств у детей являются и прослушивание музыкальных произведений, посвященных природным явлениям, сезонам, и рассматривание полотен великих художников-пейзажистов, а также знакомство со сказками, стихами, рассказами о природе. Большое значение имеют и наглядные пособия. Нужно научить детей описывать внешний мир, изображенный на картине, вызвать в их сознании ощущение материальных качеств предметов, позволить почувствовать  свет и форму, цвет, пространство, покой и движение, иначе говоря, воспринимать увиденное.

Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между явлениями и предметами позволит именно игра.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека и животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятиях. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель  и как ее участник. Игра требует от  ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения -  ребенок учится играя. Проведение игр в естественных условиях  имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы и людей…Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.

В работе с детьми можно использовать  дидактические игры. Чтобы игра прошла успешно, а цель была достигнута, необходимо, чтобы она сопровождалась большим наглядным красочным материалом, с которым дети будут непосредственно работать, выполняя задание той или иной игры. Большие размеры наглядного материала позволяют хорошо его рассмотреть, реализовать свою игровую задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Консультация "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга,каждая страница, которойполна глубокого содержания.И.В.Гёте...

Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие....

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Консультация "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Консультация "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"...

Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».

Тема доклада:«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».   Подготовила: воспитатель группы «Карапузики»Ферафонтова О.А. г. Долгопрудный29.05.2...

Консультация для родителей «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников" Оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности является дошкольный возраст. В это...