Консультация для родителей "Природа и дети"
консультация на тему

Борисова Ирина Сергеевна

Всё человечество и каждый человек – часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь. Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного детства. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00683270.jpg

Всё человечество и каждый человек – часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь. Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного детства. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей. Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мамы, папы, бабушки и дедушки! Вы – первые проводники детей в природу. Мы взрослые, должны вводить ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрывать перед ним его тайны и законы, воспитывать правильное отношение к природе, потребность в ее познании. На этой основе воспитывается заботливое отношение к окружающей природной среде.

Поэтому очень важно учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, активно приобщая его к этому миру. Эффективным средством приобщения ребёнка к миру природы являются прогулки, во время которых мы можем знакомить его с явлениями живой и неживой природы, рассказывая о жизни и разнообразии растений и животных. Во время прогулок можно собрать природный материал для использования его при изготовлении поделок: из шишек – ёжика или человечка, из веточек – змейки или птички и др. Одно из основных средств познания природы – наблюдение. В каждом городе есть сквер, парк, различные зоны отдыха, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений. Каждое время года по-своему красиво. Весна – время оживления природы. Обратите внимание детей на увеличение светового дня, рост сосулек, капель.

Установите причины этих явлений. Зимой полюбуйтесь красотой ослепительно – белого пейзажа, обратите внимание на деревья в огромных белых шапках, покажите детям разнообразие снежинок в зависимости от погоды: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при похолодании – в виде крупы. Объясните, почему скрипит снег (ломаются снежинки). Можно рассмотреть снежинки в лупу, отметить их разнообразие, зарисовать, вернувшись с прогулки домой. Наблюдая за природой с детьми в летний период, выделите несколько объектов: муравейник, различные виды деревьев, кустарников, цветов, трав. Обратите внимание на красоту летнего пейзажа. Незабываемое ощущение вызывает ходьба по опавшим листьям или «золотой дождь». С большим удовольствием дети «превратятся» в зверей, имитируя их повадки, движения. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки. Важна практическая деятельность детей с любой период времени, обычно она – следствие наблюдений. Совместно с детьми можно: изготовить кормушки для птиц; зарисовать птиц, животных, их следы; выявить свойства различных агрегатных состояний воды; уплотнять снег вокруг деревьев или кустарников;осуществлять зарисовку цветов, листьев, снежинок (на песке, снегу); оформлять альбомы, собирать гербарии, коллекции и т.д. Приобщать ребёнка к природе можно с помощью различных игр с природным содержанием: дидактических, настольно – печатных, словесных, сюжетно – ролевых и т. д. Играть в них можно дома и на природе. Приобрести для ребёнка пушистого забавного друга – мягкую игрушку: котёнка, собачку, зайчонка и т. д. Очень интересным делом для дошкольников является выращивание растений: лука, корнеплодов, картофеля. В любой квартире можно выделить место, где бы ребёнок имел возможность выращивать лук, а в ящике на окне – корнеплоды. Вместе с ребёнком можно выращивать растения из черенков, наблюдать за распусканием почек деревьев и кустов, срезанных в конце зимы и поставленных в воду. С ребенком дома можно вырастить зелень овса, например для подкормки птиц и животных в детском саду, используя для этого любую коробочку. В холодное время года хорошо вместе с ребенком проводить подкормку птиц. Изготовить кормушку нетрудно. Можно сделать ее в виде домика или столика с бортиком, а можно просто повесить молочный пакет, вырезав в нем дверцу. Самое главное – заинтересовать и увлечь подкормкой ребенка. Весной хорошо привлекать ребенка к посадкам цветов во дворе дома. На дачном участке предлагайте ребенку посев цветочных и овощных семян: укропа, петрушки, редиса, гороха, огурцов, лука, чеснока, картофеля. При этом следует научить ребенка не только ухаживать за растениями, но и наблюдать за ними. Расширять круг представлений ребенка о природе, можно используя природоведческую литературу, применяя меткие народные мудрости, приметы, загадки, потешки, сказки, легенды, хороводные песни, заклички, пословицы и поговорки, просматривая вместе с ним телевизионные передачи о природе, посещая выставки и музеи, зоопарк и т.д. Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у детей. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы. Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней. Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми.

Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле. Давайте же будем учить детей приобщаться к волшебному миру природы, т.к. логика природы самая доступная, наглядная и полезная для ребенка.