Консультация для родителей "Стоит ли поощрять увлечение ребенка коллекционированием?"
консультация на тему

Козьякова Маргарита Рафитовна

Ознакомившись с данным материалом, родители смогут решить для себя стоит ли поощрять увлечение ребенка коллекционированием, где хранить детские коллекции и в чем состоит достоинство коллекционирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для родителей48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что лучше коллекционировать ребенку? Как не разориться на детских коллекциях и спасти дом от захламления,  и нужно ли родителям поощрять подобное «собирательство».

Все дети по натуре – коллекционеры. Вспомните: едва научившись ходить, на прогулке ваш малыш увлеченно подбирал с земли каштаны, желуди, камушки, осенние листья и приносил их домой, не позволяя выкинуть, ведь они все такие красивые и такие разные.

Что только не хранится в «закромах» наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое, поддавшись на очередной рекламный трюк производителей товаров

Подрастая, дети слушают книги, смотрят мультфильмы, и практически у каждого малыша есть свои любимцы. Покупая ребенку одежду, посуду, игрушки с изображениями любимых героев, мы тем самым помогаем собирать его первую коллекцию

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Услышав от ребенка о его коллекции, родители часто удивляются: «Когда это ты успел стать коллекционером? Еще вчера вроде бы ничего не собирал?». А именно так все обычно и происходит. Коллекционерами становятся внезапно и вдруг, воспылав любовью к какому-то определенному виду предметов. Как это случается?

 Ребенок видит коллекцию у друга или родственника и решает собирать такую же. Ребенок получает готовую коллекцию в подарок и решает пополнять ее дальше. Ребенок обращает внимание на какие-то красивые мелкие вещицы, подбирает их, носит в карманах, играет с ними, а потом замечает, что их собралось уже довольно много. О, да ведь это уже целая коллекция! И начинается уже целенаправленный поиск новых экземпляров. Так часто бывает с монетками, крышечками от газированных напитков, фантиками от конфет.

Ребенок серьезно увлекается определенной темой – техникой или ботаникой, велоспортом или балетом, роботами или кошками, и попутно начинает собирать фигурки, изображения, книги на интересующую тему.

Ребенок мечтает о чем-то, пока недостижимом, и коллекционирует предметы, изображающие эту мечту. Например, ребенок мечтает завести собаку, но родители не разрешают. И в его игрушках множатся плюшевые, резиновые, деревянные собачки, или заводит специальный альбом, куда вклеивает открытки, фантики, наклейки с изображениями овчарок, болонок, пуделей.

Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима

Во-первых, собирая коллекцию, дети занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

         Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов детей. И если ваши крохи жить не могут без машинок или любят мастерить бумажные модели, попробуйте сделать их увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что начало коллекции могут положить уже имеющиеся  предметы. И вот тому пример.

Осенью можно собрать общую коллекцию из овощей и фруктов, но не обычную, а в виде поделок из них. Собирая эту коллекцию, вы закрепите с ребенком названия овощей и фруктов, названия животных.

Во время прогулок, играя в песочнице, представьте с ребенком, что вы пираты, которые ищут клад. Проводя «раскопки» вместе с ребенком найдите несколько камешков и начните собирать коллекцию камней. Коллекция будет пополняться после прогулок и после выходных, после отдыха на море.

Предложите ребенку ощупать камешки, постучать ими друг о друга или о различные предметы, разложить камни по цвету, размеру, весу; проведите интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.

Коллекционирование ракушек, камешков и т.д. - примеры того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает малыша более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор.

Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого, по возможности, нужно выделить отдельную полку или такую полку специально соорудить для ракушек, камешков и прочих мелких предметов удобны коробки из-под шоколадных конфет и печенья с ячейками. Для этих же целей подойдет любая коробка с крышкой, в которую вы вклеите картонные или поролоновые перегородки. Значки хорошо смотрятся на треугольных вымпелах разных стран. Всевозможные программки, билеты, буклеты, открытки, наклейки, этикетки можно хранить в картонных коробках, папках с файлами, обычном или магнитном фотоальбоме. Можно завести альбом для рисования, на страницы которого наклеить бумажные конвертики и складывать туда этикетки и наклейки. Для мелких предметов, вроде бусин или пуговиц, склейте «комод» из спичечных коробков. Кстати, пуговицы можно хранить, пришивая их на какую-нибудь подходящую вещь, например любимую футболку ребенка, из которой он вырос. Постепенно с вашей помощью малыш может сам научиться это делать. Из конфетных этикеток или шоколадных оберток можно склеить бумажное «одеяло», которое постоянно будет расти, пополняясь все новыми и новыми экспонатами. А еще для хранения детских коллекций можно использовать пластиковые контейнеры из-под продуктов, стеклянные банки от детского питания, кофе, майонезов. Коллекция декоративных предметов – колокольчиков, статуэток, моделей автомобилей – достойна того, чтобы постоянно быть на виду. Отведите для нее открытую или застекленную полку в шкафу и разрешите ребенку самому расставить все предметы так, как ему нравится. Но, разумеется, и вытирать пыль со своих сокровищ юный коллекционер будет сам.

Если же вы с ребенком коллекционируете пазлы или настольные игры, для них можно отвести полку или шкаф, желательно не на антресолях, чтобы ребенок без труда мог доставать их самостоятельно, если ему захочется поиграть.

А как быть, если ребенок ничем не увлекается и не хочет ничего собирать? Стоит ли навязывать ему хобби? Пытаться заинтересовать? Коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Безусловно, навязывать ребенку ничего не нужно. Но все мы знаем, что чужой пример заразителен. И если вы вдруг обнаружили, что в доме завелась небольшая коллекция смешных пуговиц или интересных магнитиков, чайных ложечек или заграничных монеток, и если вы в душе коллекционер, то попробуйте между делом привлечь ребенка к совместному пополнению новой коллекции. Немного любопытства и азарта еще никому не вредило.

Почему-то принято считать, что коллекция – это нечто красивое и совершенно бесполезное. Между тем коллекционировать можно все, что угодно, в том числе и практичные, часто используемые вещи.

Коллекция кулинарных книг, зажигалок или консервных ножей, энциклопедий и словарей, красивых чашек и коробочек с разными сортами чая – что только не собирают люди! И ребенку есть с кого брать пример: ведь если присмотреться, у каждого члена семьи есть своя маленькая коллекция. Даже у бабушки, человека рационального и прагматичного, вон какая большая коллекция пряжи, сто тысяч клубочков всех оттенков. Мама любит наряжаться – и коллекционирует шарфики. А у папы отличная коллекция рыболовных воблеров, которой каждый рыбак позавидует.

И даже если коллекция не приносит видимой пользы, она делает доброе дело уже самим своим наличием: поднимает настроение и дарит положительные эмоции при находке новых ценных экземпляров. А потому не стоит насмехаться над ребенком и говорить, что он занимается ерундой. Коллекционирование – на редкость полезное хобби!

Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства. А помимо этого:

1.Тренирует память. Помогает ребенку запомнить все экземпляры своей коллекции, не путаться с тем, каких предметов не хватает, какие имеются дубли для обмена, – нужно многое держать в голове!

2. Развивает аккуратность. Коллекция – это, по сути, набор предметов, которые нужно где-то хранить, содержать в чистоте, протирать от пыли. Ребенок учится бережно обращаться с вещами, поддерживать чистоту.

3. Прививает навыки систематизации. Любая коллекция требует порядка: конечно, можно хранить марки, монетки, билетики, крышечки в общей коробке или папке, но гораздо приятнее и разумнее рассортировать их по темам, номиналу, стране и году выпуска. Так будет приятнее любоваться имеющимися экземплярами и видеть, чего не хватает для полного счастья.

 4. Расширяет кругозор. Любая коллекция может очень много рассказать, нужно только уметь слушать. Что за редкий цветок или полосатая кошка изображены на марке? Что за растение нарисовано на гербе монетки той или иной страны? Из какого города прислали открытку? Как называется новая машинка в коллекции и чем она знаменита?

5. Развивает внимательность. Коллекция – это постоянное сканирование окружающей реальности в поисках новых экземпляров. Нет ничего интереснее, чем изучать прилавок кондитерского магазина, вспоминая, какого конфетного фантика еще нет в коллекции, или с азартом разыскивать новую фигурку кошки в свое собрание фигурок.

 6. Сближает всю семью. Когда ребенок собирает что-то увлеченно и всерьез, то рано или поздно вся семья с увлечением начинает ему помогать, то и дело, принося новые экземпляры и помогая хранить и упорядочивать уже имеющиеся.

И если ребенок бежит к вам с горящими глазами, протягивая новый раздобытый фантик, магнитик или пробочку, значит, вы все делаете правильно: вам доверяют, с вами делятся радостью, вы для ребенка – хороший друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как родителям относиться к увлечению ребенка коллекционированием.

Советы родителям маленьких коллекционеров....

Консультация для педагогов "Обучение с увлечением"

В публикации представлены дидактические игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Как поощрять ребенка"

Поощрение, как и наказание, надо использовать правильно, а главное знать меру. Поощрение - это искусство воспитания. Оно может быть как "полезным" , еак и "вредным". Овладеть ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Увлечение ребенка может в будущем стать его профессией» советы родителям детей дошкольного возраста

Советы родителям детей дошкольного возраста обращать внимание на увлечения ребенка, чтобы развивать его способности....

консультация для родителей "Искусство поощрять и наказывать"

Наказание и поощрение – это два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?...

КАК ПООЩРИТЬ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА К ТОМУ, ЧТОБЫ ОН ПОПРОБОВАЛ НОВЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ?

КАК ПООЩРИТЬ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА К ТОМУ, ЧТОБЫ ОН ПОПРОБОВАЛ НОВЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ? На данный вопрос в своем интервью для Autism Speaks ответила Эмили Кушнер, доктор наук, клинический психолог в де...