Как важна игровая деятельность для ребенка дошкольного возраста
консультация на тему

Баженова Дарья Владимировна

Психологами доказано, что игровая деятельность занимает очень важное место в жизни ребенка и является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники легко воспринимают и познают окружающий их мир, перерабатывают получаемую информацию, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, в непринужденной обстановке получают информацию о семейных и профессиональных ролях, адаптируются в социуме. Знакомство с окружающим миром у детей начинается с освоения разнообразных игрушек, которые могут издавать звуки, иметь разные формы, состояния и цвета. Играя, дети дошкольного возраста, развивают речевые, физические и умственные навыки. К играм ребенка нужно приучать с первых месяцев жизни: начиная с примитивных и заканчивая теми, которые предусматривают собственное мышление малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_igr.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Существует несколько видов игровой деятельности детей дошкольного возраста:

Дидактические игры

Благодаря дидактическим играм дети, играя, не замечают что обучаются, все происходит в игровой форме. Игры могут быть словесными, с предметами или настольные. Правила являются главным составляющим таких игр, выполняя которые дети организуют процесс работы. Большое значение имеет то, чтобы малыши радовались полученному результату.

        Эти игры создают взрослые в учебных целях, организуя обучения на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает. Но и обобщает и закрепляет знания, развивает познавательные способности, усваивает рациональные средства и способы умственной деятельности.

        Дидактическая игра – система воздействий, направленная на формирование у ребенка потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, совершенствование познавательных умений и навыков. Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию, действовать по ее законам, е.е. оно соответствует возрастным особенностям дошкольника. Непременным условием решения дидактической задачи является соблюдение правил. Игра происходит при условии, что правила есть и внутренним результатом детской деятельности. А не только внешние требования взрослого. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой правила могут не быть осознанными, в дидактической они всегда осознаны. Соблюдение правил обеспечивает коллективная организация деятельности, при которой игроки согласовывают свои действия и контролируют выполнение правил сверстниками; передача старшими детьми своего игрового опыта младшим. Правила направляют игру, объединяют дидактическое и игровое задание,  определяют последовательность игровых действий, повышают интерес игры, позволяют взрослому косвенно управлять ею, регулируя взаимоотношения детей и, формируют межличностные отношения. Без них игра развивалась бы стихийно, а дидактическую задачу невозможно было бы решить. Дети подчиняются правилам, состоящие из одного-двух общих для всех элементов. В дальнейшем дошкольники выполняют сложные правила, самостоятельно придумывают новые, благодаря этому в игровых действиях реализуются игровые и дидактические задачи. Игра является одновременно видом игровой деятельности и формой организации взаимодействия взрослого с ребенком, что приводит ее своеобразие.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Для того чтобы развивалась детская моторика были придуманы простейшие и увлекательные пальчиковые игры. Пальчиковые игры очень нравятся детям дошкольного возраста.

Игры эти очень эмоциональные, увлекательные для детей, а так же исключительно полезны для их общего развития. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказать» целые истории! Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Помогают в игре формировать элементарные математические представления. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запомнить многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Подвижные игры

        У малышей энергия бьет ключом, поэтому самые любимые игры детей – подвижные игры. Основными элементами таких игр является бег, прыжки, подскоки и для их проведения необходим инвентарь: мячи. Скакалки, кегли и т.п.

        Игры по правилам – это игры, протекающие по заранее созданным правилам, соблюдение которых обязательно для их участников, основное участие детей в таких играх происходит под опекой взрослых, со временем они начинаю играть самостоятельно, иногда даже создают их. Структурными элементами подвижных игр являются игровые действия, правила и материал, нередко роль и сюжет правил в них сформированы до начала игры, открыты для ребенка. Соблюдая правила, связано развитие в правильности движений, когда нужно сдержать непосредственное побуждение (не бежать от «котика» до определенного сигнала), затормозить действия («День и ночь») или изменить их по сигналу ведущего («Море волнуется»). Подвижные игры, прежде всего, направлены на развитие основных движений и формирования двигательных качеств, влияют они и на психическое развитие (морально-волевую сферу) ребенка. В коллективных играх развивается становления организационных и коммуникативных умений ребенка. В играх-соревнованиях, играх-эстафетах дошкольник учится достигать цели, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия так он проверяет свои возможности, гордиться достигнутыми результатами, учится помогать и радоваться успеху товарища, сопереживать.

Развивающие игры

Для развития у дошкольников мышления, воображения, творческих способностей, существует огромное количество развивающих игр, которые являются неотъемлемой частью на занятиях. Важная особенность состоит в том, что мышление не надо заставлять заниматься, они, видя яркие пособия, сами с удовольствием втягиваются в игру.

        Строительные игры – разновидность творческой игры, в которых дети отражают окружающий предметный мир, самостоятельно возводя строения и обыгрывая их. Участие в этих играх помогает детям понять мир созданных человеком сооружений и механизмов. Предпосылки их возникновения те же, что и сюжетно-ролевых игр. Оба вида игры тесны и взаимосвязаны: необходимость в сооружениях может возникнуть при сюжетно-ролевой игре, сюжетно-ролевая игра часто стимулирует строительную (сначала дети построили корабль, потом начали играть в моряков). В ролевой игре моделируются взаимоотношения между людьми, в строительной – создание архитектурных сооружений.

        В каждой строительной игре содержится интеллектуальная задача: «Как построить?» и ребенок начинает понимать, что не обладает необходимыми умениями. Тогда возникает стремление научиться строить, производить что-то новое. В строительной игре дети получают реальный результат – сооружения. Это объединяет игры с продуктивными видами деятельности (конструирование, рисование) и одновременно отличает их от сюжетно-ролевой игры. Расширение представлений детей об окружающем мире, приобретение коммуникативных умений и технических «строительных» навыков, предопределяет возникновение коллективных строительных игр. Строительные игры, как и сюжетно-ролевые, отражают профессиональную деятельность взрослых. Во время их освоения дети проявляют творчество, учатся преобразовывать действительность, как и в трудовой деятельности.

Сюжетно-ролевые игры

        Интересным и увлекательным видом игровой деятельности детей дошкольного возраста являются сюжетно-ролевые игры. Для того чтобы игра была яркой и запоминающейся взрослому желательно подготовить необходимые атрибуты, продумать сценарий. Проигрывая свои роли, дети проявляют такие качества как: самостоятельность, активность, увлеченность, творческий подход к ситуации. Ролевая игра имеет большое значение для развития воображения, которая развивается, когда ребенок учится замещать предметы другими предметами, игровые действия, они постепенно отождествляют предметы и действия с ними, создают в своем воображении новые ситуации, берут на себя разные роли. В таких играх дети не просто копируют отдельные аспекты жизни взрослых, но и творчески осмысливают, воспроизводят их, выполняя определенные роли и игровые действия. Элементарные формы ролевой игры могут проявляться без руководства взрослого, на основе подражания.

        Игра-драматизация – изображение, разыгрывание в лицах литературных произведений с сохранением последовательности эпизодов, с сюжетами хорошо известных им сказок, рассказов, театральных представлений. Такие игры основаны на собственных действиях исполнителей ролей. При этом могут быть использованы и куклы (бибабо, куклы одетые на палец, шапочки, маски). Ребенок в таком случае играет сам, используя собственные выразительные средства – интонацию, мимику, пантомиму. Он перевоплощается, входит в образ живет его жизнью. В процессе театральных игр дети, как правило, понимают, что и кого, они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как нужно это делать. Поэтому их интонации бывают маловыразительными, движения – однотипные. В связи с этим дети переживают неудовлетворенность своими действиями, теряют иногда интерес к играм-драматизации. Для предотвращения этого взрослый должен показать детям выразительные средства в исполнительной деятельности, которые стимулировали бы их творческие поиски.

        Итак, театрализованная и сюжетно-ролевая игра способствует: усвоению и закреплению детьми учебного материала; развитию речи и мелкой моторики; формированию коммуникативных навыков; развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей; формированию умения взаимодействовать с окружающими; становлению чувственно-эмоциональной сферы; появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге; воспитанию эстетического вкуса; развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Играйте на здоровье!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста".

В статье представлен материал, способствующий формированию здорвого образа жизни у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста"

Консультация была организована с целью ознакомления родителей о развивающем воздействии пальчиковой гимнастики...

Статья. Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.

Принципы,на которых основан здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста"

Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста...

Хореография как важная составляющая творческого развития ребенка дошкольного возраста

Среди множества форм творческого развития детей дошкольного возраста можно выделить хореографию, так как она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетическ...

Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.

laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...