Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Экспериментирование детей в семье"
опыты и эксперименты (средняя группа)

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Раскрыть роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника. Мозговой штурм. Презентация "Экспериментальная деятельность детей в средней группе". Мастер-класс "Экспериментируем с детьми".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Конспект

 родительского собрания

по экспериментально-исследовательской

деятельности детей

Тема: «Экспериментирование детей в семье»

(средняя группа).

Подготовила:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Мусонова О.В.

2016 год

Содержание:

  1. Введение.
  2. Сценка «Почемучка».
  3. Обсуждение педагогической ситуации «Родители и дети».
  4. Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника.
  5. Мозговой штурм.
  6. Презентация «Экспериментальная деятельность детей в средней группе».
  7. Работа с таблицей «Опыты с детьми 4 – 5 лет».
  8. Мастер – класс.

Цель:

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

  • Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребёнком-дошкольником.
  • Совершенствовать умение общаться с детьми.

Предварительная работа:

1.Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».

2.В ходе совместной деятельности с детьми изготовить приглашения для родителей.

3.Оформить консультацию для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».

4. Разучивание сценки «Почемучка».

Материал и оборудование:

Презентация, шаблоны бумажных цветов, ножницы, карандаши, тарелки с водой; бутылки с минеральной водой, виноградинки, прозрачные стаканы; вода в стаканчике, стаканчик пустой, соломинка для коктейля; тарелка с молоком, бутылочки с пищевым красителем, пипетки, ватные палочки, жидкость для мытья посуды; альбомные листы, ручки; памятки.

Ход собрания:

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу.

Демонстрация сценки «Почемучка»

Ведущий:

Сын пришёл к отцу с вопросом.

Сын: (ребёнок)

Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?

Отец:

Да отстань же ты, отстань же,
С почемучканьем своим.

Сын:

Папа!

Ведущий:

Сын вернулся вскоре …

Сын:

А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?

Отец:

После, некогда, отстань!

Ведущий:

Снова сын пришел к папаше …

Сын:

Где луна бывает днём?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий:

А в ответ сверкнула вспышка:

Отец:

У меня свои дела!

Ведущий:

И, вздохнув побрёл сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже

Беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:

Отец:

Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чём причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?

Ведущий:

В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

Ведущий:

        Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе.

        Прогресс  развития человечества не стоит на месте и в связи с этим с каждым годом к нашим деткам предъявляются всё новые и новые требования к  полученным ими знаниями. Поэтому гораздо важнее получить любознательного ребёнка-первооткрывателя, исследователя того мира, который его окружает. А средством познания дошкольником окружающего мира является - экспериментальная деятельность.

        И я бы хотела спросить вас, родители, что  такое экспериментирование?

(родители высказывают свои предположения)

        Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.

         Кто может сказать, какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?

(ответы родителей)

        Вы правильно сказали, что экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Перед ним стоит определённая познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Также, экспериментирование способствует развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой моторики, воображения.

Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника

         Дошкольники - прирождённые исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 

         Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребёнок и эксперимент - понятия далёкие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу - мама подойдёт, засмеюсь - засмеётся и она.

         Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы: рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребёнка. А ведь всё это значит, что ребёнок растёт и познаёт окружающий мир.

        Мышление, память ребёнка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.

         Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

         Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДУ заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:

  • мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
  • воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли пёрышко, если на него подуть?)
  • внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
  • речь;
  • мышление (вода на морозе превращается в лёд, значит, лёд в тепле растает).

         Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).

         Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивится, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева - нет. И здесь очень важна реакция взрослых, проявленный интерес взрослого, похвала, поощрение ребёнка.

         Взрослый и ребёнок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

        Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребёнок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? Как? Откуда? Как устроен мир?), почувствовать себя учёным, первооткрывателем.

        В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.

        В этом должны помогать и вы, уважаемые родители.

        В нашей группе оборудован уголок опытно - экспериментальной деятельности. Он состоит из мини – лаборатории, а заведует этой лабораторией мудрая тётушка Сова, которая очень много знает и своим опытом делится с детьми.

        В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых, дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

  • Специальная посуда;
  • Природный материал;
  • Утилизированный материал;
  • Приборы – помощники;
  • Медицинский материал;
  • Технический материал;
  • Коллекции: семян, камней, ракушек, пуговиц, бумаги, ткани и т.д.

         При проведении экспериментально-исследовательской деятельности обязательно соблюдаются правила безопасности.

         Уважаемые родители, какие правила безопасности необходимо учитывать проводя эксперимент?

(ответы родителей)

          При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:

1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.

2. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным. Чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.

3.Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям.

5. При переноске животного из одного места в другое, необходимо дать ему время освоиться на новом месте.

6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.

7. От взрослого требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-либо опасности принять удар на себя и защитить детей.

8. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

        Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях.

         Первая подгруппа расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой, а третья - «Я - человек».

(родители совещаются и отвечают)

Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов, но более подробно мы рассмотрим и разберём в представленной презентации «Экспериментальная деятельность детей в средней группе».

Средняя группа

Живая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской 

деятельности

Материал и

оборудование

Семена растений.

Хитрые семена.

Познакомить со способами проращивания семян. Упражнять в навыках посадки.

Семена бобов, кабачков, земля, контейнеры, салфетка из марли.

Растения.

Что любят растения?

Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

Растения.

Что любят растения?

Выявить значение влаги для роста и жизни растений.

Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

Растения.

Где прячутся детки?

Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Почва, лист, отросток растения.

Мех.

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

Гнездо птиц (на дереве).

Из чего птицы строят гнёзда?

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

 

Неживая природа

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

Вода.

Окрашивание воды.

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель, ёмкость, палочки для размешивания.

Вода.

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твёрдым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лёд (замерзает на холоде, принимает форму ёмкости, в которой находится).

Ёмкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, верёвочки.

Снег.

Возьмём с собой снеговика.

Формировать у детей представление о том, что снег и лёд в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из сосульки, ёмкость.

Воздух.

Воздух повсюду.

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Воздух.

Воздух работает.

Дать представление о том, что воздух может двигать предметами (парусные суда, воздушные шары и т.д.). 

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Песок.

Песочная страна.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Песок, глина.

Где вода? 

Выявить, что песок и глина по  - разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

 

Физические явления

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и

оборудование

Цвет.

Разноцветные шарики.

Получить  путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Палитра,  гуашевые краски: синяя, красная, белая, жёлтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4-5 шариков на каждого ребёнка), фланелеграф, модели -цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Магнит.

Ловись, рыбка, и мала, и велика.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Свет.

Солнечные зайчики.

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Зеркала.

  

Человек

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

Орган обоняния.

«Умный» нос.

Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы, показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Различные цветы, продукты с характерным запахом, ёмкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

Орган осязания.

Отгадай на вкус.

Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, солёный вкус).

Орган слуха.

Значение расположения ушей.

Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

 Рукотворный мир 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и

оборудование

Стекло.

Необычные кораблики.

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Вода, две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Резина.

Узнай всё о себе, шарик.

Познакомить с резиной, её качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.

Металл.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, ёмкости с водой.

МАСТЕР-КЛАСС

        Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребёнок экспериментировал?

(ответы родителей)

         Вы правильно подметили, что родителям  необходимо:

  • Во-первых, самим быть любознательными.
  • Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребёнок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
  • В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
  • В-четвертых, не ругать ребёнка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
  • В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребёнка.

        А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.

(Родители по подгруппам выполняют задание)

        Вот мы с вами сейчас тоже поэкспериментируем.

Опыт № 1

        Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

        Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт № 2

        Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё сразу же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

        У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться в воду, мускулы сжимаются и сдавливают  пузырь, объём уменьшается, рыба опускается вниз. А если надо подняться на поверхность - мускулы расслабляются, пузырь наполняется воздухом и рыба всплывает.

Опыт № 3

        Налейте немного молока в тарелку. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь возьмите ватную палочку, окуните её в моющее средство и прикоснитесь ею в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдёт. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

        И молоко, и моющее средство состоят из частичек. При прикосновении таких разных частичек происходит процесс, при котором частички молока начинают двигаться и вместе с собой приводят в движение наши краски. И поэтому получается такая радуга.

Опыт №4

        Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.

        Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

        По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

        Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения,  поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

        С этой целью хочу я предлагаю Вам памятки по развитию любознательности у детей.

        Своё выступление хочется закончить китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл. То, что я делал, я знаю!»

Спасибо за внимание!

Литература:

 1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

2.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: - Волгоград: Учитель, 2011.

3.Гризик Т.И. Познаю мир. – М.: Просвещение, 2000.

4.Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания по духовно-нравственному воспитанию детей. Тема: "Традиции моей семьи"

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая включает в себя уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и л...

Конспект родительского собрания по духовно-нравственному воспитанию детей. Тема: "Традиции моей семьи"

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая включает в себя уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и л...

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе. Тема: «Экспериментирование»

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.Тема: «Экспериментирование»...

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.

Цель родительского собрания по данной тематике. Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами....

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.

Цель:Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.Задачи:-Расширить знания родителей о значении экспериментиров...

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.

Родительское собрание в средней группе на тему "«Экспериментирование детей в семье» Цель: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериме...