Семинар-практикум для родителей "Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях" на тему "Возможности аппликации, лепки, рисования и их натрадиционных видов для развития дошкольников"
методическая разработка на тему

Зайнуллина Светлана Юрьевна

Возможности аппликации, лепки, рисования и их натрадиционных видов для развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ КУСОЧКОВ РВАНОЙ БУМАГИ

Техника изготовления аппликации из рваной бумаги очень нравится детям. Обычно ничего не разрешают рвать, а тут наоборот, дают волю!  Разрешают что-то рвать, ещё и на малюсенькие кусочки. Вот сегодня мы и займёмся этим занимательным и трудоёмким занятием. Для изготовления рваной аппликации нам понадобится:

1. Картон — основа

2. Цветная бумага

3. Клей ПВА

4. Кисточка для клея

Летнее «Чудо — дерево» 

Берём цветную бумагу коричневого цвета. Руками, без помощи ножниц, начинаем отрывать полоску шириной примерно 2 см. Также обрываем и другой край. В результате должна получиться полоска шириной 1,5 — 2 см, с неровными краями с обеих сторон. Обрывать нужно аккуратно, чтобы не было резких углов и перепадов по ширине. Мы сделали ствол дерева.

Аппликация из кусочков рваной бумаги

Теперь берём картон – основу и наклеиваем ствол по центру листа.

Аппликация из кусочков рваной бумаги

Так как дерево у нас летнее, значит, листья должны быть зелёные. Выбираем цветную бумагу разных оттенков зелёного цвета.  Рвём бумагу на маленькие кусочки. Получились у нас листочки.

Аппликация из кусочков рваной бумаги

Приклеиваем их вокруг ствола дерева. Чередуем оттенки между собой.

Аппликация из кусочков рваной бумаги

Теперь отрываем полоску зелёной бумаги и приклеиваем её внизу. Это наша травка. Вот такое дерево получается!

Аппликация из кусочков рваной бумаги

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Из солёного теста с детьми можно лепить:

Насекомых (бабочки, стрекозы, пчёлы, божьи коровки, пауки, 

гусениц и др.)

Цветы (ромашки, лютики, незабудки, цветы шиповника, розы и др.).

Ягоды (чёрная и красная смородина, виноград, малина, 

шиповник и др.)

Фрукты (яблоки, груши, виноград, апельсины, лимоны и др.).

Овощи (помидоры, огурцы, морковь, картофель, редис и др.)

Различные хлебобулочные изделия (сушки, булочки, рогалики, 

крендельки и т.д.)

Атрибуты для сюжетно - ролевых игр (накормим обедом: 

рыба, яичница, колбаса, бутерброды и т.д.).

Корзины, вазы, подставки под пасхальные яйца, 

венки, подсвечники, рамки для фотографий.

Подводный мир (рыбы, водоросли и др.)

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Лепить из соленого теста очень нравиться детям. Сегодня мы с вами будем делать коллективную работу «Рыбки в аквариуме» из соленого теста. Раскатываем тесто. По шаблону вырезаем рыбку стекой. Вот и получились рыбки. Теперь украсим наши рыбки, тем что у нас есть на кухне. Это рис, гречка, горох.

Рисование

Рисование  - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование  пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Существуют  очень много нетрадиционных способов рисования.

- тычок жесткой полусухой кистью;

- печать разными предметами;

- восковые мелки+акварель;

- рисунки из ладошек;

- рисование пальчиками;

- рисование ватными палочками;

 А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники.

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование манкой  и многое другое.

А сейчас мы с вами попробуем одну из этих техник – рисование манкой, будем рисовать бабочку. Берем манку, насыпаем небольшое количество манки и распределяем по поверхности. Какая манка на ощупь? (нежная, мягкая, теплая, приятная). Ставим два указательных пальчика и вместе водим полукруг, маленький и по больше и соединив их продолжаем вводить пальчики вверх и делаем усики. Теперь можно делать пальчиками узоры на бабочках. Вот и получилась у нас бабочка. Налетел ветер и бабочка у нас улетела.

Ставим кулачки на манку и оставляем след. На что похож наш след? (кружок). А теперь сделаем лучики и получиться у нас солнышко.

И так продолжаем рассказывать любую придуманную историю или сказку и рисовать манкой.

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших  психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того  чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Играть с пальчиками рук можно  дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...

семинар-практикум для родителей "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей"

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца...

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)

Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...

семинар - практикум для родителей " Развиваем мелкую моторику"

"Истоки способностей и дарования находятся на кончиках пальцев",- писал В.Ф.Сухомлинский. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ве...

Семинар - практикум для родителей "Роль мелкой моторики в развитии ребенка"

           В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии то...

Семинар-практикум для родителей "Развиваем мелкую моторику руки ребёнка"

Семинар-практикум "Развиваем мелкую моторику руки ребёнка."...

Семинар-практикум для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»

Семинар-практикум  «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»...