Консультация для родителей «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».
консультация (старшая группа) на тему
Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования реализует позволяет:
- Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
- Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
- Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
- Создавать единый союз между ДОУ и семьей в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей;
- Интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».
«… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится»
(В. В. Зеньковский).
Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственности поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию
российского народа. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно
осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. ДОУ на современном этапе активно
решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в е. становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому,
актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание
на социокультурном опыте» («Социокультурные истоки») для дошкольного образования, способствующая возрождению многовековых традиций России. Программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей.
Содержание программы составляют ценности культуры:
мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам
лучше понять и принять ценности родной культуры. Программа успешно реализуется во многих регионах России Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования реализует позволяет:
- Создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
- Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
- Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
- Создавать единый союз между ДОУ и семьей в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей;
- Интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия;
Воспитательно-образовательная программа «Социокультурные истоки» с детьми и родителями реализуется педагогами ДОУв свободное от занятий время в течение всего учебного года. Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:
- В старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);
В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Работа осуществляется через разные виды деятельности: беседы, игры (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т.д), художественное чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность. Большинство занятий (итоговых мероприятий) носит интегративный характер.
Вся деятельность по программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, то есть происходит обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи. Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию), которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе.
Содержание программы «Социокультурные истоки» и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются постепенно.
Существенной особенностью программы ««Социокультурные истоки» является тесное взаимодействие педагогов с родителями, семьей, а именно непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий (мероприятий). Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволит взрослым приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
- Старший возраст: тема «Радость послушания». Дети сидят полукругом, и перечисляют правила послушания, кладя свою ладонь на колено другом ребенку (можно использовать платочек).
Центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классический или житийной литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания к ним. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиций народа, т.е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Фольклорные произведения возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память.
В конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения. Это не случайные произведения. Их цель – помочь детям и взрослым глубже осмыслить традиционные ценности родного народа, расширить и обогатить познания и чувства, используя ресурс семьи.
- Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных ценностей;
- Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
- Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
- Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе.
Таким образом, программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование активных форм обучения в рамках программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"
Консультация была зачитана педагогам на педагогическом совете с целью ознакомления с основными формами обучения на занятиях по истоковедению....
Отчет о работе с родителями по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».
Краткий отчёт о моей работе за год по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"....
Организация и проведение активных занятий с родителями по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"
Опыт работы с родителями с использованием технологии "Активные занятия" по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"...
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...
Консультация для родителей «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»
laquo;… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится...
Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...
Консультация для педагогов " О программе "Истоки". Воспитание на социокультурном опыте."
Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно- нравственным ценностям....