Консультация для родителей " Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС."
консультация (подготовительная группа) на тему

Панова Татьяна Николаевна

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму. Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_fgos.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС.

В 2013/14 году все дошкольные учреждения перешли на работу по новым стандартам (ФГОС). Причиной подобного шага стал Приказ Минобразования и науки РФ (№ 1155, 2013 год) о необходимости внесения корректировок в работу ДО в области познавательно-речевого развития детей.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму. Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.

Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС ведется в нескольких направлениях:

-Обогащение познавательной сферы дошкольников нужной информацией с помощью занятий, наблюдений, экспериментальной деятельности;

-Наполнение эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными людьми;

-Систематизация сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве материального мира;

-Воспитание бережного отношения к природе, закрепление положительных эмоций;

-Создание условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;

-Поддержка формирования познавательных процессов у детей.

Благодаря речевому развитию происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка.

Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Основной задачей дошкольного воспитания (ФГОС) является:

Формирование не только правильного разговора, но и мышления ребенка.

ФГОС предполагает деление познавательно-речевого развития на две отдельные области. Под познавательным развитием подразумевается формирование любознательности, развитие интереса, активности в обучении у дошкольников. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) предполагает владение устным русским языком, ориентирование в ходе общения на собеседника, умение отбирать разные формы и воспринимать содержание беседы.

Задачи познавательного развития

- Формирование сознания дошкольника, развитие первоначальных представлений об иных людях, о себе, о разных объектах вокруг, отношениях.

-Развитие первоначальных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, ритме, звучании, материале, части, количестве, целом, времени, покое, пространстве, движении, следствиях, причинах).

Познавательное развитие дошкольников по ФГОС помогает формировать у детей любовь к своей Отчизне, представление о культурных ценностях народа, традициях, а также о национальных праздниках, многообразии народов и стран, помогает совершенствовать представление о планете Земля, природных процессах, явлениях.

В возрасте шести лет ребенок уже имеет накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, важно своевременно его пополнять. Постоянное речевое развитие дошкольников по ФГОС в этом возрасте дает возможность переходить к элементарному знакомству с такими понятиями, как «символ», «время», «знак». Они будут очень важными при дальнейшей подготовке к школе.  Основная задача – заинтересовать ребенка. Например, для формирования определенных символов дети работают с глобусом, знаками дорожного движения, месяцами, климатическими зонами, значками групп. Серьезной темой считается в этом возрасте «Время». Пока ребенок не имеет представления о том, что означает данный термин. Он слабо ориентируется, какой сегодня день, а также когда произошло то или иное событие. Важно ему правильно и доходчиво объяснять, что такое завтра, сегодня и вчера. Речевое развитие дошкольников по ФГОС направлено на составление рассказов о времени, календаре. В результате у дошкольников углубляются и расширяются представления о неживой, живой природе, взаимосвязи между ними. Важно, чтобы взрослые помогали своим детям, направляли их в сложном процессе познания, вместе устанавливали причинно-следственные связи, способствовали положительному отношению к окружающему миру. Важный момент, влияющий на формирование познавательных особенностей ребенка, – присутствие мотивации. Развитие у дошкольника способности изучать напрямую зависит от способности быстро усваивать получаемую информацию. В этом и состоит познавательно-речевое развитие дошкольников по ФГОС.

Речь ребенка в дошкольном возрасте развивается очень быстро - для шестилетнего нормальным считается «банк» из 4000 слов. В подготовительной группе используют обучающие методики, соответствующие ФГОС, помогающие готовить детей к школе. От уровня подготовки дошкольников будет зависеть успешность при дальнейшем обучении в школе. 

 Дидактические игры, направленные на речевое развитие.

Чудесный мешочек

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает педагог: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.». Ребенок вынимает другой предмет, называет его и описывает его по образцу педагога.

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки.  Педагог сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Затем, ребенок описывает игрушку, а дети называют ее.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака, затем  3-4.

Назови как можно больше предметов

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Педагог предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только круглые, деревянные, красные предметы и т. д.)

 «Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход. Ребёнок вместе с педагогом произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит произнести гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Ход.

Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

Ход.

Садовник описывает цветок, дети называют его название.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

  «Расскажи сказку»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Коврограф и атрибуты к сказке

   «Разбуди котенка»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход

Дети надевают шапочки животных, засыпают, водящий будет их по очереди со словами: «Я разбудил волчонка, лисенка, котенка и т. д. меняется водящий, когда всех разбудит.  

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход.

Буратино - путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада, уголке группы или на улице он побывал.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи.  Развивать у детей умение понимать предлоги и наречия, имеющие пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).

Материал. Мелкие игрушки.

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и т.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия. 

«Что вокруг тебя?»

Цель: Учить детей объединять предметы по определенным признакам,

развивать внимание и память.

Материал.

Предметные картинки животных, растений, мебели, бытовой техники.

Ход

Дети выполняют задания:

- назови животных, растения, инструменты и т. д.;

- назови предметы, которые могут быть в лесу, в городе, дома;

- найди и назови предметы, которых не может быть в лесу, в городе и т. д.;

«Запомни и назови!»

Цель: Развивать зрительную память, внимание.

Материал.

Простые слова  в два ряда печатными буквами.

Ход

Детям предлагают задание

-запомни слова в верхнем ряду, а потом закрой глаза и постарайся вспомнить

и назвать все слова. Повтори задание.

-запомни слова в среднем столбике, а потом закрой глаза и постарайся

вспомнить и назвать все слова. Повтори задание.

-запомни слова на странице, а потом закрой глаза и постарайся вспомнить

и назвать все слова;

- назови все слова, кроме животных и т. д.;

- назови новые для тебя слова;

-назови знакомые тебе слова.

«Тихо – громко!»

Цель: развивать интонацию и высоту голоса

Ход

Детям предлагают выполнить задание

- произнеси слова тихо;

- произнеси слова громко;

- представь, что ты - мышка, и скажи её голосом;

- представь, что ты - медведь, и скажи его голосом;

- произнеси одно слово тихо, а другое - громко;

- скажи с удивлением, с радостью и т. д.

 «Один – много» 

Цель: учить использовать в речи слова в единственном и во множественном числе.

Ход

Ребенку предлагают изменить слово так, чтобы вместо одного предмета

появилось много таких предметов (салат - салаты, помидор - помидоры).

И другое задание наоборот: «измени слово так , чтобы вместо многих предметов появился один предмет» (салаты – салат, помидоры - помидор ) .

«Назови, кого не стало»

Цель: Развивать зрительную память, внимание, мышление, умение использовать в речи слова в родительном падеже.

Материал.

Игрушки с изображением животных на столе.

Ход

Ребенку предлагают закрыть глаза, в это время убирают со стола одну игрушку и предлагают назвать  « Кого (чего) не стало? ».

«Закончи предложения»

 Цель: учить использовать в речи слова в дательном, винительном, творительном, предложном падеже.

 Материал.

Предметные картинки.

Ход

Ребенку предлагают составить предложение с изображением на картинке.

« Рад кому? чему? », « Иду к кому? чему? ».

-закончи предложения, используя названия предметов, изображенных

на картинках. « Вижу кого? что? », « Люблю кого? что? », « Смотрю на кого? на что? ».

- « Любуюсь кем? чем? », « Лечу над кем, над чем? ».

- «Думаю о ком? о чем? ».

«Назови ласково»

Цель:

Учить детей изменять слова с помощью суффикса.

Лес – лесочек; совок – совочек; дом – домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья ...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей на тему:«Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников  в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»...

Консультация для воспитателей на тему : " Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

quot; Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...