Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников
консультация на тему

Консультация для родителей на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_kgn.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников».

Родителям необходимо помнить, что существует определенная последовательность обучения детей культурно-гигиеническим навыкам.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умения:

- мыть лицо, уши, руки;

- закатывать рукава;

- смачивать руки водой;

- брать мыло из мыльницы, намыливать руки до появления пены;

- смывать мыло;

- насухо вытирать руки, аккуратно складывать полотенце и вешать в свою ячейку;

- пользоваться расческой;

- чистить зубы (необходимо помнить, что самый простой способ приучить ребенка чистить зубы – сделать этот процесс увлекательным; ребенок не должен воспринимать чистку зубов как тяжелую и неприятную обязанность).

Навыки опрятной еды включают умения:

- правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

- не крошить хлеб;

- пережевывать пищу с закрытым ртом;

- не разговаривать с полным ртом;

- тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- благодарить;

- пользоваться только своим прибором.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включает умения:

- расстегивать пуговицы;

- снимать платье (брюки);

- аккуратно вешать платье (брюки) на спинку стульчика;

- снимать рубашку и аккуратно вешать ее на брюки;

- снимать обувь;

- снимать колготки, вешать их на рубашку (платье);

- надевать одежду в последовательности, обратной представленной.

Советы родителям по развитию культурно-гигиенических навыков у детей 2 -3 года жизни.

Дети того возраста стремятся и могут быть самостоятельными, только если для этого созданы следующие условия:

- для умывания дома поставьте скамеечку или табуретку, стоя на которой малыш сможет достать кран;

- полотенце должно быть небольшим, чтобы ребенок легко мог им вытереться;

- повесьте полотенце на высоте, доступной для ребенка, чтобы он смог снять его и повесить сам;

- умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции (вода не очень холодная и не затекает в рукава);

- для кормления лучше иметь подходящие для роста ребенка стол и стулья;

- найти доступное место для хранения предметов сервировки стола (салфеток, посуды и др.);

- ребенок может сидеть и за общим столом, когда вся семья в сборе;

- покажите ребенку пример культуры поведения за столом, не делайте замечаний при какой-либо неудаче, неловком действии;

- незаметно помогите малышу, похвалите его за самостоятельность и аккуратность;

- привлекайте ребенка к участию в приготовлении еды;

- предложите ребенку поставить стул к столу, принести и постелить салфетку, принести тарелку, ложку и т.д.

Выполнение этих действий создает у ребенка установку на прием пищи, положительно влияет на его аппетит. Кроме того, это приучит малыша к труду и самостоятельности. Не пропустите этот благоприятный период, когда ребенок все хочет делать самостоятельно, когда его привлекают действия с предметами. Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно. Задача взрослых – помогать малышу!

В раннем возрасте ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами – одеждой и обувью.

Если вы хотите, чтобы ребенок действовал сам и получал удовольствие, надо придерживаться следующих правил:

- раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и разложены таким образом, чтобы облегчить ребенку одевание;

- у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном, на прогулку, а также вешалка для верхней одежды, расположенная на уровне его роста;

- хвалите ребенка за те действия, которые он делает правильно, прилагает усилия;

- в том случае если ребенку действие дается легко, хвалить не надо – в похвале должна быть мера;

- сначала ребенку нужна будет помощь, которая не подавляет в нем стремление к самостоятельности;

- совместным действием только чуть-чуть поправляйте движение ребенка, он должен почувствовать, что действие приводит к желаемому результату;

- обратите внимание: сначала действие совершается ребенком, и лишь после неудавшейся попытки Вы приходите ему на помощь, причем не делая за него, а способствуя самостоятельной деятельности.

Советы родителям по развитию культурно-гигиенических навыков.

1.К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

2.Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

3.Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию культуры поведения, происходящему в процессе игры, труда, занятий, в быту.

4.Ежедневное повторение режима дня приучает организм детей к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя их нервную систему от переутомления.

5.В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.

6.Для детей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков; им нужно сообщать элементарные сведения о рациональных правилах личной гигиены, ее значения для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам.

7.Можно также использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т.д.

8.Следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

9.Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно: например, не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать и т.д.

10.Важно вовремя похвалить ребенка, но не злоупотреблять этим, чтобы он не ждал похвалы постоянно.

11.Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам.

12.Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

13.Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем наблюдаются и случаи самоограничения собственных побуждений, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт н...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

"Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта"

Данный материал содержит : Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживан...

Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук»

Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно  - гигиенических навыков  во второй младшей группе  «Правильное мытье рук» Алгоритм мытья рук...