Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей с детьми средней группы «Кукла- оберег зайчик-на-пальчик»
    методическая разработка (средняя группа)

    Василенко Елена Геннадьевна

    Обучение   родителей приёмам куклотерапии в профилактики  психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для родителей с детьми средней группы

    «Кукла- оберег зайчик-на-пальчик»

    Воспитатель: Василенко Е.Г.

    Цель: использования  родителями приёмов куклотерапии в профилактики  психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

    Задачи:

    • использовать приём изготовления кулы-оберега родителями как средство куклотерапии в профилактике психоэмоционального напряжения детей;
    • способствовать развитию коммуникативных навыков сотрудничества детей и взрослых;
    • обогатить представления родителей об использовании в практике общения с детьми куклы-оберега;
    • создать условия для развития творческого потенциала родителей в процессе изготовления куклы-оберега.

    План работы:

    1. Регистрация
    2. Презентация
    3. Практическая деятельность
    4. Обыгрывание
    5. Рефлексия

    Материалы и оборудование:

    1. План-конспект мастер-класса.
    2. Презентация.
    3. Образцы игровой куклы.
    4. Материалы для практической работы: заранее заготовленные лоскуты ткани 10х20 см, набивочный материал (синтепон, вата), красные нитки

    Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители!

    Ребята, что вы любите делать? (Играть). Расскажите о своих любимых игрушках.

    Давным - давно на Руси, когда жили ваши  дедушки и бабушки, они  тоже играли в игрушки, только в старину были другие игрушки, не  как современные. Вы хотите узнать, в какие игрушки играли ваши дедушки и бабушки?

    Воспитатель: Предлагаю  вашему вниманию фильм об игрушках, которыми играли ваши бабушки и дедушки.

    Просмотр презентации «Русская народная игрушка»

    Песня- хоровод

    - Мы с вами посмотрели презентацию, узнали много нового об обереговых куклах, о том как их изготавливали. А сейчас мы вам предлагаем самим сделать куколку «зайчик на пальчик». Пусть, вместе с таким маленьким другом вам никогда не будет страшно и одиноко.

    Практическая часть.

    Изготовление традиционной обрядовой игровой куклы «Зайчик на пальчик» на основе презентации

    Просмотр презентации «Игровая кукла «Зайчик на пальчик»»

    В современной психологии роль  куклотерапии является одним из средств, позволяющим стимулировать ребенка, снижать эмоциональное напряжение. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

    В нашем сегодняшнем весьма практичном и материальном мире почему-то утрачиваются наши исконные традиции, устои, обычаи, наши корни. А ведь предки наши пеклись о душе человеческой с самого рождения малыша, и любая материальная вещь из окружавших человека несла глубокий духовный смысл. Давайте попробуем вернуть исконную духовность нашим детям!
                Испокон веков детские куклы делались только руками близких людей, как правило, женщин, которые вкладывали в игрушку все свои мысли, любовь… С такими игрушками закладывалось миропонимание в сознание ребенка – как должно быть, что нужно ценить в жизни, каково предназначение человека и многие другие базовые понятия, на которых строится воспитание и развитие личности. Игрушка воплощала родовую память. Ну и конечно, настоящая игрушка должна развлекать, утешать, помогать, оберегать…
                Сегодня мы сделаем куклу, которая одновременно и игрушка, и оберег – «зайчик на пальчик».

               Зайчика на пальчик делали детям с трёх лет. Это и друг ребёнка, и одновременно его оберег.

               Эту игрушку в старину родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему не было страшно. К Зайчику можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть, а ещё ему можно доверить свои секреты, можно рассказать всё, что думаешь, и он никому не расскажет!

    Зайчик одевается на пальчик, и нужно держать его в ладошке, как бы загораживая от всех, так удобно с ним пошептаться о своих тайнах

    И волшебным образом все вопросы переставали быть неразрешимыми!

    Как и у всех русских национальных тряпичных кукол, у зайки нет «лица». Считалось, что делать куколке лицо нельзя, опасно. Но и в наш век, далекий от суеверий, можно точно сказать, что современным детям такие «безликие» куклы будут полезны. Ведь ребенку ничто не мешает «заставить» зайку смеяться или плакать и сделать это он может лишь силой своего воображения. Магазинные игрушки такого простора не дают. Они жестко диктуют свои правила игры. Вот улыбается она, эта игрушка, и все тут. А ты коленку разбил, больно, а она все равно улыбается – смешно ей! Или натуралистичные куклы-младенцы с вечной гримасой плача на личике. И сколько ты его не корми, сколько не укачивай – все равно плачет.

                   Сам образ зайца очень добрый. Если смотреть по русским сказкам, т.е. мифам, то зайчик такой вроде бы слабенький и беззащитный, почему-то всегда побеждает.

    Считается что заяц это образ разума, что бы не происходило разум побеждает и силу, и злобу и хитрость-лису и многое другое .

    Ещё зайцы очень плодовитые существа – это ещё и символ плодородия.

    Зайчик на пальчик делается очень просто, а увлекаясь процессом изготовления  игрушки,  дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.  А игрушка, сделанная совместно с ребёнком, как известно, станет хорошим инструментом  профилактики  психоэмоционального напряжения.

    Музыкальная пальчиковая гимнастика

    Когда зайчик на пальчик готов - ему можно сделать домик-мешочек или коробочку, где его хранить или определить какое то,  место где он будет жить, то есть его нельзя бросать,  где попало у него должно быть своё место. Чтобы зайчика никто другой не брал. Относиться к нему, следует уважительно,  иначе он не захочет помогать, то, что для вас не важно -  силы не имеет.

    Когда желание сбывается – зайчика благодарят. БлагоДарность – великая сила. Помогающая притягивать в жизнь, самое хорошее.

    В конце мастер класса проводится общая выставка работ и обсуждение.

    Вариантов игры с зайкой очень много

    Подарите ребенку зайчика с такими словами:

    Заинька маленький, прыгни на ладошку,

    На моей ладошке попляши немножко.

    Зайка – заинька, покружись.

    И друзьям, заинька, поклонись

     Предложите вашему ребенку «пожаловаться» зайке, или поделиться мечтами. Возможно, зайчишка поможет вашим деткам при адаптации в детском садике

    Читается такой  стишок:

    Скачет зайка маленький
    Около завалинки.
    Быстро скачет зайка,
    Ты его поймай-ка!

    1. Малыш в конце последней фразы ловит зайку на своей же
    руке.

    2. Зайка должен уметь прятаться, и к концу фразы малыш
    прячет своего зайку, чтобы его не поймали.

    3. Малыш ловит зайку не на своей руке.

    4. Своего зайку спрятать, а "чужого" поймать —
    это самый сложный вариант, к которому надо стремиться.

    Можно сделать несколько разноцветных зайцев и сочинять
    про них разные истории, сказки и т.п.

    Потешка

    "Зайка серенький сидит.
     И ушами шевелит.
    Зайке холодно сидеть.
    Надо лапочки погреть.
    Зайке холодно стоять, 
    Надо зайке поскакать.
    Кто-то зайку напугал - 
    Зайка - прыг - и убежал"

    Зайка трусишка по полу бежал (зайчик прыгает)

    В огород забежал,

    Морковку нашел,

    Капусту нашел, сидит и грызет.

    -Ай, кто-то идет! (зайчики прячутся).

    Вопросы для обсуждения.

    1. Понравилось ли вам работать вместе?
    2. Понравились ли вам поделки, которые вы сделали своими руками?
    3. Понравился ли вам наш мастер-класс?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для родителей с детьми "Игровая кукла оберег «Зайчик-на-пальчик» 1 младшая группа

    Цель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми: родителями и педагогами.Задачи:- привлекать внимание к русской народной культуре;- заинтересовать разнообразием обря...

    Мастер-класс «Кружка для папы» с детьми средней группы

    Самые первые подарки для мамы и папы дети делают в детском саду. Такой подарок будет дорог и ценен, хоть и выполнен ещё неумелыми детскими ручками....

    Игровая кукла оберег «Зайчик-на-пальчик»

    Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми: родителями и педагогами....

    Родительское собрание. Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования с детьми среднего возраста».

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»...

    Мастер-класс для родителей с детьми "Игровая кукла оберег «Зайчик-на-пальчик» младшая группа

    Цель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми: родителями и педагогами. Задачи: - привлекать внимание к русской народной культуре; - заинтересовать разнообразие...

    Мастер-класс для семейного досуга с детьми среднего возраста "Стрекоза"

    Методическая разработка для развития творческих способностей ребёнка в семье...