Консультация «Развитие мелкой моторики у детей»
консультация на тему

Пескова Елена Сергеевна

Доказано, что развитие мелких движений рук напрямую связано с развитием речи и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_2017.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Гимназия № 1797 «Богородская»

ДО № 4-4 «Солнышко»

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики у детей»

г. Москва, 2017 год 

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Речевое развитие является одним из важнейших этапов развития дошкольника. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира.

Любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек. Вас интересует, как же помочь ребенку, как с ним общаться и играть, как и чему учить, чем занять?

Доказано, что развитие мелких движений рук напрямую связано с развитием речи и мышления. Кроме этого, развитие мелкой моторики подготавливает руку ребенка к освоению таких сложных навыков, как письмо и рисование. Поэтому «мелкой моторике» следует уделить особое внимание.

Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь ребенку лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

Предоставьте ребенку возможность манипуляции со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробки, банки, флаконы и бутылки (из пластика или картона), кусочки тканей, палочки, камушки и многое другое.

Учите его переливать воду из стаканчика в другую (более широкую) емкость. Наливать воду в стаканчик из-под крана, вылавливать ручками или ситечком плавающие в воде небольшие предметы. Все это, конечно, лучше делать в ванной во время купания.

Дайте ему для игр сыпучие материалы.

Играйте также макаронами разной формы, фасолинами, бусинами, пуговицами, другими мелкими предметами (конечно, следите, чтоб все это не попало в рот). Их можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке (возьмите металлическую банку от кофе с пластмассовой крышкой и сделайте нужное вам отверстие). Их можно раскладывать в ячейки для яиц и вынимать обратно.

Предоставьте ребенку возможность работать с пластилином. Разомните пластилин до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Пусть ребенок попробует делать то же самое. Эти кусочки можно назвать как-нибудь (булочки, конфетки, что-то другое) и «складывать» их в нарисованную на листе бумаге корзинку или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины и так далее).

Обязательно играйте с ребенком в пальчиковые игры. Простейшие потешки на две – три строчки снабжайте несложными движениями пальцев и всеми ладошками. Рассказывайте их и сами и показывайте. Постепенно ребенок сам станет за вами повторять.

Для развития рук и мышления ребенка можно начать играть с ним в развивающую игру «Рамки и вкладыши Монтессори», подробно описанную в книгах Никитина. Начать можно с показа вкладышей. Для начала возьмите круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник, покажите их малышу, назовите. Показывать лучше, не держа в руках, а выкладывая по одной фигурке на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, дайте их все ребенку для самостоятельного разглядывания и манипуляции. Заодно можете предложить коробочку или баночку, в которую он сможет их положить и высыпать обратно. Так можно проделывать не один раз. Постепенно познакомитесь со всеми 16-ю фигурами комплекта.

Если ребенок успешно справляется с геометрическими рамками, попробуйте поиграть в рамки «художественные» – с силуэтными изображениями животных, листьев, машин или чего-то другого (сейчас таких рамок довольно много в продаже). Сначала познакомьте его с силуэтами, назовите, попросите показать то или иное изображение. Выньте вкладыши из рамок или попросите малыша сделать это самостоятельно. Потом начните вкладывать обратно.

Игры на бумаге

Можно поиграть с ребенком в игры на бумаге, которые помогут ему лучше овладеть своими ручками, а впоследствии – писать и рисовать. Все задания, которые будут описаны ниже, можно выполнить красочно, разноцветными фломастерами и вложить в прозрачную папку-файл. Тогда их можно будет использовать многократно, малыш будет рисовать прямо по папке фломастером, а вы вытрите потом влажной губкой все, что он «накалякал» и игра будет как новая.
Первая игра «Дорожки».

Нарисуйте с двух сторон листа два домика, между ними дорожку. Около домиков можно нарисовать или наклеить вырезанные из детского журнала изображение любой зверюшки или другого персонажа. Ребенку будет нужно сказать, что зверюшки ходят друг к другу в гости, помоги им. Если ребенку не интересны зверюшки, нарисуйте ему машинки, паровозики или кораблики. А он должен будет провести фломастером по дорожке. Можно нарисовать не два, а три-четыре домика и несколько дорожек между ними. Дорожки на разных рисунках могут быть разными – прямыми или извилистыми, узкими или широкими. Вариант этой игры – игра «Догонялки», когда один персонаж бегает за другим. Рисуете дорожку по кругу и на ней два-три персонажа. Рисовать нужно по кругу.

Игра «Соединялки» - это рисование полосочек разной длины. Сюжет игры придумайте, опираясь на интересы вашего ребенка. Это могут быть зверюшки, у которых улетели воздушные шарики, которые надо соединить «привязать» ниточками. Причем ниточки вы тоже нарисуйте, но не ярко, например, светло-серым цветом, чтобы малышу было видно, где рисовать. Можно соединять бусины одну за другой, вагончики в поезде друг с другом, верблюдов в караване и так далее. Можно дорисовывать «сломавшиеся» ступеньки у лесенки, стебельки к цветочкам. Можно рисовать дождик, который льется из тучки, чтобы выросли эти цветочки.

Игра «Волны». Нарисуйте озеро или речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны – небольшие S-образные линии. Во время игры малышу нужно будет обвести их и\или нарисовать еще волны.

Игра «Прятки». Нарисуйте картинку леса, например. Достаточно одного-двух деревьев, травки, цветочков, грибочков. В лесу – два зверя, один из которых боится другого, например, заяц и лиса. Если вы не умеете рисовать, воспользуйтесь трафаретами, художественными рамками или просто наклейте картинки. Малышу нужно спрятать одного из зверей, спасти от другого, то есть закрасить, закалякать, как можно гуще. Можно прятать рыбок от рыбака, зверей от охотника, малыша от комаров и так далее. Прятать можно большие персонажи и предметы или маленькие, это разнообразит ваши игры.
Игра «Накорми!». Нарисованы разные персонажи, перед ними тарелки разных размеров. Нужно положить им «еду», желательно, не пролив и не просыпав мимо тарелки. Чем старше ребенок, тем строже правила. «Еду» можно просто накалякать или нарисовать палочками или точечками.

Придумывайте свои варианты игр, в которых нужно что-то с чем-то соединить, раскрасить, провести ту или иную линию. Если ваша фантазия не позволяет вам самим что-то придумать и изобразить, поищите более или менее подходящие раскраски в продаже. Разрежьте книжку с раскрасками и по одному листочку вставьте в прозрачные папки, тогда вы сможете использовать ее многократно. Если вы учите малыша читать, то надпишите по слогам некоторое количество деталей картинки (самодельной или готовой).

Если вы не умеете рисовать и стесняетесь показать ребенку свои «чудо» рисунки воспользуйтесь готовым материалом, его сейчас издают в огромном количестве. Только помните одно правило!!! Заниматься нужно ВМЕСТЕ с ребенком, а не оставлять его с книгой один на один. Поверьте, пользы от этого будет мало.

 Игра Волшебный мешочек  очень известна, ее используют в детских садах.

Вам понадобится небольшой тряпочный мешочек и несколько предметов.
Для начала покажите малышу те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек. Это могут быть небольшие игрушки или предметы обихода – пуговицы, бусинки, небольшие коробочки, например, от спичек или фотопленки, ластик, крышка от пластиковой бутылки и так далее.

Уберите предмет в мешочек на глазах у малыша. Спросите: «Где же пуговица? (кубик? и т. д.) Куда она делась?». Достаньте фигурку из мешочка, скажите: «Вот она!».

Опять спрячьте её в мешочек, предложите ребенку «найти» предмет самостоятельно – скажите ребёнку: «Найди, где пуговка!».
Потом положите в мешочек не один, а два-три предмета. Задайте тот же самый вопрос: «Где пуговка?». И на глазах у ребенка достаньте её из мешочка, затем уберите и предложите ребенку выполнить уже привычное ему задание.

Если он достанет не тот предмет, верните его обратно и предложите попробовать еще раз. Если ребенок опять достает не то, что нужно, запустите свою руку в мешочек вместе с малышом и покажите ему своей рукой, что в мешке лежите не один предмет и пуговку еще надо найти. Направляйте руку ребенка от одного предмета к другому, помогайте ему ощупать все и найти нужную.

Можете называть фигуру, которую нужно достать или показывать ему такую же (но предметы должны быть абсолютно одинаковые).
Можно играть по-другому – пусть ребенок достает все предметы один за другим, называя тот, который собирается достать.

Давайте попробуем вместе помочь ребёнку в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики. Все зависит от вас и вашей фантазии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ посредством конструирования из бумаги»

Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее ...

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ посредством конструирования из бумаги»

Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее ...

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках  их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобре...

Консультация « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Консультация для родителей второй младшей группы: « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанн...

Консультация ,,Развитие мелкой моторики у детей с помощью пластилина\'\'

Развитие мелкой моторики рук у детей имеет огромное значение в развитии ребёнка. Под действием развития активизируются речевые центры в мозгу.Чем больше ребёнок работает с предметами,тем быстрее разви...

Консультация "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста"

Предла­гаем  игры и упражне­ния, которые помогут вам развивать ручки ребенка!...

Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...