Консультация для родителей Индивидуально – типологические особенности детей раннего возраста и необходимость учитывать их в процессе воспитания.
консультация (младшая группа) на тему

Князева Марина Андреевна

Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Составила: воспитатель  М.А. Князева

Тема: Индивидуально – типологические особенности детей раннего возраста и необходимость учитывать их в процессе воспитания.

     Нетрудно заметить, что уже впервые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активные, но медлительны. От чего зависят эти и другие индивидуальные особенности детей?

     Многое решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, капризным.

     Но немало случаев, когда дети растут и воспитываются в относительно одинаковых условиях, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. Это объясняется тем, что с самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на некоторые стороны поведения ребенка. Даже в одной семье могут быть дети с разными особенностями нервной системы, или, другими словами, с разными типами высшей нервной деятельности. Поэтому было бы неправильно полностью переносить опыт воспитания одного ребенка на другого, так как это не привело бы к желаемым результатам.

     Типологические особенности нервной системы сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет, а, радуясь, заливается смехом, хлопает в ладоши. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается.

     Для успешного воспитания надо хорошо знать ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, надо, прежде всего во всех отношениях его знать.

     Следует внимательно наблюдать за ребенком. Замечать, быстро ли он засыпает, глубоко ли спит, как переходит от сна к бодрствованию, как относится к изменениям в режиме дня, к новой пище, к незнакомым людям. Ценные наблюдения можно сделать, когда малыш играет: какие игры и занятия он предпочитает, спокойные или подвижные, продолжительно играет одной игрушкой или часто меняет их и т.п. Постоянное изучение ребенка позволит узнать, каковы типологические особенности его нервной системы, сделать выводы относительно особенностей его воспитания.

     Дети с любыми типологическими особенностями могут правильно развиваться во всех отношениях, приобретать необходимые умения, навыки, привычки, но родители должны постоянно помнить об индивидуальных особенностях. В противном случае они не смогут добиться гармоничного развития своего ребенка, так как у него стихийно будут складываться те черты, образованию которых благоприятствует своеобразие того или иного типа высшей нервной деятельности. Так, например, чтобы воспитать выдержку у медлительного ребенка, потребуется меньше усилий, чем при воспитании этой черты характера у очень подвижного, шустрого ребенка. Но и у последнего, безусловно, можно сформировать умение сдерживаться, подождать, если родители специально ставят такую цель. Стихийно она у такого ребенка не сложится.

     Игнорирование особенностей нервной системы, непосильные требования могут привести к упрямству, негативизму, замкнутости и даже к нервным срывам.

     Типологические особенности высшей нервной деятельности устойчивы и мало поддаются коренным изменениям (да к этому и не стоит стремиться!). Поэтому тщетными были бы старания перевоспитать медлительного «мямлика» в торопливого «шустрика» или наоборот. Однако в процессе направленного воспитания могут быть внесены коррективы в поведение ребенка: медлительный, например, может стать более подвижным, расторопным, жизнедеятельным; можно также приучить ребенка сдерживать, где это требуется, бурные проявления чувств и т.д.

     Так называемые «уравновешенные» дети (у них сильные, уравновешенные нервные процессы) чаще всего настроены бодро, плачут изредка, а при устранении огорчившей их причины быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок не боится новых людей, легко вступает с ними в контакты, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания или просто желая поскорее закончить, например, одевание, будут раздражаться, запугивать малыша, он может стать боязливым, плаксивым, замкнутым.

     Особенности нервной системы этих детей благоприятны в равной мере для развития интереса, как к подвижным, так и к спокойным играм и занятиям. Соблюдение общих правил воспитания обеспечивает детям этого типа хорошее развитие.

      Воспитателям и родителям немало беспокойства доставляют так называемые «неуравновешенные» дети. У этих ребятишек процессы возбуждения сильнее, чем процессы торможения.

     Во время прогулки такие дети много двигаются, устают. Перед обедом им надо дать возможность немного отдохнуть. Важно, чтобы кормление проходило в спокойной обстановке, так как  «возбудимые»  дети легко отвлекаются. Следует учитывать, что дети этого типа большие объемы пищи съедают утром и вечером. Кормление же их в обеденное время часто сопряжено с трудностями.

     Сон такого ребенка неглубокий, чуткий. Малейший шум в комнате может разбудить его. Перед тем, как заснуть, малыш долго вертится в кровати, а во время сна тоже часто поворачивается с боку на бок и нередко спит беспокойно в тех условиях, которые вполне пригодны для спокойного сна детям другого типа.

     Детей этого типологической группы за их живость метко называют «шустриками». Они предпочитают подвижные игры, особенно любят бегать; нередко, не умея вовремя остановиться, отдохнуть, перевозбуждаются. Очень важно неугомонного «шустрика» приобщить и к спокойным занятиям, доступным его возрасту; действиям с разборными игрушками, строительным материалом, парными картинками и т.п. Развивая, таким образом, усидчивость, желание и умение довести начатое дело до конца. Однако родители не должны навязывать ребенку занятие вопреки его желанию. Это может вызвать лишь негативную реакцию. Нужно пробудить интерес к занятию, которое они считают полезным для него. Этому помогут личное участие взрослого, его искренняя заинтересованность, эмоциональность, одобрение самых небольших успехов малыша. Если специально не заниматься с такими подвижными детьми, не заботиться о выработке усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может сформироваться рассеянность, легкая отвлекаемость.

     У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко из-за своей несдержанности являются и зачинщиками конфликтов: отнимают игрушки, толкают детей, торопясь к своей цели, и т.п.

     Воспитывая таких маленьких непосед, надо свои усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости.

     Но есть и другие дети, которых не без юмора называют «мямликами». Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием процесса торможения. Они медлительны, невозмутимы. Благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот окружающим. Дети этого типа имеют хороший, устойчивый аппетит. Сон глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Родители должны почаще привлекать малыша к разнообразной деятельности,  надо стимулировать их двигательную активность. Медлительные дети отдают предпочтение спокойным занятиям, играм в кукольном уголке, рассматриванию картинок и т.п. Поэтому их надо привлекать к играм, требующим движения, проявления сноровки, ловкости, быстроты реакции (побежать по сигналу, догнать и т.п.). Не следует сердиться на малыша за нерасторопность. Это делу не поможет, а лишь огорчит ребенка. Он будет избегать тех игр, в которых не может добиться успеха, что в конечном итоге поведет к одностороннему развитию. Малыша очень обрадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов.

     Для того чтобы медлительный ребенок овладел всеми необходимыми умениями, от родителей требуется изрядное терпение. Но, тем не менее, не следует делать за ребенка то, что он должен и может выполнить сам, хотя и не так быстро, как делают другие дети, как хотелось бы родителям. Если взрослые нетерпеливы, ребенок отстает в развитии. Вместе того чтобы научить его есть самостоятельно, его кормят, чуть ли не до школы, одевают и раздевают, тогда, как его сверстники хорошо делают это сами.

     Медлительные дети могут расти малоинициативными, необщительными, если родители вовремя не примут меры. Полезно, скажем, подвести ребенка к играющим в песочнице детям, побудить принять участие в их играх, хотя бы на первых порах поиграть рядом, показать, как можно поделиться игрушками.

     Возможно, некоторым родителям нравятся медлительность и невозмутимость их ребенка, и они не стараются преодолеть ее, не замечают в ребенке инертности. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот. Но надо подумать и о его будущем. Нерасторопность в играх сделает его предметом насмешек сверстников, медлительность будет мешать, ему успешно трудиться.

     Особого подхода требуют дети, тип нервной системы которых условно называют слабым. Это дети очень чувствительные ко всему происходящему вокруг. Они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью.

     Сон их неглубок, поэтому для полноценного отдыха им надо создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Аппетит неодинаков. Дети этого типа медленнее овладевают движениями, быстро утомляются. Такой ребенок остро реагирует на малейшие неудобства. Чувства он выражает неярко: будучи недоволен – хнычет, а если радуется – тихо улыбается, тихо смеется. Эти дети более остро, чем другие реагирует на все новое: может испугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Все это родители должны принимать во внимание и оберегать ребенка, но не опекать излишне.

     Подрастая, такой ребенок может чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: кто-то толкнул, отнял игрушку. Он огорчается, старается уединиться. Задача взрослых – помочь ему войти в общество сверстников.

     Ребенок особенно чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются. Строгий тон, который порой просто необходим с другими детьми, менее эффективен по отношению к такому ребенку, и без того ранимому, робкому. Вместе с тем свойственная этим детям повышенная восприимчивость благоприятствует воспитанию у них чуткости, отзывчивости. С первых лет надо позаботиться о том, чтобы предупредить формирование неуверенности в себе, обидчивости, замкнутости.

     Ребенка не следует излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуверенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет различные поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям, к взрослым, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее, решительнее.

     Знание «сильных» и «слабых» сторон ребенка, обусловленных типологическими особенностями нервной системы, помогает взрослым, не насилуя его природу, не доводя до огорчений и конфликтов, воспитывать необходимые качества.

     

     

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Возрастные психологические особенности детей раннего возраста 2-3 лет"

Для того чтобы лучше понять, как правильно воспитывать ребенка, родителям нужно знать особенности физического и психического развития детей раннего возраста. Поэтому, зная основные психические ос...

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Особенности детей раннего возраста, которые нужно учитывать при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение

Ранний возраст — совершенно особый период — период созревания всех органов и систем. Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит впервые 3 года жизн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

Консультация для родителей. «Теоретические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимости от стиля семейного воспитания »

В  процессе  адаптации  ребенка  в  раннем  возрасте  можно  выделить  особенные  факторы,  такие  как  межличностные  отношения,...

Консультация для родителей. «Возрастные психологические особенности детей младшего возраста»

Консультация для родителей. «Возрастные психологические особенности детей младшего возраста»...