Развиваем память.
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Коньякова Наталия Вадимовна

Родители часто недоумевают, почему их ребенок с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное, можно ли развить память ребенка? Ответы на эти и другие вопросы даются в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvivaem_pamyat.docx511.6 КБ

Предварительный просмотр:

Родители часто недоумевают, почему их ребенок с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное, можно ли развить память ребенка? C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\help-your-brain-do-its-best-healthy-kids-today-120897.jpg

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, как в повседневной жизни, так и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения ребенка, тем выше потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Что такое память? Это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах – запоминании, сохранении и воспроизведении. Запоминание – это процесс образования и закрепление в нервных клетках коры головного мозга информации в виде нервных импульсов, передающихся к отросткам этих клеток друг другу. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи – пути поступления и извлечения информации. Кроме того, при запоминании происходит установление связи между новыми и существующими путями. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами и явлениями, отображенными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называются ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе, и запоминание. Поступающая информация сохраняется в нашей памяти в виде памятного следа – энграммы. В ее формировании и сохранении принимают участие, вероятно, все клетки головного мозга. Но науке пока точно неизвестно, в каком виде хранится этот памятный след. Сформировавшаяся энграмма очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но ее извлечение, то есть воспоминание чего-либо может сопряжено с большими трудностями. Однако доказано, что при обучении и тренировках памяти, число связей между нервными клетками становится все больше и больше, они приобретают устойчивость, что приводит к более легкому извлечению энграммы.

Объект запоминания.   В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти: наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее. Словесно-логическая (или словесно-смысловая), при которой информация запоминается на слух.  Двигательная (моторная) – память движений и эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. 

Степень волевой регуляции памяти. По этому признаку память делится на произвольную (которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс требует усилий у человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, это происходит само собой).

Длительность сохранения информации в памяти. По этому критерию память разделяется на кратковременную и долговременную.

От чего зависят способности к запоминанию.   Существует несколько факторов. В первую очередь, возраст – чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники ее применения. Ребенок запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Дети постарше и взрослые для запоминания прибегают к определенным приемам, - связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки и т. д. Иначе говоря, активнее включают механизм, так называемой, опосредованной памяти. Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний – память развивается с увеличением объема знаний. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей – чем больше ребенок умеет делать, чем активней он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\creative-thinking-skills-in-business-lincolnshire-fun-energetic-and-350659.jpg

Особенности памяти дошкольника.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Дети еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание  происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому его новые знания должны иметь для него какое-то значение. Чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого зависит от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста  необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти. В дошкольный период память развивается интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 5-летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда ребенок ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять,  учить ребенка запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.                                                                   

Когда не хватает слов.   Если у ребенка плохо развита речь, бедный словарный запас, он неизбежно будет плохо запоминать. Больше общайтесь, расспрашивайте о событиях дня, уточняйте детали: «А ты что сказал?» А он что сделал?» Эти вопросы активизируют участки мозга, отвечающие за память, заставляют ее работать. Чем подробнее будет рассказ, тем лучше.

Зубрежка – это хорошо! Заучивайте стихи. Можно начать с 1-2 четверостиший, но «взрослых» стихов и каждый день ребенок должен выучить 2-3 новых фразы или десяток новых слов. При этом важно, заучивая новые стихи или слова, все время повторять и старые. В начальной школе задают учить много стихотворений наизусть.C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\zaryadka-dlya-uma.jpg

Главное мелочи. Учите ребенка обращать внимание на частности: цвет, запах, предмет.  Образы запоминаются легче, чем сухие факты.  Подмечайте все: оранжевые листья, черную ворону.  Вспоминайте: когда начался дождь? «Как - то раз когда мы проходили мимо булочной, туда только что завезли свежий хлеб и стоял потрясающий аромат». Так развивается ассоциативная память. 

Шпаргалка. Во время заучивания стихов, ребенок мысленно рисует картинки: белый парус над волнами или Мороза – вое-воду с бородой, который «обходит владенья свои». Научите ребенка «фотографировать» текст.

Предлагаем Вашему вниманию серию игр, помогающих развить память и внимание.

Игры на развитие внимания.

Что изменилось?

Из группы предметов уберите один или переставьте на другое место.

Найди отличия.

Можно использовать картинки, которые печатают детские журналы. Сравните двух игрушечных зайчиков, обращая внимание на цвет, размер, одежду и т. д. Находите различия в количестве, длине, ширине, форме.

Повторяй за мной.

Вы показываете какие-либо действия, одновременно называя их. Неожиданно, комментируя очередное действие, например: «Руки на пояс», опустите руки вниз, стараясь подловить малыша. А если ему удастся подловить вас, это ему очень понравится!

Игры на развитие памяти.

Опиши по памяти.

Дайте ребенку на время какой-либо предмет, а потом, убрав его, попросите описать его как можно точнее. Разрешается задавать наводящие вопросы.

Найди картинку.

Покажите малышу картинку, а потом спрячьте ее в наборе из похожих картинок. Можно использовать изображение цветов, птиц, грибов и т. д.

Вспомни и скажи.

Показав ребенку изображение из небольшой группы предметов, уберите его и задайте вопросы: «Что было нарисовано на картинке? Какие предметы лежали в центре, какие – по бокам? Какого цвета они были? Затем поменяйтесь ролями.

Игры на развитие мышления и речи.

Что лишнее?

Проверенная временем игра. Здесь фантазия не знает предела. Лишним может быть предмет другой формы, цвета, размера, класса (животные, птицы, дикие и домашние, цветы и грибы, цифры и буквы).

Закончи предложение.

В небе светит…

Мальчик идет…

Мы помогаем…

Девочка дружит…

Развить речь малыша помогут пересказы любимых сказок, заучивание стихов наизусть, составление рассказов по картинкам.

Несколько полезных советов.

  • Вы можете играть во все игры по дороге из детского сада, в автобусе, в очереди в поликлинику. Старайтесь, чтобы кроха не относился к ним как к занятиям. Сначала расспросите, во что играл малыш в ваше отсутствие, чем занимался и только потом потихоньку переходите к упражнениям для развития памяти, внимания.
  • Не скупитесь на похвалу, пусть ребенок и не сразу схватывает суть задания. Поверьте, всегда есть, за что похвалить Вашего малыша!

Желаем удачи!C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\man_standing_with_his_children_and_singing_zz023032.jpg

Электронную версию статьи Вы можете прочитать и скачать на мини-сайте учителя – логопеда Коньяковой Наталии Вадимовны НСПОРТАЛ (http://nsportal.ru/konyakova-nataliya-vadimovna)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Развиваем память правильно"

Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития человека, первоначальное формирование физических и психических его качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Особенностью ...

Развиваем память

Консультация для родителей...

развиваем память

      Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает разли...

Консультация "Развиваем память, внимание и мышление ребёнка"

Уважаемые родители,не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо раз...

Учим стихи - развиваем память

Консультация для родителей по заучиванию стихотворений, развитие памяти...


 

Комментарии

Орлова Екатерина Игоревна

Очень интересный материал! Возьму на заметку!