Памятки по развитию речи для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чеглакова Наталья Владимировна

Памятки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка родителям по развитию речи ребенка

Развитие речи ребёнка в норме

  1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).

        2 - 3 месяца – гуление;

        4 - 6 месяцев – лепет;

        9 - 12 месяцев – первые слова.

2. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).    

        1,5 - 2 года – фраза;

     к  3 годам – связная речь (несколько фраз).

3.  Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).

К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.

6 - 7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.

4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.

Особенности  речевого развития детей 6-7 лет

  • Правильно произносят все звуки родного языка;
  • Производят простейший звуковой анализ слов;
  • Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
  • Грамматически правильно строят фразу;
  • Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
  • Свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
  • Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;

Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Предпосылки нормального развития речи ребёнка

  1. Психологическое и физическое здоровье.
  2. Нормальные умственные способности.
  3. Нормально развитый слух и зрение.
  4. Потребность в речевом общении.
  5. Полноценное речевое окружение.  

Предпосылки для успешного овладения грамотой

  1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
  2. Психическое и физическое здоровье.
  3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
  4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт  речевого общения.
  5. Полноценное речевое окружение.
  6. Нормальное развитие двигательной сферы.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии.

Внимание: артикуляционную гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.

Комплекс № 1 (общий)

1.Удерживание губ в улыбке;

2. Вытягивание губ вперёд трубочкой;

3. Чередование положения губ (улыбка – трубочка);

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

5. Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;

6. Удерживание узкого языка (иголочка);

 7. Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.

Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих)

  1. Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);
  2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…(упражнение делается на одном выдохе);
  3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).

Комплекс № 3 (для звуков [р-л])

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь;
  2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
  3. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).

Упражнения для развития связной речи

  • Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Подбирать действия к предметам и наоборот (Птица что делает? Летает);
  • Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
  • «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
  • «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
  • «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
  • Придумать продолжение сказки;
  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по развитию речи детей

  1. Любите своего ребенка. Ласково называйте его по имени.
  2. Общайтесь с ребенком постоянно. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них (ты еще маленький, тебе рано это знать). Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать. Ответы давайте краткие  и доступные пониманию ребенка.
  3. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?».
  4. Выучите с ребенком домашний адрес.
  5. Расскажите о городе, в котором живёте. Гуляя по городу читайте названия улиц, рассказывайте об истории города, объясняйте ребенку увиденные события. Расскажите  о визитных карточках Санкт-Петербурга:  Петропавловской крепости, Дворцовой  площади, Невском проспекте и др. знаменитых местах нашего города и по возможности побывайте в них. Посвятите этим экскурсиям всего один день в месяц!
  6. Расскажите ребенку о своей семье; о родителях – как зовут маму и папу (ребенок должен знать Ф.И.О.), где вы работаете, объясните ребенку значимость вашего труда не только для благосостояния вашей семьи, но и для общества; о братьях и сёстрах ( сколько им лет, где учатся и т.д.). Расскажите о своих ближайших родственниках: как их зовут, где они живут, чем занимаются.
  7. Расскажите ребенку о стране, в которой мы живем, чтобы ребёнок усвоил понятие страна (город и страна это не одно и то же). Расскажите о родственниках, живущих в других городах (возможно и в другой стране). Воспитывайте любовь к Родине.
  8. Расскажите ребенку о Российской Армии, о главной её функции – защите страны от внешних врагов, о родных (папа, дядя, дедушка, прадедушка, прабабушка) или ближайших знакомых служивших в ней, по возможности знакомьте с родами войск.
  9. Поощряйте в семье занятия ребенка аппликацией, лепкой и рисованием. Приобретите для этого ножницы  с тупыми концами, цветную бумагу, пластилин, цветные карандаши, краски, клей и т.д.
  10. Уделяйте постоянное внимание развитию речи ребенка и больше общайтесь с ним. Читайте ребёнку сказки, пословицы, поговорки, стихи, загадки и разучите некоторые из них.

Искренне желаем Вам крепкого здоровья, счастья,

благополучия в семье.

Пусть дети радуют Вас!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

о психолого-педагогических основах развития речи

детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители:

  • Развивая речь ребенка, вы способствуете развитию его интеллектуальной и эмоциональной сферы, тем самым создавая залог успешности обучения в школе
  • Речь ребенка развивается в подражании. Будьте примером для своего ребенка
  • Связная речь, способность формулировать мысли рождается в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог
  • Работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения решает задачи по подготовке к обучению грамоте
  • Формирующаяся в этом возрасте интеллектуальная, то есть планирующая функция речи является составляющей деятельности общения
  • К пяти годам детей овладевают грамматикой родного языка, правильно употребляют слова-исключения из правил
  • В этом возрасте высок уровень развития лексики. В речи ребенка появляются синонимы, антонимы, сравнения
  • Для формирования лексических и грамматических навыков необходимо внимательно выслушивать ответы ребенка, помогая высказывать мысли, находить более точные слова
  • Словарный запас расширяется за счет получения новых впечатлений, в различных видах деятельности
  • Для обучения монологической речи учите ребенка рассказывать или пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять рассказы по картинкам, из личного опыта
  • Слушайте и слышьте друг друга

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ


Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
 

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
 

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
 

Организация проведения артикуляционной гимнастики


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
 

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
 

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
 

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
 

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
 

Памятка для родителей

по развитию речи детей.

  1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится.
  2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.
  3. Никогда не поправляйте речь ребенка.  Просто повторите ту же фразу правильно.
  4. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  6. Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
  7. Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
  8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
  9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребенком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  10.  Читайте с ребенком художественную литературу – это приучает ребенка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  11.  Не критикуйте ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  12.  Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  13.  Играйте с ребенком в разные игры.
  14.  Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Памятка для родителей

 «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Уважаемые родители!

        Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в поощрении, они – важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

- «Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

- «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком.  Кто найдет больше предметов, то и победит.

- «Угадай-ка».  Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

- «Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

- «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

- «Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании ( т.е. припоминании) слов с закрепляемым звуком.

- «Мы – артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку  или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносится чуть дольше обычного.

- «Можно или нельзя». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по развитию речи детей

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук,  следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Памятки для ежедневных совместных занятий родителей и детей по развитию речи, по развитию связной речи. Анкета для родителей об отношении к чтению....

Памятка " ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА"

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА...

Памятка по развитию речи

Памятка по развитию речи в помощь родителям...

памятка по развитию речи детей

Рекомендации для родителей....

Консультация для родителей: Памятка по развитию речи и любознательности

Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.......

Консультация для родителей "Памятка по развитию речи у детей 2-3 лет"

Консультация для родителей "Памятка по развитию речи у детей 2-3 лет"...